СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Умники и умницы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина состоит из трех агонов (“агон” в переводе с гречес­кого означает “соревнование”, “состязание”), в ходе которых из девя­терых агонистов в финал выйдут трое. За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется отве­тить либо его ответ неверен, ведущий обращается к “теоретикам” (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее число визи­ток, можно организовать дополнительный агон.

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Умники и умницы"»





ИГРА-ВИКТОРИНА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»


По изученным за 1-ое полугодие

произведениям в 11 классе


Правила игры.

Викторина состоит из трех агонов (“агон” в переводе с гречес­кого означает “соревнование”, “состязание”), в ходе которых из девя­терых агонистов в финал выйдут трое. За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется отве­тить либо его ответ неверен, ведущий обращается к “теоретикам” (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее число визи­ток, можно организовать дополнительный агон.

Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произве­дет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив сле­дующее:

  1. красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участ­ник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску - он не имеет права на ошибку.

  2. на желтой дорожке участника викторины ожидают три воп­роса, зато здесь допустима одна неточность в ответе.

  3. зеленая дорожка длиннее предыдущих - ведущий задает аго­нисту четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое прие- мущество: здесь можно ошибаться дважды.

Судит состязание Высокий ареопаг (так называли верховный суд в древних Афинах).

Первый агон.

Задание для розыгрыша дорожек.


Представьте, пожалуйста, любого поэта “серебряного века”. Прочитайте выразительно одно из его стихотворений. Назовите характер­ные черты литературного направления, которое, может быть, представ­лял выбранный вами поэт.




Зеленая дорожка (по творчеству А. И. Куприна).


Узнай себя: “Все черты бабы-яги, как его изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; проваливший­ся беззубый рот беспрестанно двигался, точно переже­вывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холод­ные , круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей пти­цы.

- Здравствуй, бабка! - сказал я как можно приветливее - Тебя уже не………..ли зовут?

(Мануйлиха, бабушка Олеси из повести “Олеся”) Гл.З.

Вопрос 1.

  • А как вы отозвались на приветствие Ивана Тимофеевича?

(- Прежде, может, и Мануйлихой звали добрые люди... А теперь зовут зовут- кой, а величают уткой), гл 3.


Вопрос 2.

  • “ Тебе что надо-то?”- спросили вы недружелюбно. Неласково обошлись вы тогда с гостем да и последующим его посещениям рады ни разу не были. Но что-то все же действовало на вас смягчающе, и хо­тя вы и продолжали ворчать , но уже не в прежнем, непримиримом то­не. Что же именно?

( В 1-й раз - деньги, во 2-й - чай и сахар, затем - то теплый платок, то банка варенья, то бутылка вишневой налив­ки.) Гл.З, 4, 6).


Вопрос 3.

-Когда после услышанной истории о происшествии в деревне с Оле­сей Иван Тимофеевич тотчас же появился у вас , вы, бабушка Ма­нуйлиха , обвинили в том, что произошло с Олесей, именно его и только его. Что же все-таки произошло в тот злополучный день в де­ревне, где оказалась Олеся?

(Она, переломив свою боязнь, пришла в церковь, а там была тотчас же замечена и после обедни жестоко избита пепебполскими бабами). Гл. 7.


Вопрос 4.

-Там в Переброде со зла да со стыда озверевшей толпе Олеся погро­зилась, о чем сильно переживала впоследствии: “А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнет падать, или хата у кого загорится,- все мы будем виноваты, бабушка”. Беда, которая была од­нозначно признана перебродскими крестьянами как посланная ведьма - кой чертовой шкода, случилась в Переброде вечером и ночью того же дня? Что это за беда? (Град побил урожай половины жителей села). Гл. 14.

Желтая дорожка (по творчеству М. Горького).


Узнайте себя: Вам - лет под 40. В прошлом Вы- представитель твор­ческой профессии до тех пор, пока не потеряли веру в себя и не начали пить. Ваш организм совершенно отрав лен алкоголем”. Раньше у Вас была хорошая память ,а как пить стали, все стало кончено для Вас. Хотя какое- то время Вы даже жили надеждой поехать в лечебницу, но, увы, Вам это так и не удалось. Кто Вы?

(“На дне”, Актер).

Вопросы:

  1. Вашим собратьям по несчастью в ночлежке Костылевых Вы часто декламировали из драмы Шекспира “Гамлет”, в которой Вы играли...

А кого Вы играли в “Гамлете”? (Могильщика) д. 1

  1. Да, кстати, представьтесь, пожалуйста, уважаемый Актер. Назовите свое имя, фамилию. (“Нет у меня здесь имени. Как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички... Без имени - нет чело­века..” - говорил Актер Наташе). д.2.

  2. Что, по-Вашему, важнее в жизни: образование или талант? (“Образование - это чепуха, главное - талант. А талант - это вера в себя, в свою силу...”) д.1.


  1. И все же Вы сами для себя придумали имя, которое никто не знает, - имя по сцене. Назовите, пожалуйста, его и скажите, как оно ха­рактеризует Вас? (По сцене мое имя Сверчков - Заволжский,... никто этого не знает, Наташа, никто!”).

Краткая справка.

“Сверчков” - рождает ассоциации с чем-то малым, незаметным и все- таки настойчиво подающим свой голос, чтобы быть услышанным. С ним родной мудрости: “Знай, Сверчок, свой шесток!” Однако с этим голосом вступает в спор 2-я часть имени - “Заволжский”,от которой веет бескрайними просторами, богатырским размахом, безудержным. Эти условные голоса и начала в самом деле не чужды натуре Актера. (Удодов А.Б.)

Красная дорожка (по творчеству М.Булгакова).

Узнай себя: “Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необык­новенно широкоплечий, в котелке на голове, и с торча­щим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий,... с бельмом на левом глазу”. Это кто ж такой и откуда?

(Азазелло из свиты Воланда. “Мастер и Маргарита”.)

Вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, для чего вы всей свитой во главе с Во­ландом прибыли в Москву? Гулять и безобразничать?

(Внешне Москва и москвичи сильно изменились, но Воланда интересовали не автобусы, телефоны и прочее. Его волнует гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне? Гл.12. Цель приезда Воланда в Москву - своеобразная проверка, мораль­ная ревизия общества. “Просто мне хотелось повидать москвичей в массе”. Гл. 18.)

  1. “Милый, милый Азазелло, что Вы лично сделали с директором театра “Варьете” Степой Лиходеевым и за что Вы его так наказали (Выкинул ко всем чертям из Москвы за тысячу верст в Ялту за безделье, пьянство, разврат, использование служебного положения. Гл.7.)

  1. Не могли бы Вы показать нам, каким способом Вы предложили Маргарите добраться до Воланда. (На половой щетке щетиной вверх) гл.20. Расскажите ,как она продолжила свой путь после купания в реке. Может быть, скажете, кто вел мапшну?(На открытой машине. Черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами). Гл.21.

  2. Признайтесь, пожалуйста, куда и зачем Вас отправил Воланд после разговора с Левием Матвеевичем? ( В подвал к Мастеру и Марга­рите сначала отравить вином, которое пил Понтий Пилат, затем им же и воскресить их, наградив тем самым Мастера покоем, т.е. дав ему самое необходимое: независимость, уединение, условия для творчества. Левий Матвей обратился с поручением от своего учи­теля к Воланду: “Он прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем). Гл. 30.

  3. Второй агон.

  4. Задание для розыгрыша дорожек.

  5. Вставить пропущенные в тексте слова и объяснить свой выбор. Строфа из стихотворения Маяковского “Лучший стих”.

  6. Аудитория(сыплет)

  7. вопросы (колючие).

  8. Старается (озадачить)

  9. в записочном рвении.

  10. - Товарищ Маяковский,
    прочтите лучшее
    ваше (стихотворение).

  11. Зеленая дорожка (по творчеству А.Куприна).

  12. Узнай себя. По внешности они до странного не были схожи между со- бою. Старшая,..., пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Кто вы?

  13. ( княгиня Вера Николаевна Шеина, «Гранатовый браслет»).

  14. Вопросы:

  1. На какой праздник съехались гости на дачу к Вам, к Шеиным, 17 сентября? (на именины Веры Николаевны).

  2. Из письма маленького чиновника, давно и безнадежно влюб­ленного в Вас, Вера Николаевна, вы узнали об удивительных свойствах камня на браслете, присланном Вам в подарок таинственным обожа­телем. Речь идет, как вы сами понимаете, о весьма редком сорте грана­та - зеленом гранате. Поведайте же и нам о свойствах этого граната и скажите, насколько эти свойства подтвердились в жизни.

  1. (По старинному преданию, сохранившемуся в семье Желтковых, зеленый гранат имеет свойство сообщать дар предвидения нося­щим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

  2. Вера Николаевна, действительно, предвидела трагический исход: Желтков покончил жизнь самоубийством, чтоб больше не трево­жить свою возлюбленную. - Оставь меня,- я знаю, что этот чело­век убьет себя. Гл. 10).

  1. Что Вы, наконец, поняли, находясь в комнате Желткова возле его трупа? О чем Вы снова вспомнили в эту минуту?

  1. (В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви). Г. 12.

  1. Все знают, как порой бывают дороги даже самые незначитель­ные вещицы, принадлежащие любимому человеку. Юные воздыхатели, а подчас и не только они, обожают тайком хранить платочек, обронен­ный Дамой сердца, или какой-нибудь засохший цветок... Здесь, в чер­ном ящике, находятся предметы, принадлежавшие сначала вам, затем оказавшиеся у Вашего таинственного воздыхателя и с большой лю­бовью хранимые долгие годы. Что это за предметы?

  1. (Платок, который был забыт на балу в Благородном собрании; записка,в которой В.Н. запретила писать ей; программа художест­венной выставки, которая была забыта на стуле при выходе).Гл.11.

  2. Можно вместо 1-го вопроса задать вопрос, связанный с музыкаль­ным произведением Бетховена (соната №2, ор.2).

  3. - Послушайте в записи фрагмент музыкального произведения и ска­жите, какое отношение имеете Вы к этому произведению.

  4. (Зная, что В.Н. очень музыкальна, часто бывает на бетховенских квартетах, Желтков попросил в предсмертном письме сыграть или приказать сыграть эту сонату).

  5. Желтая дорожка (по творчеству И.А.Бунина).

  6. Узнай себя: Вы, очень богатый человек, уверены, что только что

  7. приступаете к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. “Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми плом­бами его крупные зубы, старой слоновой костью - креп­кая лысая голова”. Таков Ваш портрет. Но кто Вы?

  8. (Господин из Сан - Франциско).

  9. Вопросы:

  1. Господин из Сан - Франциско, будьте любезны, назовите, пожа­луйста, свое имя.

  1. (Имя героя в произведении не упоминается. И это не случайно, В момент смерти герой из человека, притеснявшего свое “бессмыс­ленной властью” “миллионы людей”, мгновенно превращается в ненужность и имя его уже ни для кого не представляет интере­са. Поэтому он просто “господин из Сан-Франциско).

  1. Под старость Вы решили отдохнуть в Европе, отправившись в пу­тешествие на два года по обширно выработанному Вами маршруту. На каком гигантском пароходе Вы отправились в путешествие? Что он символизирует собой? ( Пароход назван “Атлантида” в честь погибшего материка в Атлантическом океане и олицетворяет собою гибнущую цивилизацию).

  2. Кто еще из Ваших родных отправился вместе с Вами в далекое путешествие? (Жена и дочь).

  1. Красная дорожка (по творчеству М.Булгакова).

  2. Узнай себя: “Ему было ровно 58 лет. Голова замечательная, толка­чом, лысая, с пучком желтоватых волос, торчащими по бокам. Лицо гладко выбритое, нижняя губа выпячена вперед... На красном носу старомодные маленькие оч­ки в серебряной оправе, глазки блестящие, небольшие, росту высокого, сутуловат. Говорил скрипучим, тонким, квакающим голосом и среди других странностей имел такую : когда говорил что-либо веско и уверенно, указа­тельный палец правой руки превращал в крючок и щу­рил глазки. Эрудиция в его области была феноменаль­ная, вне своей области почти ничего не говорил. Газет не читал, в театр не ходил.

  3. (Профессор Персиков Владимир Ипатьевич, “Роковые яйца”).

  4. Вопросы :

  1. Извините за нетактичный, может быть, вопрос, но все же ... а по какой причине от вас ушла Ваша жена?

  1. (Она сбежала от него с тенором оперы Зимина в 1913 г., оставив ему записку: “Невыносимую дрожь отвращения возбуждают во мне твои лягушки. Я всю жизнь буду несчастна из-за них”). Гл. 1.

  1. Как исказила газета “Известия” Вашу фамилию в заметке об отк­рытии Вами луча, невероятно повышающего жизнедеятельность низ­ших организмов? (Певсиков). Гл.4,

  2. Увы, искаженная фамилия не спасла Вас, профессор, от событий, которые начались на другой же день, сразу нарушив всю Вашу жизнь. Кто только не побывал у Вас с визитами и предложениями: и сотруд­ники газет и журналов, и народный комиссар здравоохранения, и про­фессора из Кремля, и студенты. Был у Вас и полномоченный шеф тор­говых отделов иностранных представительств при Республике Сове­тов, который имени своего не назвал и предлагал Вам за взятку (5 тыс. руб) тайное сотрудничество с одним иностранным государством. Вы его, разумеется, тотчас же прогнали, а он забыл у Вас свои вещи, которые Вы сдали в домовой комитет. (Калоши).

  3. Уважаемый професор, так, чем же закончилась вся история с яйца­ми и куда делся сам Александр Семенович Рокк, который вместо цып­ляток с помощью луча вывел змей, крокодилов и других существ, дос­тигших огромных размеров?

  1. ( Пресмыкающиеся, движущиеся к Москве, погибли от 18 -градус­ного мороза в ночь с 19 на 20 августа 1928 г. Профессор был убит разъяренной толпой, обвинявшей во всем Персикова. Рокк безвест­но пропал. (Гл. 11, 12).

  2. ТРЕТИЙ АГОН.

  3. Задание для розыгрыша дорожек.

  4. ПРОЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ ЛЮБОЕ СТИХОТВОРЕ­НИЕ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ: ЕСЕНИНА, БЛОКА, МАЯКОВСКОГО.

  5. Зеленая дорожка (по творчеству А. Платонова).

  6. Узнай себя: Дванов кликнул с крыльца и вернулся. Пришел Никита

  7. и еще один человек - малого роста, худой и с глазами без внимательности в них, хотя он уже на пороге увидел женщину и сразу почувствовал влечение к ней - не ради обладания, а для защиты угнетенной женской слабос­ти. Звали его... (Степан Копенкин, роман “Чевенгур”). А коня своего он звал ... Пролетарская сила.

  8. Вопросы:

  1. Вы - командир полевых большевиков Верхне - Мотнинской волос­ти,” черты личности которого уже стерлись о революцию”. В душе Вашей, “согревая и вызывая необходимость ежедневных революцион­ных подвигов, живет великая мечта” о Ней... Вы твердо верите, что все дела и дороги Вашей жизни неминуемо ведут к самому святому месту на земле - к могиле” Ее ... Вы считаете революцию последним остатком тела Ее и храните ее даже в малом... Каждое утро Вы приказываете Пролетарской силе ехать на ее могилу, и Ваш конь так привык к ее имени, что принимал его за понукание... И даже в шапке Вашей зашит плакат с Ее изображением. Таю кто же она, Ваша любовь?

  1. ( РозаЛюксембург).

  1. На своем пут в поисках “самозарождения социализма среди масс” Вы,Степан Копенкин, с Вашей Двановым попадаете и в комунну “Дружба бедняка”, где не пашут, так как иначе пришлось бы кого-то от должности "отнять.“А должности в коммуне такие: заведующая комму­нальным питанием, надзиратель мертвого инвентаря и строительного имущества, заведующий охраной и неприкосновенностью коммуны, заведующий пропагандой коммунизма в неорганизованных деревнях, коммунальная воспитательница поколения - и другие обслуживающие должности. А чтобы вовремя уследить за текущими событиями, через день проводились собрания, в повестку дня которых вносились два пункта: “текущий момент” и “текущие дела”. В то время, когда Вы прибыли в коммуну, ее мучали думы об усложнении жизни, но и для того, чтобы текущие события не утекли напрасно куда - нибудь без всякого внимания? (Предложил созывать общие собрания коммуны не через день, а каждодневно и даже дважды в сутки... - мало ли что пройдет за сутки, а вы тут останетесь в забвении, как в бурьяне. Кроме того, по предложению Копенкина, назначили пос­тоянно воздерживающегося (завед.удобрением почвы; рыжеватый член коммуны с однообразным массовым лицом) и постепенно голосующего против общих решений (завед. птицей и рожью Маланья Отвершкова). с. 130-131 Платонов, Впрок, М. 1990.

  2. Что сделал с Вашим письмом, в котором Вы настойчиво звали Сашу Дванова “ради общей идейности” приехать в Чевенгур, Мишка Луй, посланный в губернию для доставки письма?

  1. ( Сделал из письма 10 пустых цигарок, прочитав до того два раза его, чтобы запомнить наизусть и рассказать Дванову письмо своим голосом) с.217. Прибыв же до места ,Луй наказал передать устное письмо Дванову Гопнера).

  1. Когда Вы поняли, что в Чевенгуре нет никакого коммунизма?

  1. ( Когда умер ребенок на руках матери. “Женщина только что принесла ребенка, а он умер... и у вас нету коммунизма!” с.281.)

  2. Желтая дорожка (по творчеству А.Фадеева).

  3. Узнай себя: Фадеев представил Вас в своем произведении “коренас­тым парнишкой лет девятнадцати в суконной защитной гимнастерке и с недремлющим кольтом у пояса”. “Не пьет, не курит, а главное дело - молодой”, “очень смелый и сильный человек” - вот лишь несколько ваших характе­ристик из многих, только положительных со стороны членов отряда. (А. Фадеев “Разгром”, Бакланов, помощник командира отряда).

  4. Вопросы :

  1. ”Правильно!... у него котелок варит! - воскликнули Вы,восхищен­ный и немножко обиженный слишком смелым полетом самостоятель­ной мысли. - Давно ли коней пас, а годика через два, гляди, всеми на­ми командовать будет”. О ком и по какому поводу Вы так высоко отозвались?

  1. ( О Метелице, который предложил свой план отступления отряда). Гл.6.

  1. Вы не пьете, не курите. И когда Вам предлагают рюмашечку с перцем, Вы , естественно, отказываетесь, но предлагаете хозяину на­лить Вам то, что очень любите. Что это Вы так любите? И как вы это пьете? ( “Молочка давай - молочко... люблю, это верно”. А пьет он его ровно малый ребенок - с мисочки - и хлебец крошит). Гл. 5.

  2. Вам не кажется, что Вы уж очень похожи на своего командира Левинсона: внешние манеры, привычки, действия те же, что и у Левин­сона. Может, Вы как-то объясните это. Вы не родственники?

  1. (Бакланов подражал Левигсону во всем, иначе он и не мог, ведь командир был для него идеалом, у которого можно было пере­нять не только внешние манеры, но и жизненный опыт).

  2. Красная дорожка (по творчеству М.Горького).

  3. Узнай себя: “Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем, и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под крас­ной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каж­дом движении ее можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной вста­нет голый скелет с тусклыми черными глазами.

  4. (Старуха Изергиль . М. Горький).

  5. Вопросы:

  6. 1. Сколько раз Вы прерывали свой рассказ о Ларре, о себе и Данко, задумавшись каждый раз о чем-то своем? (11 раз).

  7. 2. Что же вас все -таки заставляло прерываться?

  8. (Изергиль наконец поняла, что прожила бесполезную жизнь. Ответ­ственность по совести (по закону за убийство часового она смогла уйти по случайности от ответственности) гложет ее. И она, вспоминая про­житую жизнь, страдает муками совести. Паузы в ее рассказе, несом­ненно, продиктованы и желанием дать возможность собеседнику поразмыслить).