Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 14»
(филиал)
«Чтобы не было беды, правила пожарной безопасности выучи ты!»

Разработала:
учитель начальных классов
Е.А. Бочманова-Козлова
Тема. Игра – викторина «Чтобы не было беды, правила пожарной
безопасности выучи ты!»
Цель мероприятия:
1. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; о профессии «пожарный»,
2. Закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных; развивать чувства коллективизма, ответственности и выдержки у школьников.
Оборудование: рисунки, плакаты, сигнальные карты красного и зеленого цветов, картинки-мозаики, красный мяч, альбомы, цветные карандаши, грамоты.
Ход мероприятия
1. Организационное начало
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
- Какой теме будет посвящен наш классный час?
- Правильно. Участвуя в игре-викторине «Чтобы не было беды, правила пожарной безопасности выучи ты!» мы повторим правила пожарной безопасности.
- Наш класс разделим на две команды: «Быстрые» и «Умелые». Чья команда будет быстрее и правильнее выполнять задания, та и станет победителем!
2. Работа по теме
- Ребята, первым вашим заданием будет – это как можно больше вспомнить пословиц об огне, пожаре. Кто больше назовет пословиц, тот наберет наибольшее кол-во баллов!
1.задание: «Вспомни пословицы»
● От искры пожар рождается.
● Спички не игрушка, огонь не забава.
● Спичка – невеличка, а огонь великан.
● И малая искра сжигает города.
● Не шути с огнем – можешь сгореть.
● Спички не тронь – в них огонь.
● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.
● В руках спичка была, да изба сплыла.
● Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
● Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.

2 задание «Отгадай загадки»
Накормишь – живет,
напоишь – умрет.
(Огонь.)
Все ест не наедается,
А попьет – умирает.
(Огонь.)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым.)
На кухне - пьезозажигалка,
Надёжней спичек та "мигалка".
Нажмёшь на этот инструмент -
Она родится в сей момент.
(Искра.)
Висит – молчит,
А перевернешь, шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель.)
Красная макушка,
Два ушка, два дужка,
Пусто так бренчит,
А наполнишь - молчит.
(Пожарное ведро.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички.)
Что бывает, если птички
Зажигают в доме спички?
(Пожар.)
Я тушить пожар помог,
Заработал там ...
Но горда моя семья -
Спас кота соседа я!
(Ожог.)
Привал устроили туристы -
Разбили лагерь в поле чистом.
Поленья где теперь трещат?
И искры от чего летят?
(Костёр.)
3 задание: игра “Запрещается – разрешается”
-Чья команда покажет наибольшее кол-во правильных ответов, та и выиграет.
У каждого ребенка по две сигнальных карточки. Одна карточка - зеленого цвета, “разрешающая”. А другая карточка – красного цвета, “запрещающая”.
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают карточки с соответствующими цветами.
Запрещается (красный цвет):
• играть со спичками;
• оставлять открытыми двери печей, каминов;
• оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, радиоприемники и т.п.
• оставлять без присмотра топящуюся печь.
• Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
• Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
• Оставлять открытыми двери печей, каминов.
• Применять самодельные приборы и предохранители.
• Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
Разрешается (зеленый цвет):
• не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;
• кричать и звать на помощь взрослых;
• закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма;
• набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;
• двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;
• Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
• Вызвать для пострадавшего скорую помощь , отправить его в больницу.
Рассказ учителя
- А нам всем следует быть внимательными в обращении с огнем, соблюдать осторожность возле электронагревательных приборов, у каминов, печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечами. Часто несчастье приключаются у новогодней елки, если вместо электрогирлянды используются свечи или бенгальские огни, люди устраивают во время праздников в квартире фейерверки.
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо вызвать пожарную команду по телефону. А какой номер нужно набрать? Дождитесь ответа и сообщите свой адрес. Но можно также обратиться к своим соседям по лестничной площадке. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату, лучше выбежать из квартиры.
Вот послушайте рассказ про Петю.
«Никто этому не верит, а пожарные говорят: «Дым страшнее огня». От огня человек убегает, а дыма не боится и лезет в него. И там задыхается. И еще: в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу. И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Но только мальчик Петя остался в комнате. Старший пожарный послал молодого пожарного в маске найти мальчика. Он вошел в комнату. В комнате огня еще не было, но было полно дыма. Пожарный проверил всю комнату, просмотрел все стены и углы и даже кричал со всей силой через маску: «Петя, Петя! Выходи, сгоришь! Подай голос». Никто не отвечал. Пожарный услышал, что валится крыша, испугался и ушел. Тогда старший пожарный рассердился и спросил: «А где мальчик?» «Я все стены осмотрел и пол», - сказал пожарный. «Давай маску!» - крикнул старший. Человек начал снимать маску. Но старший увидел, что потолок уже горит, ждать некогда. Он не стал ждать - окунул рукавицу в ведро, засунул ее в рот и бросился в дым. Он сразу бросился на пол и стал искать. Наткнулся на диван. Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Схватил ноги и потянул. И не отпускал их, пока не вытянул на крыльцо. А тут как раз рухнул потолок и вся комната загорелась. Петю отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что от страха забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было».
- Хорошо, что все закончилось благополучно, но ответьте мне на вопросы:
- Кроме огня, чего еще нужно опасаться во время пожара? Что случилось во время пожара?
- Какую ошибку совершил пострадавший Петя?
- Какими качествами должны обладать люди, которых называем мы пожарные?
(Дети отвечают.)
4 задание . «Нарисуй листовку»
Командам нужно нарисовать листовку на любую из тем:
• Окурки не бросать
• Не вешать белье над плитой
• Не оставляйте включенными электроприборы
• Не забудь потушить костер
• Запрещается курить
5 задание: дидактическая игра: «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
6 задание: дидактическая игра «Доскажи словечко» Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры: учитель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку, который должен закончить стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …..(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…..( утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками……(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жёг…(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Дым увидел - не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
3. Подведение итогов мероприятия.
А) Беседа
Б) Награждение победителей.

