Сороковые, роковые...
Игра-викторина, посвящённая 71-годовщине Победы в
Великой Отечественной войне
Задачи:
в нестандартной форме проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
способствовать развитию интереса учащихся к истории;
привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;
воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны.
Игра предназначена для учащихся 9-классов, представленных двумя командами. Учащиеся в ходе игры отвечают на вопросы на станциях: «Города – герои», «Даты и события», «Война в цифрах», «Награды Великой Отечественной войны». За правильный ответ и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Баллы вносятся в путевой лист. Победитель определяется по совокупным результатам продвижения по всем станциям.
Вступление.
Звучит песня «Священная война». Музыка постепенно затихает.
Учитель: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
о горьком победном пути
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слёз.
Учитель: Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории – Великой Отечественной войне.
Сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа.
Фоном звучит песня «Журавли». Команды готовятся к игре: получают путевые листы, учитель объясняет им правила.
Перемещение по станциям
Игра начинается. Команды перемещаются по станциям и, соответствии с правилами, отвечают на вопросы.
1 станция. Совершенно секретно
Задача школьников – дать название военным операциям, обозначенным на листе.
План захвата фашистами Москвы ( Тайфун)
Фашистский план колонизации и германизации завоёванных территорий (Ост)
План молниеносной войны Германии против СССР (Барбаросса)
Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии (Багратион)
Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их (Цитадель)
Советский план разгрома немцев под Сталинградом (Уран)
Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом (Кремль)
Операция по открытию второго фронта в Европе (Оверлорд)
Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала (Кольцо)
Немецкая операция уничтожения партизанских отрядов на Украине и Белоруссии, разработанный для борьбы с партизанским движением (Цыганский барон).
2 станция. Даты и события
Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события
Начало Великой Отечественной войны ( 22 июня 1941 г.)
День Победы. Окончание Великой Отечественной войны( 9 мая 1945 г.)
Военный Парад на Красной площади ( 7 ноября 1941 г.)
Парад Победы (24 июня 1945 г.)
Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 г.)
Начало битвы на Курской дуге ( 5 июля 1943 г.)
Открытие Второго фронта ( 6июня 1944 г.)
Победа Красной Армии под Сталинградом ( 2 февраля 1943 г.)
Начало коренного перелома в войне ( 19 ноября 1942 г.)
Снятие блокады Ленинграда ( 27 января 1944 г.)
3 станция. Война в цифрах
Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.
Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
Сколько длилась Великая Отечественная война? ( 1418 дней)
Сколько советских граждан погибло в войне? ( 27 миллионов)
Сколько всего погибших во Второй Мировой войне? ( около 60 млн человек)
Сколько городов нашей родины удостоено звания города – героя? ( 12 городов)
Сколько участвовало танков с обеих сторон в ходе крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой? (1200)
Герои – панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков на подступах к Москве. А сколько их было, героев – панфиловцев?
( 28 человек)
( около месяца)
Назовите номер приказа и его название, изданного Сталиным 28 июля 1942 года из опасения быстрой потери территории юга страны? ( № 227 «Ни шагу назад!»)
Сколько граммов хлеба составляла суточная норма на человека в блокадном Ленинграде в декабре 1941 г.? ( 125 граммов)
Конкурс капитанов
Капитаны команд выполняют задание самостоятельно.
Из данного списка военачальников и полководцев необходимо подчеркнуть участников Великой Отечественной войны: П.А. Румянцев, Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский, Б.П. Шереметев, А.П. Ермолов, Ф.И. Толбухин,
Р.Я. Малиновский, Н.Н. Раевский, К.К. Рокоссовский.
Написать как можно больше названий песен, связанных с Великой Отечественной войной.
Конкурс болельщиков
Болельщикам предлагаются вопросы, на которые им необходимо ответить. Правильные ответы идут в зачёт команде.
1. В Берлине в Трептов-парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит... Закончите описание памятника.
ОТВЕТ. Девочку.
Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был возникнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату с девочкой, спасенной на руках».
2. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена?
ОТВЕТ. По льду Ладожского озера.
3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией съёмок известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?
ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.
4. На привокзальной площади города Мурома Владимирской области стоит квадратный обелиск. Наверху бюст Николая Гастелло - молодого человека с развевающимися волосами, взор устремлен вниз, правая рука прикрывает глаза то ли от яркого солнца, то ли от сильного ветра. Это памятник человеку, который совершил свой подвиг на четвертый день войны — один уничтожил колонну вражеских грузовиков. Назовите «оружие», которым он уничтожил грузовики.
ОТВЕТ. Подбитый самолет.
5. В середине 60-х годов XX века по улицам Волгограда грузовики с бетонным раствором неслись на большой скорости, а дорожная милицейская служба не только не должна была останавливать нарушителей, но наоборот, обеспечивать им «зеленую улицу». Куда торопились самосвалы отвезти бетонный раствор?
ОТВЕТ. К мемориалу «Родина-мать».
Комментарии. Спешно к юбилею победы в Волгограде строился мемориал.
6. В Смоленске у стены старой крепости стоит памятник улыбающемуся солдату, растянувшему меха гармошки, а его слушает армейский офицер. Это не просто памятник любому солдату прошедшей войны. И солдат и офицер имеют личные имена. Назовите их.
ОТВЕТ. Василий Теркин и Александр Твардовский.
Комментарии. Твардовский родом из Смоленска.
4 станция. Награды Великой Отечественной войны
Нужно сказать, о какой награде идёт речь или кто ею был награждён.
До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, и все они находили своих героев. Что это такое? ( Ордена)
«Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде …..( Наград)
Кто был первым награждён Орденом Победы? ( Г.К. Жуков)
За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? (Герои Советского Союза)
Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идёт речь? ( О звании Героя Советского Союза)
В годы войны её могли получить и женщины, и молодёжь и даже совсем дети, отстаивая свой родной город. О чём речь? ( О медале за оборону Москвы, за оборону Ленинграда).
5 станция. Города – герои
На этой станции команды получают вопросы, связанные с местами событий Великой Отечественной войны.
Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)
Этот город не раз переживал в своей истории осаду. В XIX веке она длилась 11 месяцев, в годы Великой Отечественной войны 250 дней. О каком городе идёт речь? ( О Севастополе)
Этот дом знаменит тем, что в нём 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолётов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»? (В Волгограде)
Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы от него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца, и впервые в ходе Второй Мировой войны перешла к обороне. О каком городе идёт речь? ( О Смоленске)
После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведён первый победный салют. В каком городе он был дан? ( В Москве)
В ночь на четвертое февраля на маленьких катерах, рыбачьих сейнерах и буксируемых лодках в Цемесской бухте высадился десант черноморских моряков под командованием майора Цезаря Кунникова. Десант должен был отвлечь силы противника от широкомасштабного десанта в другом месте. Но получилось так, что из второстепенного он оказался наиглавнейшим. Долгие месяцы горстка десантников защищала Станички — район города, к которому немцы уже примеряли свои названия: «Адольфштадт» или «Кауказусзиг». А как этот город называем мы?
(Новороссийск)
Подведение итогов и награждение победителей
Команды сдают свои путевые листы жюри и возвращаются на свои места. Жюри подводит итоги и объявляет победителей.
Заключение.
Учитель: В завершении нашего мероприятия хочется сказать стихами Р. Рождественского:
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,-
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат –
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье –
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Звучит песня «День Победы».
Приложение.
Путевой лист_________ класса
№ | Станция, конкурс | Количество баллов | Подпись ответственного |
1. | Совершенно секретно | | |
2. | Даты и события | | |
3. | Война в цифрах | | |
| Конкурс капитанов | | |
| Конкурс болельщиков | | |
4. | Награды Великой Отечественной | | |
5. | Города – герои | | |
Общее количество баллов______________________
1 станция. Совершенно секретно
Задача школьников – дать название военным операциям, обозначенным на листе.
2 станция. Даты и события
Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события
3 станция. Война в цифрах
Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.
Конкурс капитанов
Капитаны команд выполняют задание самостоятельно.
Из данного списка военачальников и полководцев необходимо подчеркнуть участников Великой Отечественной войны: П.А. Румянцев, Г.К. Жуков, И.С. Конев, А.М. Василевский, Б.П. Шереметев, А.П. Ермолов, Ф.И. Толбухин, Р.Я. Малиновский, Н.Н. Раевский,
К.К. Рокоссовский.
Написать как можно больше названий песен, связанных с Великой Отечественной войной.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 станция. Награды Великой Отечественной войны
Нужно сказать, о какой награде идёт речь или кто ею был награждён.
5 станция. Города – герои
На этой станции команды получают вопросы, связанные с местами событий Великой Отечественной войны.
Этот дом знаменит тем, что в нём 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолётов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»?
В ночь на четвертое февраля на маленьких катерах, рыбачьих сейнерах и буксируемых лодках в Цемесской бухте высадился десант черноморских моряков под командованием майора Цезаря Кунникова. Десант должен был отвлечь силы противника от широкомасштабного десанта в другом месте. Но получилось так, что из второстепенного он оказался наиглавнейшим. Долгие месяцы горстка десантников защищала Станички — район города, к которому немцы уже примеряли свои названия: «Адольфштадт» или «Кауказусзиг». А как этот город называем мы?
Путевой лист 9 А класса
№ | Станция, конкурс | Количество баллов | Подпись ответственного |
1. | Совершенно секретно | | |
2. | Даты и события | | |
3. | Война в цифрах | | |
| Конкурс капитанов | | |
| Конкурс болельщиков | | |
4. | Награды Великой Отечественной | | |
5. | Города – герои | | |
Общее количество баллов______________________
Путевой лист 9 Б класса
№ | Станция, конкурс | Количество баллов | Подпись ответственного |
1. | Совершенно секретно | | |
2. | Даты и события | | |
3. | Война в цифрах | | |
| Конкурс капитанов | | |
| Конкурс болельщиков | | |
4. | Награды Великой Отечественной | | |
5. | Города – герои | | |
Общее количество баллов______________________