СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Правила движения детям надо знать"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра помогает учащимся запомнить дорожные знаки, правильно решать ситуационные задачи. В процессе игры у школьников формируется определённый стиль поведения в качестве участников дорожного движения.

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Правила движения детям надо знать"»

Игра-викторина

«Правила движения детям надо знать»

(для учащихся 5 классов)

Цели: систематизация и контроль знаний учащихся по правилам дорожного движения, развитие у школьников познавательных процессов.

Оснащение игры: эмблемы команд, раздаточный материал (конверты с дорожными знаками, карточки-задания), компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Класс делится на несколько команд (в зависимости от числа учащихся). Игровое занятие организует и проводит учитель.

Перед началом викторины он проводит жеребьёвку и выдаёт каждой команде эмблему. После этого акцентирует внимание учащихся на важности знания и выполнения правил дорожного движения: «С каждым годом растёт число дорожно-транспортных происшествий, происходящих на дорогах страны. И во многих происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы проверим, как вы знаете эти правила и умеете ли применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге».

Ход игры

Конкурс «Знаете ли вы?»

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

  1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

  2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход.)

  3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспортного средства, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

  4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

  5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

  6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

  7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

  8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведённых для игр местах.)

  9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

  10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

  11. Что необходимо сделать пассажиру и водителю при поездке в автомобиле? (Пристегнуться ремнями безопасности.)

  12. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

  13. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

  14. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно при достижении 12 лет.)

  15. В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? (В 18 лет.)

Конкурс «Узнай знак»

Командам предлагаются конверты с дорожными знаками, которые они должны правильно назвать и объяснить их значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнение ответа соперников – 2 балла.

Конверт № 1:

  • движение на велосипедах запрещено;

  • пешеходный переход;

  • въезд запрещён;

  • железнодорожный переезд со шлагбаумом;

  • место стоянки.

Конверт № 2:

  • ремонтные работы;

  • велосипедная дорожка;

  • пешеходное движение запрещено;

  • подземный пешеходный переход;

  • место остановки трамвая.

Конверт № 3:

  • дети;

  • пешеходная дорожка;

  • движение запрещено;

  • место остановки автобуса и (или) троллейбуса;

  • уступите дорогу.

Конверт № 4:

  • надземный пешеходный переход;

  • пункт первой медицинской помощи;

  • учебное транспортное средство;

  • жилая зона;

  • остановка запрещена.

Конкурс капитанов «Светофор»

Капитаны команд отвечают на вопросы о назначении и сигналах светофоров, способах перехода проезжей части. Если капитан затрудняется ответить на вопрос ведущего, то ему помогает команда. За самостоятельный ответ капитана команда получает 5 баллов, за ответ с помощью команды – 3 балла.

Вопросы:

  1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зелёный), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

  2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зелёный сигнал светофора.)

  3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

Конкурс «Новый знак»

Командам необходимо изобразить на альбомном листе рисунок нового знака, которого, по их мнению, не хватает на дорогах их города или посёлка (время на выполнение – 5 минут).

Конкурс «Дорожная ситуация»

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трёхминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Ситуации:

  1. Вы ехали на заднем сидение легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

  2. Вы стоите на остановке и ждёте автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке всё увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

  3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

  4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

В заключение подводятся итоги, разбираются вопросы, вызвавшие у учащихся наибольшие трудности. При равном количестве баллов можно предложить участникам игры перечислить основные правила поведения пассажиров. Победителем объявляется команда, которая лучше выполнит это задание.




Литература

  1. Александрова Н. П. Пожарным можешь ты не быть. Педсовет. Мытищи, 2004.

  2. Анастасова Л. П. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: альбом-задачник / Л. П. Анастасова, Н. В. Иванова, П. В. Ижевский. – М.: Вентана-Граф, 1998. – 64 с.

  3. Жульнев Н. Я. Правила и безопасность дорожного движения. – М.: Ливр, 1997.

  4. Жульнев Н. Я. Правила и безопасность дорожного движения: учебное пособие для детей 7-10 лет. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе ОБЖ: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.

  6. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности. – М.: Просвещение, 1995.