МОУ СОШ № 9 г. Надыма
Учитель английского языка
Садрыева Г.Р.
Статья в методический журнал
«Игровая технология как средство развития интереса к английскому языку»
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра - это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Об обучающих возможностях игр известно давно. Психологами доказано, что игра "оправдывает" переход на новый язык. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. В.Н.Сорока-Росинский убежден, что без игры ребёнок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия. Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности, в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.
Игры превращают урок в живое интересное занятие, а интерес является одним из условий хорошей успеваемости. Они могут использоваться в начале урока и в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Порой “слабые” ученики становятся увлечёнными в процессе игры, активно проявляют себя. Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату, являются трудности в изучении грамматики. Занимательные, игровые элементы помогают учащимся тренировать и закреплять увеличивающийся с каждым годом лексический материал, позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности, ненавязчиво развивать необходимые компетенции.
Требования к игре как особому виду деятельности:
Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игровой ситуации, чего он не умел и чему научился в процессе игр.
Обязательное осознание детьми результата игровоё деятельности.
Возможность выбора конкретного действия в игровом процессе каждым ребёнком.
Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия.
Самыми эффективными способами повторения языковых явлений английского языка являются такие игры, как ролевые, грамматические, лексические, фонетические, творческие ролевые и деловые, орфографические.
Для изучающих английский язык трудно понять английские времена и почувствовать разницу между некоторыми из них, поэтому необходимо использовать грамматические игры, которые создают естественную ситуацию для употребления данного речевого образца. Например, при изучении грамматического времени детям рассказываю сказку о королевстве Present Continuous: В одном королевстве под названием Present Continuous, что по-русски «настоящее длящееся», живёт король now-«сейчас». У него есть сыновья – глаголы с окончанием -ing. Например, taking, playing, helping. У глаголов есть слуги – вспомогательные глаголы am, is, are. Все жители королевства Present Continuous любят рассказывать, что они делают сейчас.
I am dressing now - я сейчас одеваюсь
He is helping now - он сейчас помогает
We are singing now - мы сейчас поём
Когда жители королевства с чем-то не согласны, к вспомогательным глаголам присоединяется вредная частица not. Когда все жители королевства собираются вместе, то любят дружно петь песню ( под мелодию песни «В лесу родилась ёлочка»):
I am, he is, she is, it is (два раза)
You are, we are, they are.
Ребята, а вы хотите побывать в королевстве Present Continuous? Такое занятие позволяет учащимся быстрее запомнить формы неправильного глагола «to be» и составлять свои примеры о себе и одноклассниках.
Песня является образцом иноязычной речи и формирует духовную культуру учащихся. Кроме того, песня-средство усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. Для усвоения материала по модальному глаголу «can», предлагаю спеть песню под мелодию «Я на солнышке лежу»:
I can run and I can jump (два раза)
I can run, I can jump
I can run and I can jump
В целях тренировки учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке помогут лексические игры. Игра «Укрась елочку»: детям предлагается украсить искусственную елочку разноцветными шарами (при прохождении темы «Цвета»). Учитель обращается к детям поочередно с просьбой повесить на елку шар того или другого цвета, например: "Olya, hang up the red balloon, please". Оля берет красный кружочек из цветной бумаги и вешает его на елку.
Для пополнения или закрепления словарного запаса предлагается игра «Вспомни и назови!» например, слова со звуком m (my, name, from, America, mother, grandmother).
Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game. Учащиеся получают карточки, на которых написано, с какой интонацией нужно прочитать предложение, а остальные должны догадаться, что это за интонация.
Игра «Покупатели» ставит задачу команды - успеть озвучить слово («купить» его). Класс делится на 2 команды. Одна команда может «покупать» только слова, в которых буква "с" читается как [s], а другая - слова, в которых эта буква читается как [к]. Учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами carrot, cat, center, cinema, nice, club, welcome, city.
Орфографические игры, такие как, «Кто больше напишет слов по теме…?» упражняют в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Детям нравится готовить карточки с заданиями, приглашениями или составлять меню.
Чтобы ученики совершенствовали свои речевые навыки и умения, а также попробовали свои силы в актёрском мастерстве можно использовать творческие ролевые и деловые игры. Хорошим примером творческих игр служат игры, основанные на популярных телепередачах. При изучении темы «Одежда» можно сыграть в «Модный приговор», взять «Интервью у знаменитости», быть «Спецкором» по теме «Мультимедиа», игра «Смак» поможет усвоить лексику по теме «Еда» и научит составлять рецепты.
Варианты лингвострановедческих игр можно разделить на три большие группы: игры, знакомящие учащихся с продуктами культуры; игры, направленные на изучение поведения носителей языка, их традиций; игры, раскрывающие культурные ценности разных народов. Играя в эти игры, ребенок приобретает такую компетентность как толерантность, учится смотреть на другую культуру критически, сравнивать ее со своей.
Все большую популярность приобретают проекты - особый вид организации игр. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнение с теми же явлениями в англоязычных странах. Кроме того, проекты создают мотив изучения языка и культуры, в них учитываются основные особенности детей младшего школьного возраста, они еще учат школьников учиться, выполнять разнообразные виды работы - собирать информацию, организовывать текст, брать интервью, делать аудио записи
Преимущества использования игровых методик:
1. Сам процесс игры способствует созданию благоприятной психологической обстановки среди учеников, поскольку игра понижает тревожность и тем самым располагает учащегося к усвоению материала.
2. В процессе игры застенчивые ученики (меланхолики по темпераменту), а также флегматики получают больше мотивации для выражения своих мнений и чувств. Они более охотно вступают в диалог с преподавателем. 3. Игровая форма обучения позволяет детям получить опыт общения на иностранном языке, который далеко не всегда можно приобрести на обычном уроке по языку.
4. Игра заставляет думать, порой, искать нестандартные решения и предлагать новые идеи.
5. Как показывает практика, в легкой, непринужденной обстановке игры ученики запоминают и усваивают материал легче.
6. При помощи грамматических игр в действительности отрабатываются реальные жизненные ситуации, с которыми могут столкнуться дети в реальной жизни при общении на изучаемом языке в будущем.
Таким образом, игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации, создает ситуацию успеха, благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.