СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "В лесу, говорят, в бору, говорят..."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-викторина «В лесу, говорят, в бору, говорят …»

Для учащихся 3кл.

Цель: проверить и углубить знания детей о живой природе

Задачи:

  • повторить знания учащихся о живой природе;
  • помочь детям вспомнить уже известных животных и внеш­ние особенности каждого из них;
  • развивать наблюдательность, сообразительность, быструю реакцию, фантазию, память;
  • развивать мыслительную деятельность;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.  

– На протяжении многих столетий человек наблюдает за растениями и животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет больше узнать о них и никогда не устаёт им удивляться. Сегодня мы поиграем в игру- викторину «В лесу, говорят, в бору, говорят…». Немало тайн природы вы уже узнали. Давайте же поделимся своими знаниями. Итак, мы начинаем викторину.

1. «Быстрые ответы»

1.     Какое дикое животное очень похоже на собаку? (Волк)

2.     У какого дерева ствол белый? (берёза)

3.     Какая птица подкладывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

4.     Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)

7.     Где у кузнечика ухо? (на ноге)

8.     Какой вред деревьям приносит сбор сока? (дерево без сока зачахнет, погибнет)

9.     Животное, которое строит дом на реке. (бобр)

10. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

12. Сколько ног у паука? (8)

14. Что случается с пчелой, после того, как она ужалит? (Она умирает)

2. «Загадочный конкурс»

-С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет, резвится рыжий циркач.

Вот на лету он шишку поймал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

 

-Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

 

-Не огонь, а жжется. (Мороз, крапива)

 

-Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем,- не найдем. (Роса)

 

-Не вода и не суша,

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)

 

-Чуток, строен и высок,

Гордо голову несет,

От рогов густая тень.

Вот красивый зверь… (Олень)

 

-Есть в реке работники-

Не столяры, не плотники,

А выстроят плоти-

Хоть пиши картину. (Бобры)

 

-Трусоват лесной красавец.

Догадались? Это… (Заяц)

 

-Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса)

 

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло! (Гриб)

 

Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи)  

 

Не балует дуб детей,

Одевает без затей.

Все из его семейки

Носят тюбетейки. (Желуди)

 

Каждою весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые. (Шишки)

 

Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

 

Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет и, душистая,

Попадает в кружки. (Земляника)

 

3. “Зеленый друг”

Нарисована таблица “Лес”, на круглом белом столе карточки лежат под номерами.

1.     Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?

2.     Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки?

3.     Кому нужны дуплистые деревья?

4.     Какое растение называют заячьей капустой?

5.     Какую ягоду называют северным гранатом?

Правильные ответы:

1.     Ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр.

2.     Лиственница.

3.     В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери.

4.     Кислицу, трилистник.

5.     Костянику.

4. “Остроглаз”

1.     Как по клюву различить молодого грача и взрослого?

2.     Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

3.     Кто кукует (самец или самочка)?

4.     Почему у березы молодые листочки клейкие?

5.     Что означает “плач” березы весной?

Правильные ответы:

1.     У взрослого грача основание клюва белое.

2.     Скворец.

3.     Самец.

4.     Смолистые вещества защищают листья от заморозков.

5.     Сокодвижение.

5. Игра “ Да - нет ”

На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет".

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. 6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки откусить хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

6. “Лесная аптека”

1.     Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

2.     Какая ягода заменяет лимон?

3.     Листья какого растения можно приложить к ране?

4.     Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется?

5.     Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

Правильные ответы:

1.     Торфяной мох или сфагнум.

2.     Клюква содержит лимонную кислоту.

3.     Подорожника.

4.     Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах.

5.     Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.

7. “Маленькие тайны природы”

1.     Почему крапива жжется?

2.     Как называется гнездо белки?

3.     Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе.

4.     Зайчиха может приносить приплод два-три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

5.     Какой зверь строит дом с бассейном?

Правильные ответы:

1.     В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

2.     Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой и т.д. У заботливой матери-белки бывает от трех до пяти гнезд.

3.     Стрекоза.

4.     Зайчата 1 выводка: “настовики”, т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата — “колосовики” или “травники”; осенние — “листопадники”.

5.     Бобр.

  1. . “Однострочные загадки”

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

 

Ведущий: - Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется

  1. "Сказочный".

 

- Подскажите, в кого превращались...

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

 

- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                                  4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка...(Ряба)                                     5. Оленёнок...(Бемби) З. Уточка...( Серая Шейка)                          6. Медведь... ( Балу).

 

Итог викторины.

Вы все сегодня молодцы,

Играли здорово и классно!

Надеюсь – знаньями полны,

Урок наш не прошёл напрасно!

В данной разработке возможно использование чужого материала, никого обидеть не хочу если, что... шлите ссылку.