СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на музыкальных занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

 

Игровые технологии как вид педагогических технологий.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:

1.     Игровые.

2.     Догматические, репродуктивные.

3.     Объяснительно-иллюстративные.

4.     Развивающие.

5.     Проблемные, поисковые.

6.     Программированные.

7.     Диалогические.

8.     Творческие

9.     Саморазвивающие.

10.   Информационные (компьютерные).

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- по самореализации: в игре, как на «полигоне человеческой практики»;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Значение игры в обучении.

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения и понятия темы;

 - как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического

процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Игровые приёмы в процессе слушания музыки В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например, «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой. «Тихие-громкие звоночки» - направление на развитие динамического восприятия. Например, при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делаю дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш». Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения. Игровые приёмы в процессе пения. Музыкально-игровые приёмы, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под весёлую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остаётся, если я прихожу с куклой, мишкой, матрёшкой. Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано. Попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаются детям карточки с изображением красного низкого бубенчика, жёлтого среднего бубенчика, зелёного высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика. Или можно так, музыкальный руководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующий бубенчику. В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры, дети твёрдо знают, что мама кошка поёт низким голосом, а котёнок высоким. Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, «Андрей воробей». В начале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки. Игровые приёмы в процессе ритмических движений. Одним из видов музыкальной деятельности являются ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по ритмике у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 4-х лет желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед занятием учитель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения или плясать. С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку. Таким образом надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например, в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребёнок по-своему применяет умения и знания в этой игре. Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют весёлый, бодрый, танцевальный характер музыки.  Один ребёнок говорит: «Это музыка-танец, она весёлая и танцевать её надо легко и весело» и начал выполнять поскоки, Другой - придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый вид польки можно было увидеть в движениях других детей. Одни за другим ребята включались в танец. Танцует вся группа. Для детей старшего возраста используем магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Итак, в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки. Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.