СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина для 9-х классов "Сороковые-роковые"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-викторина может быть использована как нетрадиционная форма урока после изучения темы Великой Отечественной войны, так и как внеклассное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина для 9-х классов "Сороковые-роковые"»

Сороковые, роковые...

Игра-викторина, посвящённая 71-годовщине Победы в

Великой Отечественной войне

Задачи:

  • в нестандартной форме проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • способствовать развитию интереса учащихся к истории;

  • привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;

  • воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны.

Игра предназначена для учащихся 9-классов, представленных двумя командами. Учащиеся в ходе игры отвечают на вопросы на станциях: «Города – герои», «Даты и события», «Война в цифрах», «Награды Великой Отечественной войны». За правильный ответ и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Баллы вносятся в путевой лист. Победитель определяется по совокупным результатам продвижения по всем станциям.


Вступление.

Звучит песня «Священная война». Музыка постепенно затихает.

Учитель: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

о горьком победном пути

Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс.

Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слёз.

Учитель: Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории – Великой Отечественной войне.

Сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа.



Фоном звучит песня «Журавли». Команды готовятся к игре: получают путевые листы, учитель объясняет им правила.


Перемещение по станциям

Игра начинается. Команды перемещаются по станциям и, соответствии с правилами, отвечают на вопросы.







1 станция. Совершенно секретно

Задача школьников – дать название военным операциям, обозначенным на листе.


  • План захвата фашистами Москвы ( Тайфун)

  • Фашистский план колонизации и германизации завоёванных территорий (Ост)

  • План молниеносной войны Германии против СССР (Барбаросса)

  • Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии (Багратион)

  • Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их (Цитадель)

  • Советский план разгрома немцев под Сталинградом (Уран)

  • Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом (Кремль)

  • Операция по открытию второго фронта в Европе (Оверлорд)

  • Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала (Кольцо)

  • Немецкая операция уничтожения партизанских отрядов на Украине и Белоруссии, разработанный для борьбы с партизанским движением (Цыганский барон).


2 станция. Даты и события

Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события


  • Начало Великой Отечественной войны ( 22 июня 1941 г.)

  • День Победы. Окончание Великой Отечественной войны( 9 мая 1945 г.)

  • Военный Парад на Красной площади ( 7 ноября 1941 г.)

  • Парад Победы (24 июня 1945 г.)

  • Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 г.)

  • Начало битвы на Курской дуге ( 5 июля 1943 г.)

  • Открытие Второго фронта ( 6июня 1944 г.)

  • Победа Красной Армии под Сталинградом ( 2 февраля 1943 г.)

  • Начало коренного перелома в войне ( 19 ноября 1942 г.)

  • Снятие блокады Ленинграда ( 27 января 1944 г.)















3 станция. Война в цифрах


Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.


  • Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

  • Сколько длилась Великая Отечественная война? ( 1418 дней)

  • Сколько советских граждан погибло в войне? ( 27 миллионов)

  • Сколько всего погибших во Второй Мировой войне? ( около 60 млн человек)

  • Сколько городов нашей родины удостоено звания города – героя? ( 12 городов)

  • Сколько участвовало танков с обеих сторон в ходе крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой? (1200)

  • Герои – панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков на подступах к Москве. А сколько их было, героев – панфиловцев?

( 28 человек)

  • Сколько времени длилась героическая оборона Брестской крепости?

( около месяца)

  • Назовите номер приказа и его название, изданного Сталиным 28 июля 1942 года из опасения быстрой потери территории юга страны? ( № 227 «Ни шагу назад!»)

  • Сколько граммов хлеба составляла суточная норма на человека в блокадном Ленинграде в декабре 1941 г.? ( 125 граммов)


Конкурс капитанов

Капитаны команд выполняют задание самостоятельно.


  1. Из данного списка военачальников и полководцев необходимо подчеркнуть участников Великой Отечественной войны: П.А. Румянцев, Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский, Б.П. Шереметев, А.П. Ермолов, Ф.И. Толбухин,

Р.Я. Малиновский, Н.Н. Раевский, К.К. Рокоссовский.

  1. Написать как можно больше названий песен, связанных с Великой Отечественной войной.

Конкурс болельщиков

Болельщикам предлагаются вопросы, на которые им необходимо ответить. Правильные ответы идут в зачёт команде.


1. В Берлине в Трептов-парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит... Закончите описание памятника.

ОТВЕТ. Девочку.

Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воз­никнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату с девочкой, спасенной на руках».


2. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воис­тину стала Дорогой Жизни для тысячи ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена?

ОТВЕТ. По льду Ладожского озера.


3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией съёмок известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?


ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.


4. На привокзальной площади города Мурома Владимирской области стоит квадратный обелиск. Наверху бюст Николая Га­стелло - молодого человека с развевающимися волосами, взор устремлен вниз, правая рука прикрывает глаза то ли от яркого солнца, то ли от сильного ветра. Это памятник человеку, кото­рый совершил свой подвиг на четвертый день войны — один уничтожил колонну вражеских грузовиков. Назовите «оружие», которым он уничтожил грузовики.

ОТВЕТ. Подбитый самолет.

5. В середине 60-х годов XX века по улицам Волгограда грузовики с бетонным раствором неслись на большой скорости, а дорожная милицейская служба не только не должна была останавливать нарушителей, но наоборот, обеспечивать им «зе­леную улицу». Куда торопились самосвалы отвезти бетонный раствор?

ОТВЕТ. К мемориалу «Родина-мать».

Комментарии. Спешно к юбилею победы в Волгограде стро­ился мемориал.

6. В Смоленске у стены старой крепости стоит памятник улыбающемуся солдату, растянувшему меха гармошки, а его слушает армейский офицер. Это не просто памятник любому солдату прошедшей войны. И солдат и офицер имеют личные имена. Назовите их.

ОТВЕТ. Василий Теркин и Александр Твардовский.

Комментарии. Твардовский родом из Смоленска.



4 станция. Награды Великой Отечественной войны


Нужно сказать, о какой награде идёт речь или кто ею был награждён.


  • До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, и все они находили своих героев. Что это такое? ( Ордена)

  • «Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде …..( Наград)

  • Кто был первым награждён Орденом Победы? ( Г.К. Жуков)

  • За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? (Герои Советского Союза)

  • Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идёт речь? ( О звании Героя Советского Союза)

  • В годы войны её могли получить и женщины, и молодёжь и даже совсем дети, отстаивая свой родной город. О чём речь? ( О медале за оборону Москвы, за оборону Ленинграда).




5 станция. Города – герои


На этой станции команды получают вопросы, связанные с местами событий Великой Отечественной войны.

  • Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)

  • Этот город не раз переживал в своей истории осаду. В XIX веке она длилась 11 месяцев, в годы Великой Отечественной войны 250 дней. О каком городе идёт речь? ( О Севастополе)

  • Этот дом знаменит тем, что в нём 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолётов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»? (В Волгограде)

  • Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы от него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца, и впервые в ходе Второй Мировой войны перешла к обороне. О каком городе идёт речь? ( О Смоленске)

  • После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведён первый победный салют. В каком городе он был дан? ( В Москве)

  • В ночь на четвертое февраля на маленьких катерах, ры­бачьих сейнерах и буксируемых лодках в Цемесской бухте высадился десант черноморских моряков под командованием майора Цезаря Кунникова. Десант должен был отвлечь силы противника от широкомасштабного десанта в другом месте. Но получилось так, что из второстепенного он оказался наиглавнейшим. Долгие месяцы горстка десантников защищала Станички — район города, к которому немцы уже примеряли свои названия: «Адольфштадт» или «Кауказусзиг». А как этот город называем мы?

(Новороссийск)













Подведение итогов и награждение победителей



Команды сдают свои путевые листы жюри и возвращаются на свои места. Жюри подводит итоги и объявляет победителей.

Заключение.

Учитель: В завершении нашего мероприятия хочется сказать стихами Р. Рождественского:

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,-

Помните!


Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!


Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!


Люди!

Покуда сердца стучат –

Помните!

Какою ценой завоёвано счастье –

Пожалуйста, помните!

Р. Рождественский

Звучит песня «День Победы».

















Приложение.

Путевой лист_________ класса


Станция, конкурс

Количество баллов

Подпись ответственного

1.

Совершенно секретно



2.

Даты и события



3.

Война в цифрах




Конкурс капитанов




Конкурс болельщиков



4.

Награды Великой Отечественной



5.

Города – герои




Общее количество баллов______________________







































1 станция. Совершенно секретно

Задача школьников – дать название военным операциям, обозначенным на листе.


  • План захвата фашистами Москвы


  • Фашистский план колонизации и германизации завоёванных территорий




  • План молниеносной войны Германии против СССР


  • Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии




  • Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их


  • Советский план разгрома немцев под Сталинградом




  • Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом


  • Операция по открытию второго фронта в Европе




  • Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала


  • Немецкая операция уничтожения партизанских отрядов на Украине и Белоруссии








2 станция. Даты и события

Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события


  • Начало Великой Отечественной войны


  • День Победы. Окончание Великой Отечественной войны


  • Военный Парад на Красной площади


  • Парад Победы


  • Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии


  • Начало битвы на Курской дуге


  • Открытие Второго фронта


  • Победа Красной Армии под Сталинградом


  • Начало коренного перелома в войне


  • Снятие блокады Ленинграда





























3 станция. Война в цифрах


Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.


  • Сколько длилась блокада Ленинграда?


  • Сколько длилась Великая Отечественная война?


  • Сколько советских граждан погибло в войне?


  • Сколько всего погибших во Второй Мировой войне?


  • Сколько городов нашей родины удостоено звания города – героя?


  • Сколько участвовало танков с обеих сторон в ходе крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой?


  • Герои – панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков на подступах к Москве. А сколько их было, героев – панфиловцев?



  • Сколько времени длилась героическая оборона Брестской крепости?


  • Назовите номер приказа и его название, изданного Сталиным 28 июля 1942 года из опасения быстрой потери территории юга страны?


  • Сколько граммов хлеба составляла суточная норма на человека в блокадном Ленинграде в декабре 1941 г.?






















Конкурс капитанов

Капитаны команд выполняют задание самостоятельно.



  1. Из данного списка военачальников и полководцев необходимо подчеркнуть участников Великой Отечественной войны: П.А. Румянцев, Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский, Б.П. Шереметев, А.П. Ермолов, Ф.И. Толбухин, Р.Я. Малиновский, Н.Н. Раевский,

К.К. Рокоссовский.


  1. Написать как можно больше названий песен, связанных с Великой Отечественной войной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















4 станция. Награды Великой Отечественной войны


Нужно сказать, о какой награде идёт речь или кто ею был награждён.


  • До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, и все они находили своих героев. Что это такое?


  • «Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде...



  • Кто был первым награждён Орденом Победы?




  • За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это?


  • Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идёт речь?



  • В годы войны её могли получить и женщины, и молодёжь и даже совсем дети, отстаивая свой родной город. О чём речь?






















5 станция. Города – герои


На этой станции команды получают вопросы, связанные с местами событий Великой Отечественной войны.


  • Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой?


  • Этот город не раз переживал в своей истории осаду. В XIX веке она длилась 11 месяцев, в годы Великой Отечественной войны 250 дней. О каком городе идёт речь?




  • Этот дом знаменит тем, что в нём 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолётов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»?


  • Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы от него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца, и впервые в ходе Второй Мировой войны перешла к обороне. О каком городе идёт речь?




  • После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведён первый победный салют. В каком городе он был дан?


  • В ночь на четвертое февраля на маленьких катерах, ры­бачьих сейнерах и буксируемых лодках в Цемесской бухте высадился десант черноморских моряков под командованием майора Цезаря Кунникова. Десант должен был отвлечь силы противника от широкомасштабного десанта в другом месте. Но получилось так, что из второстепенного он оказался наиглавнейшим. Долгие месяцы горстка десантников защищала Станички — район города, к которому немцы уже примеряли свои названия: «Адольфштадт» или «Кауказусзиг». А как этот город называем мы?



















Путевой лист 9 А класса


Станция, конкурс

Количество баллов

Подпись ответственного

1.

Совершенно секретно



2.

Даты и события



3.

Война в цифрах




Конкурс капитанов




Конкурс болельщиков



4.

Награды Великой Отечественной



5.

Города – герои




Общее количество баллов______________________








































Путевой лист 9 Б класса


Станция, конкурс

Количество баллов

Подпись ответственного

1.

Совершенно секретно



2.

Даты и события



3.

Война в цифрах




Конкурс капитанов




Конкурс болельщиков



4.

Награды Великой Отечественной



5.

Города – герои




Общее количество баллов______________________