Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – главная цель, которая стоит не только перед педагогами, но и родителями. Формирование правильного звукопроизношения и четкой дикции у детей с ОВЗ, происходит в результате систематических занятий. Однако занятий с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду, во время других видов деятельности, и обязательно дома. Для чего необходима помощь родителей. Правильное произношение может быть сформировано в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание, если он умеет владеть своим голосом. Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, т.к. именно он позволяет ребенку контролировать собственную речь, слышать и дифференцировать звуки родного языка.
При формировании правильного звукопроизношения необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома необходимо как можно больше читать сказок, загадывать загадок, петь различные песенки, учить стихи, слушать аудиозаписи. На улице необходимо наблюдать за деревьями, людьми, явлениями природы, обязательно обсуждать это с ребенком, задавать вопросы, провоцирующего характера, в ответе, которых, должен содержаться поставленный звук.
Планируя занятия, помните, что:
1.Они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
2.Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
3.Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
4. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты —«Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
Все знают, как трудно научить ребенка чему-то, что ему не интересно. Когда он слышит « волшебные» слова « давай позанимаемся», у него сразу портится настроение и находится тысячи причин отказаться от этого. Если ребенок упорно отказывается заниматься дома, подумайте, что Вы делаете не так. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент, проявляя свою фантазию и творчество, превратитесь в детей и встаньте наравне с вашим ребенком. Услышав фразу « давай поиграем» ребенок с радостью включится в процесс обучения.
Следует помнить, что работа над звуком, от его постановки до включения в речь,- это выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних занятий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить трудную работу над звуком в увлекательную игру.
Только игра позволит Вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решении более увлекательных задач: « придумай», « запомни», « найди». Конечно, основная цель - правильное произношение, должна сохраняться на протяжении всей игры.
Вот примеры нескольких игр, которые помогут Вам сделать занятия интересными. Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
«Кубик игральный». Ребенок бросает кубик, считает точечки и произносит слог (например, «ра» ) или слово (напр., рама)столько раз. Вариант II- придумываем столько слов с автоматизированным звуком, сколько точек выпало.
«Кубики». I вариант- строим башню. Поочереди ставим кубики и произносим слог (слово) со звуком. II вариант – каждый строит свою башню, на каждый кубик придумать слово со звуком. III- собери картинку. Ребенку предлагается собрать картинку из кубиков, но кубик он получит только тогда, когда придумает слово.
«Магазин». Берем игрушки (киндеры), домашние предметы. И предлагаем ребенку купить в магазине то, что имеет в названии звук «р», «ш», «л».
«Мячик». I вариант - кидаем друг другу мячик и называем поочереди слоги, слова. II – поймай мяч, если услышишь звук «р». Если нет , то отбивай мяч. III – подбросить мяч столько раз, сколько услышишь слогов.
«Ладошки» - бьем в ладошку и называем слово со звуком поочереди.
«Фасоль» - положить в фасоль или в другую крупу мелкие игрушки (с автоматизированным звуком),ребенок ищет, достает и правильно называет.
«Найди картинку». В стеклянную миску или противень насыпаем манку, вниз под стекло кладем картинки с автоматизированным звуком. Ребенок пальчиком раздвигает крупу, находит картинку и называет.
«Кнопочки» - нарисовать на бумаге кнопочки (напр., зеленый и красный цвет). Чередуем цвета, нажимаем на кнопочку и называем слог. (Напр., зеленый – ра, красный - ру).
«Лесенка»- строим из конструктора лесенку(или нарисовали). Взрослый называет слог, а ребенок правильно повторяет и передвигает фигурку.
Игра « Загадки»
Для этой игры потребуется 5-6 картинок или игрушек, в названии которых есть заданный звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться , о чем идет речь и назвать нужную игрушку или картинку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите и ребенку роль ведущего. Ваши возможные « ошибки» обязательно повысят интерес ребенка к игре.
Игра « Чего не стало?» .
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно посмотреть не картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну игрушку (картинку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Слова вокруг нас». Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните задание и называйте слова по какой-то определенной теме. В эту игру можно играть где угодно, используя свободную минутку: по пути домой, в детский сад, на кухне, в транспорте.
Игра «В гостях у гномов и великанов». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его, одновременно сначала вставать на носочки, называя предмет и садиться на корточки , образуя уменьшительную его форму: лодка – лодочка, полка — …, угол — …, лошадь — …, лужа — … (для звука «Л»); шар — …, кошка — …, шкаф — …, шарф — …, ухо — …, карандаш — …, шуба — …, мешок — … и др. (для звука «Ш»).
Игра «Шагающие слова». Ребенку разрешается делать шаг, тогда , когда он назовет любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
Все перечисленные игры значительно облегчат процесс автоматизации звуков в речи вашему ребенку и украсят приятными, положительными эмоциями ваше общение и совместно проведенное время .