СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые приемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые приемы для детей дошкольного и школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые приемы"»

Игра и игровые приёмы на уроках ритмики


Игра — понятие общенаучное. В философии, педаго­гике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели приме­няются в науках и прикладных отраслях знаний. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.

Обратимся к Большому энциклопедическому сло­варю, в котором понятие игры изложено так: Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой зак­лючается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставля­ет удовольствие играющим... Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным си­туациям. Свойственна также высшим животным.

В этой связи игру рассматривают и как одну из ак­тивных форм совместной жизнедеятельности живых существ в безопасной и благополучной обстановке; игра направлена на адаптацию к внешней среде и ее измене­ниям, а также к внутренним изменениям.

Еще один вариант научного определения игры, по­черпнутый в книге П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова: Игра — специально организованная деятельность, в ко­торой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игро­вой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, дей­ствуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по ко­торым оценивается личный или общий успех.

Таким образом, мы еще раз убедились в том, что игра — понятие необычайной широты. Дать всеохватыва­ющее определение игры с учетом ее бытийной, экзис­тенциальной сущности невозможно.

Игра как одно из удивительнейших явлений челове­ческой жизни всегда привлекала к себе внимание иссле­дователей и философов. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Многообра­зие форм выражения и полифункциональный характер игровой деятельности в человеческом обществе отмеча­лись многими исследователями.

Функции игры — это ее разнообразная полезность. Назовем наиболее важные функции:

Эмоциогенная функция.

Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, вооду­шевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одер­жанной победы, чувство страха, ощущение неизвестнос­ти и таинственности... Но игра — не просто развлече­ние, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.

Диагностическая функция.

Игра обладает предсказателъностъю, убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведет себя на максимально­сти проявлений (физических сил, интеллекта, творче­ства). Ребенок сам в игре проверяет свои силы, возмож­ности в свободных действиях, самовыражаясь и само­утверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.

Релаксационная функция.

Игра снимает или уменьшает физическое и интел­лектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на не­рвную систему активным обучением, физическим тру­дом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.

Компенсаторная функция.

Реализация идеи дополнения жизни: взрослый «про­бует», «переживает» в игре уже не использованные воз­можности жизни; ребенок «примеривает» еще не ис­пользованные, не выбранные возможности. «Инобытие» игры дает возможность органичного сочетания контек­стов прошлого и будущего во времени настоящем.

Коммуникативная функция.

Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игро­вым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодей­ствия преподавателя и учащихся, выводит их на под­линное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.

Функция самореализации.

Процесс игры — это всегда пространство для само­реализации ее участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

Социокультурная.

Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые про­цессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влия­ющие на формирование ребенка.

Терапевтическая функция.

Опираясь на вывод Э. Берна: интенсивнее всего игра­ют люди, утратившие душевное равновесие, игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения и ободрения ребенка, преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в обще­нии с окружающими, в учении.


СЮЖЕТНО-ОБРАЗНАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РИТМИКИ

Сюжетно-образной драматизации, инсценировкам, музыкальным играм на уроках ритмики отводится определенное место, так как они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей будущих пе­дагогов и подготавливают их к успешной работе с детьми по данному разделу.

Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, прояв­ляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными.

Музыкальные (танцевальные) игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм, изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей разных профессий, движение различного транспорта -автомобиля, поезда, паре­ние самолета и т.д., подражая воинам, космонавтам, физкультурникам или характерным, игрушечным, сказочным героям.

В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.

Игра на уроках ритмики решает различные целевые задачи и может использоваться для:

  • активизации и переключения внимания;

  • повторения и закрепления выученных танцевальных движений;

  • подготовки к восприятию нового материала;

  • снятия напряжения и релаксации;

  • обогащения учебного процесса и повышения интереса к занятию;

  • диагностики психомоторного развития ребенка.


Принципы проведения игры:

    1. добровольность;

    2. неопределённость и непредсказуемость, импровизационность результата;

    3. соревновательный характер;

    4. активизация творческой деятельности детей, побуждение к поиску.

Виды игр:

(по форме)

  1. танцевальные;

  2. подвижные;

  3. пассивные.

(по содержанию)

  1. сюжетные;

  2. безсюжетные


Структура дидактической игры:

  1. дидактическая задача (цель, которую ставит перед собой педагог);

  2. игровая задача (увлекательная задача, которую педагог ставит перед учащимися);

  3. игровые действия (расстановка участников, что нужно сделать, чтобы начать игру, ход игры);

  4. игровое задание (что нужно сделать, чтобы победить или выполнить задание);

  5. условия игры (правила игры, которые могут изменяться);

  6. анализ итога игры с обоснованием причин победы или неудачи.


Методические указания:

Руководство игрой и сюжетно-образной драматизацией со стороны педагога требует особой гибкости, стремления поддержать любое проявление творческого начала, должно полностью исключать штампы и шаблоны.

В методике значительное место отводится прослушиванию и разбору музыки, яр­кому, образному, эмоциональному слову педагога, беседам, продуманным целена­правленным вопросам, направляющим восприятие и творческую активность в нужное русло, поэзии. Следует шире опираться на личные наблюдения и опыт детей, чаще ис­пользовать наглядные средства: картины, рисунки, фотографии, слайды, видеомате­риалы и т.д. Все это дополняет и углубляет полученные от музыки впечатления. Осо­бые требования предъявляются и к показу педагога. Показывается не образ целиком для подражания, а некоторые детали, штрихи, которые помогают возбудить фанта­зию, представить какое-то действие персонала, понять характерные его особенности. В показе участвуют и дети, нашедшие наиболее интересные и убедительные движения для воплощения образа. Лучшие образцы творческих работ выбираются и оценива­ются, к их анализу обязательно привлекается весь коллектив. Педагог обобщает впе­чатления и дополняет ответы, в случае необходимости советует, как исправить те или иные неточности в исполнении движений, отмечает соответствие их воссоздаваемому персонажу. Дети должны чувствовать горячую заинтересованность взрослого в их творческих поисках, желание поддержать, помочь, что в свою очередь порождает у каждого уверенность в своих возможностях.

На уроках ритмики прорабатывается всевозможный материал по данному раз­делу: образные упражнения, драматизация программной музыки, инсценирование песен, пластические миниатюры. Образные упражнения могут рисовать разные картины: это кошка, сердито выпускающая когти, а затем умиротворенно умывающаяся; птица, плавно взмахивающая крыльями; дождик, постепенно усиливающийся, потом затихающий; весенние цветы и порхающие над ними бабочки; ветки деревьев, покачивающиеся под порывами ветра; детские забавы и спортивные развлечения; отдельные тру­довые процессы (стирка, вышивание, строительство, приготовление пищи и т.д.). Более развернутые, сложные по форме, мелодическому и ритмическому изло­жению музыкальные пьесы как программного, так и непрограммного содержания могут служишь основой для пластических миниатюр, сюжетно-ролевых компози­ций, этюдов, игр-драматизаций.

Инсценирование песен является прекрасным спо­собом передачи в движениях последовательности действий, изложенных в содер­жании ее текста. Образцами для инсценирования могут стать народные песни - динамичные, с лег­ко запоминающейся мелодией, с повторяющимся, как правило, припевом. Многие песни детского репертуара также поддаются инсценировкам. Для этого подбираются атрибуты, оформляются костюмы, и учащиеся выступают на детских утренниках, концертах, стараясь как можно выразительнее исполнить свои роли.


Пример игры:

Игра «ПЛЕТЕНЬ»


— А вы знаете, ребята, что часто во время народных гуляний танцевальное действие плавно переходило в игру, в которой так же использовались танцевальные элементы, но уже в состязательной -соревновательной форме.

Давайте посмотрим как это было.

Игра называется "Плетень"

— Для этого необходимо разбиться на две команды (нас 9 человек, по 4 чел. —Он и будет водящим)

—Задача водящего: следить какая команда правильнее и быстрее выполнит

задание.

—А задание такое: на музыкальную фразу исполняем по кругу ("по солнцу")

уже нам знакомый хороводный шаге носка.—Когда музыка меняется на плясовую, разбегаемся и танцуем по всему залу - любые плясовые движения, хорошо, если вы их придумаете сами (водящий это обязательно оценит).

— Но как только музыка прекратится, вы должны прибежать на свое место и встать в такой плетень (показывает руки накрест).

— Побеждает та команда, которая быстрее встанет в плетень, покажет больше русских танцевальных движений и выразительнее передаст характер русского танца.

— Итак, готовы?

— Начинаем вместе с музыкальным вступлением

— Пожалуйста

—Замечательно! Все ребята справились с заданием, но все же (дает слово водящему) - победила эта команда.

— Потому что они - быстрее встали в плетень.

- использовали больше плясовых движений

- а самое главное, смогли более ярко передать характер русского танца.

— А теперь встали на свои места