10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 ЭЛЕКТРОУГЛИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 33
________________________________
Рождественский Н.М.
Выступление на семинаре учителей географии по теме
«Игровые технологии на уроках географии в формате ФГОС»
Подготовила Рыбина Л.Л.,
учитель географии 1 категории
20 января 2017 г.
Современное образование очень чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее постоянно меняющимся потребностям и само активно влияет на ее состояние.(Слайд 2)
Сейчас в связи с модернизацией школьного образования разработаны федеральные государственные стандарты, которые ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий, на реализацию идей компетентностного подхода, на усиление воспитательной направленности.
Современный этап развития нашего общества ставит перед школьным образованием совсем иные цели:
Все это формирует в качестве важнейшей цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно решал любые задачи, проблемы, которые будет ставить перед ним жизнь.
На сегодняшний день специалисты отмечают снижение познавательного интереса детей к урокам географии. У многих учащихся неглубокие знания по предмету, низкий познавательный интерес и, соответственно, низкая мотивация.
Поэтому актуальность современной темы заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а творческие, мыслящие, компетентные личности.(слайд 3)
Современному обществу требуются люди, умеющие логически мыслить, сравнивать, отстаивать собственные мнения, адекватно выражать собственные мысли.
Поэтому главная задача современного учителя научить ребенка учиться. Психолог Василий Васильевич Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».
География – это предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.(слайд 4)
В основной школе изучение географии направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний об основных географических понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий
Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, геоинформационные технологии для поиска и демонстрации различных географических данных, применять свои знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний
Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме.
А это приводит к принципиальным изменениям деятельности педагога. Меняются также и технологии обучения.
Новый стандарт устанавливает и новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы.
Эти требования отличаются от тех, которые были представлены раньше. Теперь это не только предметные, но и общеучебные умения и действия.
Также помимо предметных результатов учитель должен обеспечить личностные и метапредметные результаты.
Современный урок должен быть построен таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять разные позиции, формулировать свою точку зрения.
Проблема урока в школе всегда была и остается актуальной. Перед учителем эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал и практически нет дополнительного времени на повторение и закрепление.
Как провести урок успешно? Как заинтересовать каждого ученика? Как развить познавательные способности и как привить поисковую деятельность?
Сейчас учитель на уроке – это и психолог, и артист, и навигатор в получении знаний.
Методические возможности школьного курса безграничны. Насколько сложен предмет, настолько он и разнообразен.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников.
Разнообразное содержание позволяет учителю на уроках использовать различные методы и методические приемы в обучении.(слайд 5)
В современной школе игровые методы используются:
В качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета
Как элементы более обширной технологии
Как технологии внеклассной работы.
Я применю на своих уроках игровые технологии.(слайд 6)
Все образовательные игры выполняют одновременно три функции:
обучающую – развитие умений и навыков;
развивающую – развитие различных психических функций;
воспитывающую – идет развитие качеств личности и общей культуры ученика.
Сама игровая деятельность имеет следующие особенности:
добровольность – здесь детей не приходится уговаривать
высокая активность – играть любят и отличники, и троечники, и «слабые дети»
контактная зависимость учеников.
Использование игровых форм обучения позволяет развивать познавательный интерес к предмету, активизировать учебную деятельность.
Игра дает возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые. Углубленно изучать карту.
В 5 – 6 классах я применяю неимитационные игры. В 5 классе дети играют в города. В прошлом году я столкнулась с такой проблемой, есть дети, которые знают 3 – 4 – 5 городов и все. На этом их познания заканчиваются. Таким детям я раздаю атласы 6 класса и объясняю, как на политической карте мира можно найти столицы государств. Дети играют в парах. Подписывают листочки ручками разных цветов и составляют цепочки из названий городов этими же цветами.
В 6-х классах мы с детьми составляет и решаем кроссворды. Так, закончили изучение темы «Литосфера» и как обобщение материала я предлагаю им составить кроссворд для соседа по парте. Когда кроссворды составлены, дети обмениваются ими и решают.
1 | | | | | | | В | У | Л | К | А | Н | | | | | |
2 | | | | | Г | Р | А | Н | И | Т | | | | | | | |
3 | | | | | | | К | О | Т | Л | О | В | И | Н | А | | |
4 | | | | | | | | Г | О | Р | С | Т | | | | | |
5 | Н | И | З | М | Е | Н | Н | О | С | Т | Ь | | | | | | |
6 | | | | | | | Н | Е | Ф | Т | Ь | | | | | | |
7 | | | | | Э | П | И | Ц | Е | Н | Т | Р | | | | | |
8 | | | | | | К | В | А | Р | Ц | И | Т | | | | | |
9 | | | | | | | | М | А | Г | М | А | | | | | |
1 – огнедышащая гора
2 – слой земной коры, который отсутствует в океанической коре
3 – равнина ложа океана
4 – участок земной коры, который поднимается по линии разломов
5 – равнина, не выше 200 м над уровнем моря
6 – органическая осадочная горная порода
7 – место на поверхности Земли, которое находится над очагом землетрясения
8 – метаморфическая горная порода, которая образовалась из песчаника
9 – вещество мантии, излившееся на земную поверхность
Нельзя забывать и работу с картой. Карта – это язык географии. Использование в работе картографического источника позволяет сформировать образное представление об объектах, явлениях и территории.
При изучении темы «Географические координаты» мы с ребятами играет в игру «Шифровальщик». Каждый ученик зашифровывает какое-либо слово с помощью координат. Затем дети меняются своими шифровками. И тут уже учащимся вначале предстоит по координатам определить города или какие-либо другие географические объекты, а затем по первым буквам прочитать зашифрованное слово.
230 с.ш., 820 з.д. – Гавана
560 с.ш., 610 в.д. – Екатеринбург
600 с.ш., 100 в.д. – Осло
140 с.ш., 900 з.д. – Гватемала
420 с.ш., 120 в.д. – Рим
460 с.ш., 480 в.д. – Астрахань
80 с.ш., 130 з.д. – Фритаун
520 с.ш., 1040 в.д. – Иркутск
620 с.ш., 1290 в.д. – Якутск
Если в 5 и 6 классах игры, по большей части парные, то в 7 классе можно использовать ролевые игры. И здесь класс уже можно разделить на группы или команды.
В основе моей работы лежит обучение посредством деятельности, а главный вид деятельности, который свойственен детям по их природе – это игра.
Использовать этот метод в преподавании необходимо, так как здесь не происходит разрыва между теорией и практикой, ученики получают возможность научиться через собственную практику и ошибки. Обеспечивается интеграция теории и практики.
Если предложить ученикам поиграть, то в форме игры им можно предложить выполнить проверочную работу и отношение к этой работе у детей будет более позитивное, чем к обычной проверочной работе.
Результатом игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих.
Игра универсальна, так как возможна на любом этапе урока и при любой его форме.
Все выше изложенное позволяет мне сделать вывод, что игровая деятельность может стать неотъемлемой частью преподавания географии в рамках перехода на ФГОС.