Игровой самомассаж.
Мишка по лесу ходил, много шишек находил.
Собрать шишки в корзинку,
Много шишек находил,
в детский сад нам приносил.
Все ребяткам подарил. (Раздача шишек детям, называя всех по имени).
1, 2, 3, 4, 5-будем шишками играть, (Подкидываем и ловим шишки руками).
Будем шишками играть, между ручками катать. (Катаем между рук).
Берём мы шишку в ручку,
Катаем по ладошке (Катаем шишку по ладошке).
Как яблочко в тарелочке, лежит себе она (Делаем рукой «тарелочку» и немного сжимаем шишку).
В ручку правую возьмём, и сильней её сожмём! (Сжимаем шишку правой рукой).
Ручку быстро разжимаем, по столу её катаем. (Катаем шишку по столу левой рукой).
В ручку левую возьмём, и сильней её сожмём! (Сжимаем шишку левой рукой).
Ручку быстро разжимаем, по столу её катаем. (Катаем по столу левой рукой).
Полезны для здоровья, (Катаем по тыльной стороне руки).
Ведь собраны с любовью (Сжимаем шишку кончиками пальцев).
Они для наших деток.
В корзиночке лежат. (Кладут шишки в корзиночку).
Девчонки и мальчишки (Встряхивают руками).
Катают эти шишки,
А значит здоровею.
Рука и голова.
Игровой самомассаж кистей рук.
Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Весёлый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер. По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, также он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы. Зигзагообразное поглаживание:
Дунул ветер на березку, разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился, улетел, не извинился. (М. Пляцковский)
Прямолинейное растирание ладонями друг друга.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе. В. Берестов
Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй – Указчик старательный, Не зря называют его Указательный.
Третий твой пальчик Как раз посредине, Поэтому Средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, Братец младший – любимчик. По счету он пятый, Зовется Мизинчик.
Л. Хереско
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки.
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг Выручают восемь рук. В. Суслов
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает. В. Сокол
«Намыливание» рук.
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это – Руки мой перед едой,
И после туалета.
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Пунктирование пальцами (игра на пианино).
Кто там топает по крыше? Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли. Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали? Кап-кап-кап. Ж. Давитьянц
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать.
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло,
Продолбил себе дупло. В. Линькова
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика,
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком,
Кормим наших кроликов,
И едят морковку Кролики из рук. В. Кодрян
Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.
Игровой самомассаж на занятиях физической культурой в детском саду - комплекс сюжетной ритмической гимнастики «Маляры», - игровой самомассаж «Путешествие ежиков», - ритмическую гимнастику – побудку «Часики».
Упражнения с массажными мячиками способствуют развитию мелкой моторики рук, профилактики плоскостопия. Мячики прекрасно подходят для массажа стоп и ладоней, на которых находятся биологически активные точки, отвечающие за состояние всего организма. Игольчатая поверхность мячика улучшает приток крови, воздействует на нервные окончания. Подобный самомассаж можно использовать на занятиях физической культурой, в гимнастике-побудке, индивидуальной работе с детьми, так же его могут применять воспитатели, как профилактическое мероприятие, в свободное от занятий время.
Предлагаю вам конспект игрового самомассажа «Путешествие ёжика»
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней и ступней.
3. Способствовать профилактике развития плоскостопия.
Ведущий: «Сегодня к нам в гости пришли ёжики! Да не простые, а волшебные – массажные, из сказочной страны «Физкультурия»! Возьмите каждый по ёжику и сядьте на свои коврики».
Выполнение: сед, согнув ноги, с опорой на прямые руки. Стопы параллельно друг другу, спины прямые.
Ведущий: «Давайте поздороваемся с ёжиками! Здравствуй, ёжик!» Выполнение: катать мячики вперед-назад стопой правой, затем левой ног.
Ведущий: «А вы знаете, как зовут ваших ёжиков? Придумайте им имена. Каждый придумывает имя своему ёжику. А моего ёжика зовут Костя!»
Выполнение: поочередно, захватив мячик между стоп, дети приподнимают его над полом и называют имя.
Ведущий: «Ёжик очень спешил, потому что хотел, как можно быстрее попасть к нам в садик и познакомиться с вами Выполнение: катать вперед-назад стопой правой ноги. Путь его был полон опасностей и приключений. Сначала на его пути выросла большая гора! Ёжик стал взбираться на эту гору. Нелегко ему было, но он забрался на самую вершину.
Выполнение: катить мячик вокруг голени правой ноги, от стопы до колена.
Ведущий: «Осмотрелся ёжик, не поджидают ли его опасности? Посмотрел направо, налево».. Выполнение: поворачивать мячик вправо – влево.
Ведущий: «Вдруг, увидел лису! Спрятался, притаился.
Выполнение: зажать под коленкой, удерживать.
Ведущий: «Лиса прибежала.. Принюхалась.. Что-то ёжиками пахнет.. Дети, ёжика не видели?? Не нашла лиса ёжика. Дальше побежала. А ёжик вылез из укрытия, и продолжил свой путь дальше. Спустился ёжик в овраг. Выполнение: катить мячик по голени правой ноги от колена к стопе.
Ведущий: «И, бух! Провалился в болото! Выбрался из болота и стал прыгать с кочки на кочку!» Выполнение: зажав мячик между стоп, перекладываем его с места на место. Ведущий: «Вдруг, ежик увидел цаплю! Испугался и пустился со всех ног бежать! И не заметил, как оказался на вершине холма».
Выполнение: катить мячик вокруг голени левой ноги, от стопы до колена.
Ведущий: «Осмотрелся по сторонам!» Выполнение: поворачивать мячик вправо – влево Ведущий: «Увидел волка! Спрятался!» Выполнение: зажать мячик под коленкой, удерживать Ведущий: «Волк прибежал. Принюхался.. Что-то пахнет ёжиками! Дети, ёжик здесь не пробегал? Волк тоже не нашел ёжика и дальше побежал. А ёжик вылез из укрытия и продолжил путь..
Выполнение: катить мячик по голени левой ноги от колена к стопе.
Ведущий: «Прибежал он к большому, круглому озеру. Побежал он по берегу вокруг озера стал смотреть и думать, как ему перебраться через озеро». Выполнение: соединить ступни правой и левой ног вместе, колени развести в стороны. Катать мячик по внутренней стороне бедер.
Ведущий: «А по озеру лодочка плыла, и наш ёжик забрался в эту лодочку.. Ёжик плыл., а волны укачивали его». Выполнение: зажав мячик между стоп, покачивать его вправо-влево.
Ведущий: «Не заметил ёжик, как уснул. А когда проснулся, то оказался уже на берегу рядом с нашим садиком! Выполнение: взять массажный мячик в руки.
Ведущий: «Вот таким непростым оказался путь ёжика к нам. Ну, а сейчас, ёжики устали им нужно отдохнуть. Давайте встанем. Зажмем ёжиков между стоп, и аккуратно отнесем на место, положим в корзину. Несите осторожно, постарайтесь ёжиков не уронить. Выполнение: Зажав мячик между стоп, относят мячики на место и складывают в корзину.
«Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста»
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные.
К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игра с еловыми шишками. Раз, два, три, четыре, пять, Шишку будем мы катать. Шишку будем мы катать, Раз, два, три, четыре, пять. Еловая шишка колет ладошки, Мы покатаем шишку немножко. Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно. Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика. Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.) . Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней. Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром 25-30 см, высотой 15-20 см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы. Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком Су-джок.
1, 2, 3, 4, 5! Буду шарик я катать,
По ладошке прокачу,
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю,
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу,
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму. Т
Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики Ляпко и иппликатор Кузнецова.
«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил,
Я на зиму накопил»
- Так подумал и пошел.
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги.
До весны сопят в берлоге.
Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец. Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «Ёжик» - к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ёжиков» на обе руки и похлопать в ладоши. Хлопая, приговаривать: Лапушки, лапушки, Поиграйте в ладушки. Хлопайте в ладошки – Вам дадут лепешки.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей, так и для проведения самомассажа подушечек пальцев.
Сильно кусает.
Котенок-глупыш!
Он думает, что это,
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. М. Рогожникова.
Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу логопеда.
Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома. Игра с решеткой для раковины.
Гном.
Шел по лесу добрый гном,
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал. Н. Нищева
Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Игра с резинкой для волос.
Перстенек.
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился – назад возвратился.
Надеваем и снимаем резинку на большой палец,
На указательный, На средний, На безымянный, На мизинец.
Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок. Искренне надеюсь, что опыт работы и предложенный материал помогут коллегам в трудной, но увлекательной работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.