СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые приёмы в работе на подготовительном этапе развития технической стороны речи. Релаксация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Игровые приёмы в работе на подготовительном этапе развития технической стороны речи. Релаксация.

 

План:

1.Актуальность темы.

2.Упражнения для расслабления мышц шеи, туловища, рук, ног.

3.Упражнения и приёмы направленные на расслабление и снятие мышечного и эмоционального напряжения,  усталости и агрессии.

 

 

     1.  Для детей с задержкой психического развития характерны рассеянность внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Процессы возбуждения этих детей преобладают над процессами торможения. Из-за слабой сформированности  эмоционально-волевой сферы, этим детям сложно произвольно регулировать своё поведение. Они не могут самостоятельно справиться со своим эмоциональным состоянием, часто проявляют агрессию, капризничают, отказываются от работы на уроке, проявляют негативное поведение, что сказывается на психическом здоровье ребёнка и качестве получаемых знаний.

       Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

       Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

           Упражнения и приёмы направленные на релаксацию способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, снижают беспокойство, агрессивность,  нервное возбуждение, активизируют мозговую деятельность. Они  развивают  двигательные и психические навыки, снимают мышечное и психоэмоциональное напряжение, способствуют душевному равновесию, развивают двигательную функцию и создают положительный эмоциональный фон.

            Поэтому при работе с детьми с задержкой психического развития необходимо включать упражнения, направленные на состояние спокойствия и мышечной релаксации, снятия напряжения и усталости.

         Умение расслабиться включает в себя следующие основные компоненты:

-осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

-снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релакционных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребёнка;

-погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

 

Просмотр содержимого документа
«Игровые приёмы в работе на подготовительном этапе развития технической стороны речи. Релаксация.»

Тема: Игровые приёмы в работе на подготовительном этапе развития технической стороны речи. Релаксация.


План:

  1. Актуальность темы.

  2. Упражнения для расслабления мышц шеи, туловища, рук, ног.

  3. Упражнения и приёмы направленные на расслабление и снятие мышечного и эмоционального напряжения, усталости и агрессии.



1. Для детей с задержкой психического развития характерны рассеянность внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Процессы возбуждения этих детей преобладают над процессами торможения. Из-за слабой сформированности эмоционально-волевой сферы, этим детям сложно произвольно регулировать своё поведение. Они не могут самостоятельно справиться со своим эмоциональным состоянием, часто проявляют агрессию, капризничают, отказываются от работы на уроке, проявляют негативное поведение, что сказывается на психическом здоровье ребёнка и качестве получаемых знаний.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Упражнения и приёмы направленные на релаксацию способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, снижают беспокойство, агрессивность, нервное возбуждение, активизируют мозговую деятельность. Они развивают двигательные и психические навыки, снимают мышечное и психоэмоциональное напряжение, способствуют душевному равновесию, развивают двигательную функцию и создают положительный эмоциональный фон.

Поэтому при работе с детьми с задержкой психического развития необходимо включать упражнения, направленные на состояние спокойствия и мышечной релаксации, снятия напряжения и усталости.

Умение расслабиться включает в себя следующие основные компоненты:

-осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

-снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релакционных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребёнка;

-погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.


2.1

Игры и упражнения, направленные на расслабление всего организма.


« ВОЛШЕБНЫЙ СОН». (спокойная музыка)


.- Примите позу покоя. Слушайте, запоминайте новые особые команды. Наступает «Волшебный сон»!


Напряженье улетело… И расслаблено все тело… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется… И послушный наш язык Быть расслабленным привык!

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (Два раза.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим! (Два раза.)

Паузы мы соблюдаем! (Два раза.)

Звук ударный выделяем! (Два раза.)

И легко нам говорить!

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим — и всем понятно!

Длительная пауза. Более тихим голосом:

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Громче:

Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы!

— Закончился «Волшебный сон». Вы хорошо отдохнули и расслабились.


« ВОЛШЕБЫЙ СОН» (спокойная музыка)

-Слушайте и делайте, как я говорю.

Спинка языка сейчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю —

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И чудесно расслабляется.

Вторая часть:

Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам приходит «Волшебный сон».

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… Засыпают… (Два раза.)

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело… (Два раза.)

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы. (Два раза.)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (Два раза.)

Дышится легко… ровно… глубоко…

— Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.


«ВОЛШЕБНЫЙ СОН» (спокойная музыка)

Реснички опускаются …

Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают …

Ноги тоже отдыхают …

Отдыхают, засыпают,

Отдыхают, засыпают.

Дышится легко … ровно … глубоко …

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Путем внушения углубляется состояние спокойствия и мышечной релаксации.


«Светлые мысли» или «Цветное дыхание», «Цветной ветерок»

Вы лежите в тени. Вам тепло и тихо. Вы вдыхаете тепло и тишину. Вот подул лёгкий цветной ветерок. Он приятный и тёплый. Ветерок вкусно пахнет, нежно щекочет ваши щёчки, носик, лобик и глазки. Вы вдыхаете тепло и тишину.

-Какого цвета был твой ветерок?


« БУБЕНЧИК»

(Лёжа на ковре или сидя за партой в позе «Кучера», или положив руки на парту, голову на руки.)

(Звучит спокойная музыка.)

Учитель произносит слова тихим голосом, медленно, с паузами в начале расслабления.

Затем голос приобретает силу, эмоциональность.

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись.


«КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Тихий- дети садятся на корточки, обхватывают колени руками, опускают голову. Звонкий- встают и прыгают.


«Тишина».

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.


«Птички».

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.


«Летний денек».

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.


«Прогулка»

Все умеют танцевать, прыгать, бегать рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая простая,

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно - расслабление приятно!

(Пока учитель читает стих, дети медленно двигаются по классу. К концу стихотворения тихо садятся или ложатся. Принимают удобную позу и закрывают глаза. Учитель ставит спокойную музыку « Звуки природы». Дети тихо слушают)

-Где мы побывали? – Кого слышали? – Кого видели?



«Собираем цветы»


Приняли расслабленную позу. Закрыли глаза. Представили, что мы на полянке в лесу собираем цветы. Сорвали красный цветок, затем жёлтый, белый, голубой.


« Тряпичная кукла»

Игра в парах. 1 ребёнок –мягкая тряпичная кукла. Он расслаблен, безвольно сидит на стуле. 2 ребёнок поднимает его руку ( она тут же падает, сгибает туловище и т.п.)



«Снежная баба».

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.




« Насос»

Работа в паре. 1 реб.-мяч, 2 реб.-насос. Мячик сидит безвольно в расслабленной позе. Насос его постепенно « накачивает» , мячик крепнет, поднимается, распрямляется. Насос снимает ниппель-мячик сдувается со звуком Ш-Ш-Ш.



«Котёнок спит»

Котёнок лежит на ковре и засыпает. Глубоко дышит, поднимая вверх животик на вдохе и опуская его на выдохе. Дыхание спокойное, ровное. Проснулся, потянулся, выгнул спинку и встал. У котёнка прекрасное настроение ( показать это с помощью мимики, звуков, движений).



«Весёлые мячики»

Дети под музыку скачут как мячики. Музыка заканчивается, к каждому подходит учитель, который выполняет роль острого предмета, задевает ребёнка, и тот начинает медленно «сдуваться».


« Одно большое животное».

Дети стоят в кругу, держатся за руки, закрывают глаза, ровно и спокойно дышат.

- Представьте, что вы одно большое животное. Почувствуйте это, услыште дыхание соседа рядом, ощутите тепло его руки.



« Король-лев» (под музыку Элтона Джона).

Дети стоят в кругу, закрывают глаза, ровно спокойно дышат.

- Представьте себе льва-царя зверей, сильного, молодого, уверенного в себе. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как и тебя. У него твоё имя, твои глаза. Твои руки, твои ноги, твоё тело Лев- это ты!

( Слова произносятся с постепенным нарастанием громкости музыки. Упражнение направлено на выработку уверенности в себе и в своих силах.)




2.2 Игры и упражнения, направленные на расслабление мышц шеи.


«Любопытная Варвара»

.( Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы)

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы)

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы)

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!



«Удивились- погордились».

-Удивились (дети принимают позу удивления, т.е. поднимают плечи вверх.)

-Погордились ( грудь вперёд, плечи отводим назад).

-Наклонились.

(для развития внимания, команды можно чередовать в произольном порядке).


2.3 Упражнения на расслабление мышц рук:

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Здесь будут полезны упражнения на раздражение нервных окончаний, лёгкие поглаживания подушечками пальцев, щекочущие ощущения.


Это упражнения такие, как написание слов (букв) на ладошке, на тыльной стороне руки подушечками пальцев. Можно здороваться друг с другом мизинчиками, указательными пальчиками, средними пальцами.



«Стоп»

Игра в парах. У одного ребёнка закрыты глаза. Второй тихонько подушечками пальцев ведёт по тыльной стороне руки . Как только он дойдёт до локтевого сгиба, напарник должен сказать: «СТОП»



«Разговор с ладошкой»

Водим пальчиком по складочкам и линиям ладони, можно писать буквы ( подушечкой пальчика, коготком).


“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.


« Футболист».

Пальчиками гоняем листочек, скомканную бумажку. Задача: не уронить на пол или попасть в ворота.




«Сорока-ворона»

Сорока-ворона кашу варила, гостей пригласила.

(загибаем пальчики)

Этому дала, этому дала…..

А этому не дала.

Ты дров не носил, печь не топил, кашу не варил.



Пальчиковая игра «Алые цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головками качают.


“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.


“Вибрация”.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.




«На золотом крыльце сидели…»

Игра в ладоши.

На золотом крыльце сидели царь-царевич, король-королевич,

Сапожник, портной, а ты кто такой?



2.4 Упражнения на расслабление мышц ног:


«Палуба».

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!


Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.


«Лошадки».

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!


«Слон».

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.


3. Все перечисленные игры и упражнения можно применять в процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Такие физкультминутки используются с целью эмоциональной разрядки и снятия статического напряжения.

Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Также здесь предлагаю упражнения по снятию агрессии.


«Лодочка»

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем, поплыву.

А по быстрым по волнам

Плывут рыбки

Тут и там.



«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:


А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).



«Передайте мяч»

Передать мяч как будто он -стеклянный

-горячий

-мыльный пузырь и может лопнуть.

-горячую картошку

-бабочку


« Зеркало»

В парах стоят лицом друг к другу. Один делает движении - другой за ним повторяет.


«Рубка дров»

Имитация движений как будто рубим дрова.

–ХА.


«Мячики»

Перекидывание мягких мячиков на сторону соперника.


«Глухой мешочек»

Кричать или бухтеть в мешочек.


«Громкие ладошки»

Хлопать в ладоши с закрытыми глазами, каждый по-своему до тех пор, пока у всех не получится в унисон.


«Мазунга»

Дети встают в круг по очереди друг за другом вытягивают вперёд руки и произносят протяжное: Ма-а-а-а, как только протянул руки последний ребёнок в кругу, все с силось прижимают руки к себе и кричат: Зунга.


«Щит и меч».

Вывешивается или держится в руке учителем щит. Дети кидают в него мягкие мячики.


«Штанга»

Делаем вид, что поднимаем штангу, потом резкой с силой бросаем её на землю к ногам.