Игра и игровые приёмы на уроках ритмики
Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.
Обратимся к Большому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено так: Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим... Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
В этой связи игру рассматривают и как одну из активных форм совместной жизнедеятельности живых существ в безопасной и благополучной обстановке; игра направлена на адаптацию к внешней среде и ее изменениям, а также к внутренним изменениям.
Еще один вариант научного определения игры, почерпнутый в книге П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова: Игра — специально организованная деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по которым оценивается личный или общий успех.
Таким образом, мы еще раз убедились в том, что игра — понятие необычайной широты. Дать всеохватывающее определение игры с учетом ее бытийной, экзистенциальной сущности невозможно.
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни всегда привлекала к себе внимание исследователей и философов. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Многообразие форм выражения и полифункциональный характер игровой деятельности в человеческом обществе отмечались многими исследователями.
Функции игры — это ее разнообразная полезность. Назовем наиболее важные функции:
• Эмоциогенная функция.
Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, чувство страха, ощущение неизвестности и таинственности... Но игра — не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.
• Диагностическая функция.
Игра обладает предсказателъностъю, убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведет себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Ребенок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.
• Релаксационная функция.
Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.
• Компенсаторная функция.
Реализация идеи дополнения жизни: взрослый «пробует», «переживает» в игре уже не использованные возможности жизни; ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. «Инобытие» игры дает возможность органичного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.
• Коммуникативная функция.
Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.
• Функция самореализации.
Процесс игры — это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
• Социокультурная.
Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.
• Терапевтическая функция.
Опираясь на вывод Э. Берна: интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие, игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения и ободрения ребенка, преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении.
СЮЖЕТНО-ОБРАЗНАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РИТМИКИ
Сюжетно-образной драматизации, инсценировкам, музыкальным играм на уроках ритмики отводится определенное место, так как они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей будущих педагогов и подготавливают их к успешной работе с детьми по данному разделу.
Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными.
Музыкальные (танцевальные) игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.
Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм, изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей разных профессий, движение различного транспорта -автомобиля, поезда, парение самолета и т.д., подражая воинам, космонавтам, физкультурникам или характерным, игрушечным, сказочным героям.
В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.
Игра на уроках ритмики решает различные целевые задачи и может использоваться для:
активизации и переключения внимания;
повторения и закрепления выученных танцевальных движений;
подготовки к восприятию нового материала;
снятия напряжения и релаксации;
обогащения учебного процесса и повышения интереса к занятию;
диагностики психомоторного развития ребенка.
Принципы проведения игры:
добровольность;
неопределённость и непредсказуемость, импровизационность результата;
соревновательный характер;
активизация творческой деятельности детей, побуждение к поиску.
Виды игр:
(по форме)
танцевальные;
подвижные;
пассивные.
(по содержанию)
сюжетные;
безсюжетные
Структура дидактической игры:
дидактическая задача (цель, которую ставит перед собой педагог);
игровая задача (увлекательная задача, которую педагог ставит перед учащимися);
игровые действия (расстановка участников, что нужно сделать, чтобы начать игру, ход игры);
игровое задание (что нужно сделать, чтобы победить или выполнить задание);
условия игры (правила игры, которые могут изменяться);
анализ итога игры с обоснованием причин победы или неудачи.
Методические указания:
Руководство игрой и сюжетно-образной драматизацией со стороны педагога требует особой гибкости, стремления поддержать любое проявление творческого начала, должно полностью исключать штампы и шаблоны.
В методике значительное место отводится прослушиванию и разбору музыки, яркому, образному, эмоциональному слову педагога, беседам, продуманным целенаправленным вопросам, направляющим восприятие и творческую активность в нужное русло, поэзии. Следует шире опираться на личные наблюдения и опыт детей, чаще использовать наглядные средства: картины, рисунки, фотографии, слайды, видеоматериалы и т.д. Все это дополняет и углубляет полученные от музыки впечатления. Особые требования предъявляются и к показу педагога. Показывается не образ целиком для подражания, а некоторые детали, штрихи, которые помогают возбудить фантазию, представить какое-то действие персонала, понять характерные его особенности. В показе участвуют и дети, нашедшие наиболее интересные и убедительные движения для воплощения образа. Лучшие образцы творческих работ выбираются и оцениваются, к их анализу обязательно привлекается весь коллектив. Педагог обобщает впечатления и дополняет ответы, в случае необходимости советует, как исправить те или иные неточности в исполнении движений, отмечает соответствие их воссоздаваемому персонажу. Дети должны чувствовать горячую заинтересованность взрослого в их творческих поисках, желание поддержать, помочь, что в свою очередь порождает у каждого уверенность в своих возможностях.
На уроках ритмики прорабатывается всевозможный материал по данному разделу: образные упражнения, драматизация программной музыки, инсценирование песен, пластические миниатюры. Образные упражнения могут рисовать разные картины: это кошка, сердито выпускающая когти, а затем умиротворенно умывающаяся; птица, плавно взмахивающая крыльями; дождик, постепенно усиливающийся, потом затихающий; весенние цветы и порхающие над ними бабочки; ветки деревьев, покачивающиеся под порывами ветра; детские забавы и спортивные развлечения; отдельные трудовые процессы (стирка, вышивание, строительство, приготовление пищи и т.д.). Более развернутые, сложные по форме, мелодическому и ритмическому изложению музыкальные пьесы как программного, так и непрограммного содержания могут служишь основой для пластических миниатюр, сюжетно-ролевых композиций, этюдов, игр-драматизаций.
Инсценирование песен является прекрасным способом передачи в движениях последовательности действий, изложенных в содержании ее текста. Образцами для инсценирования могут стать народные песни - динамичные, с легко запоминающейся мелодией, с повторяющимся, как правило, припевом. Многие песни детского репертуара также поддаются инсценировкам. Для этого подбираются атрибуты, оформляются костюмы, и учащиеся выступают на детских утренниках, концертах, стараясь как можно выразительнее исполнить свои роли.
Пример игры:
Игра «ПЛЕТЕНЬ»
— А вы знаете, ребята, что часто во время народных гуляний танцевальное действие плавно переходило в игру, в которой так же использовались танцевальные элементы, но уже в состязательной -соревновательной форме.
Давайте посмотрим как это было.
Игра называется "Плетень"
— Для этого необходимо разбиться на две команды (нас 9 человек, по 4 чел. —Он и будет водящим)
—Задача водящего: следить какая команда правильнее и быстрее выполнит
задание.
—А задание такое: на музыкальную фразу исполняем по кругу ("по солнцу")
уже нам знакомый хороводный шаге носка.—Когда музыка меняется на плясовую, разбегаемся и танцуем по всему залу - любые плясовые движения, хорошо, если вы их придумаете сами (водящий это обязательно оценит).
— Но как только музыка прекратится, вы должны прибежать на свое место и встать в такой плетень (показывает руки накрест).
— Побеждает та команда, которая быстрее встанет в плетень, покажет больше русских танцевальных движений и выразительнее передаст характер русского танца.
— Итак, готовы?
— Начинаем вместе с музыкальным вступлением
— Пожалуйста
—Замечательно! Все ребята справились с заданием, но все же (дает слово водящему) - победила эта команда.
— Потому что они - быстрее встали в плетень.
- использовали больше плясовых движений
- а самое главное, смогли более ярко передать характер русского танца.
— А теперь встали на свои места