Игровые технологии – как один из способов формирования компетенций обучающихся.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного времени всего учебного процесса и объединенная общим содержанием. В нее включаются последовательно упражнения и игры, формирующие умения выделять характерные признаки предметов, сравнивать их, анализировать результаты; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам, на развитие умения отличать реальное явление от нереального, на умение владеть ситуацией, проявлять смекалку, развивать память, наблюдательность, укреплять волю.
Игровые моменты в учебном процессе развиваются параллельно основному содержанию обучения. Что помогает еще в большей степени активизировать весь процесс образования. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка.
Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо…. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства.
В игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности Игра не возникает стихийно, а складывается в прцессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется при воздействии взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметом, миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.
Развивать фантазию ребенка можно с помощью использования простого игрового материала. Игра ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». В игровой деятельности педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению. Не случайно в учебно-познавательной деятельности игре, как особому методу отдается предпочтение.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Все педагогические игры разделяются по характеру игровой методики:
- игры с «жесткими правилами» (предметные);
- игры «вольные» без правил или правила устанавливаются в ходе
игровых моментов ( художественные импровизации);
- комбинированные игры, включающие игровую стихию и условия игры
( конкурсы, аукционы, соревнования, маскарады).
По содержанию игры различают:
а) предметные, б) интеллектуальные, в) технические и строительные,
г) музыкально-композиционные, д) коррекционные.
Кроме того их можно разделить и по виду деятельности: двигательные, трудовые, психологические, социальные.
В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность ребенка полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования.
В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, стремление к взрослости, происходит бурное развитие фантазии и воображения. Особенности игры в этом возрасте - направленность прежде всего на самоутверждение подростка в обществе, на стремление к активности, лидерству, а также стремление к розыгрышу.
Распространенной игровой технологией сегодня стала деловая игра. Она нашла свое место в школе.
Деловые игры используют для решения комплексных задач усвоения нового материала, его отдельных элементов или разделов, а также закрепления уже освоенных позиций и дает возможность учащимся понять и изучить материал в необычной форме.
Деловая игра привлекает тем, что дает возможность имитации реальной социально-экономической системы и воспроизведения реального взаимодействия участников в этой системе взаимоотношений; имеет приоритет коллективного обучения; несет высокую ценностную и смысловую нагрузку.
Виды деловых игр: имитационные, ролевые, операционные, деловой театр и т.д. Как игровая технология, деловая игра имеет ряд структурных компонентов, необходимых для ее реализации. Это непосредственно имитационная модель деловой игры, включающая педагогическую цель и предмет игры, систему взаимодействия участников, систему оценивания. При проведении занятий по профессиональной ориентации учащихся чаще всего используют имитационные игры, которые позволяют имитировать события, деятельность какой либо организации, деловые совещания и обстановку, в которой происходят данные события или осуществляется деятельность конкретного человека. Сценарий этой игры содержит сюжет события, описание структуры и назначения объектов.
Участие школьников в таких играх способствует развитию настойчивости, стремлению к успеху и различные мотивационные качества. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д.
Особое место в школьных игровых технологиях занимают учебные ролевые игры. В них отрабатывают этикет и тактику поведения, особенности выполнения определенных обязанностей конкретным лицом. Специально разрабатывается игра или ситуация с персонажами и распределяются роли между учениками. .
Для выполнения конкретных специфических операций (построения чертежей) немаловажную роль играют игры операционные.
Драматизация как детское творчество является лучшей школой эстетического воспитания школьников. Ведь театр способен развивать самые разнообразные способности и функции ребенка: интонацию, речь, мимическую культуру, двигательный ритм, пластичность, память, наблюдательность. В этой педагогической игре ученику дается вместо сухого восприятия какого-либо действия или сюжета яркий образ, глубокое и живое переживание, способность проявлять чувства и воображение. Здесь школьник должен применить все свои знания, умения, вжиться в образ, понять его и выстроить правильную линию поведения.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее особенность, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде и воспитании.