СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках русского языка. Из опыта работы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к докладу выступления на педагогических чтениях "Игровые технологии в организации учебной деятельности на уроках русского языка". Основные положения:

- Компоненты игровых технологий

- Технологическая структура игры как деятельности

- Функции педагога в игровой деятельности

- Опыт применения игровых заданий

-  Список библиографии.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка. Из опыта работы.»

Игровые технологии  на уроках русского языка Из опыта работы Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» г.Кондопоги Республики Карелия Почебыт Татьяны Евгеньевны

Игровые технологии на уроках русского языка

Из опыта работы

Презентация учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ №2»

г.Кондопоги Республики Карелия

Почебыт Татьяны Евгеньевны

Компоненты игровых технологий  мотивационный;  ориентационно-целевой: ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, которые становятся лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения);  содержательно-операционный (владение учебным материалом и способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности; ориентировочная система может быть дана в виде схем, алгоритма и т.п.);  Ценностно-волевой (целенаправленность познавательной активности, внимание, эмоциональные переживания);  Оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, самоуправление процессом игры, рефлексия)

Компоненты игровых технологий

  • мотивационный;
  • ориентационно-целевой: ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, которые становятся лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения);
  • содержательно-операционный (владение учебным материалом и способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности; ориентировочная система может быть дана в виде схем, алгоритма и т.п.);
  • Ценностно-волевой (целенаправленность познавательной активности, внимание, эмоциональные переживания);
  • Оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, самоуправление процессом игры, рефлексия)
Технологическая структура игры  как деятельности  Начало игры –эмоциональная установка, восприятие игровых задач, активизация воображения и мыслительной деятельности учащихся; определение участников группы; Игровые задачи ; соединяясь с учебными задачами, способствуют непреднамеренному обучению; Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают равные условия между игроками  А)правила действий (внешние – « слушать, решить, чертить» и умственные - сравнивать, обобщать и т.д.)  Б) правила межличностных отношений (« закончил свою работу –помоги товарищу» и т.д.) Игровое состояние (переживание, активизация воображения, эмоциональность); Результат игры (выиграл, отгадал; заинтересовался; создал свой вариант игры). Важна коллективная оценка игры, стимулирующая учащихся; поддержка положительных результатов слабых учеников

Технологическая структура игры как деятельности

  • Начало игры –эмоциональная установка, восприятие игровых задач, активизация воображения и мыслительной деятельности учащихся; определение участников группы;
  • Игровые задачи ; соединяясь с учебными задачами, способствуют непреднамеренному обучению;
  • Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают равные условия между игроками

А)правила действий (внешние – « слушать, решить, чертить» и умственные - сравнивать, обобщать и т.д.)

Б) правила межличностных отношений (« закончил свою работу –помоги товарищу» и т.д.)

  • Игровое состояние (переживание, активизация воображения, эмоциональность);
  • Результат игры (выиграл, отгадал; заинтересовался; создал свой вариант игры).
  • Важна коллективная оценка игры, стимулирующая учащихся; поддержка положительных результатов слабых учеников
Сферы применение игровой деятельности в современной школе (по Г.К.Селевко) В качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия Как элементы той или иной технологии В качестве урока или его части (актуализации знаний, тренировочного упражнения) Как технология внеклассной работы

Сферы применение игровой деятельности в современной школе (по Г.К.Селевко)

В качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия

Как элементы той или иной технологии

В качестве урока или его части (актуализации знаний, тренировочного упражнения)

Как технология внеклассной работы

Особенности психологии подростка и игровая деятельность Обострение потребности своего собственного мира; Стремление к взрослости; Бурное развитие воображения и фантазии; Появление стихийных групповых игр; Нацеленность на самоутверждение перед обществом; Стремление к розыгрышу, иронии; Ориентация на речевую деятельность.

Особенности психологии подростка и игровая деятельность

  • Обострение потребности своего собственного мира;
  • Стремление к взрослости;
  • Бурное развитие воображения и фантазии;
  • Появление стихийных групповых игр;
  • Нацеленность на самоутверждение перед обществом;
  • Стремление к розыгрышу, иронии;
  • Ориентация на речевую деятельность.
Одно из необходимых условий игровой технологии - включение педагога  в игровую деятельность Отношение педагога, которое выражается через игровые приемы – «игровая позиция педагога» (Н.П.Аникеева) Основные функции игровой позиции педагога: Гуманизация взаимоотношений педагога с детьми; Повышение творческого потенциала коллективной деятельности; Экономия нервных затрат педагога и школьников; Обеспечение гибкого поведения учителя.

Одно из необходимых условий игровой технологии - включение педагога в игровую деятельность

  • Отношение педагога, которое выражается через игровые приемы«игровая позиция педагога» (Н.П.Аникеева)
  • Основные функции игровой позиции педагога:
  • Гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
  • Повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
  • Экономия нервных затрат педагога и школьников;
  • Обеспечение гибкого поведения учителя.
 Игры Дидактические Учебно-ролевые (сюжетно-ролевые ) Урок –деловая игра Словесные игры дискуссии Путешествия Пресс-конференции КВН викторины

Игры

Дидактические

Учебно-ролевые

(сюжетно-ролевые )

Урок –деловая игра

Словесные игры

дискуссии

Путешествия

Пресс-конференции

КВН

викторины

Из Опыта Применения игровых технологий на уроках русского языка Загадки  Что добавить нужно к шине, Чтоб помчаться на машине? (слог МА) Если шарф укоротить,  Чем тогда он сможет быть? (ШАР-ШАРФ)

Из Опыта Применения игровых технологий на уроках русского языка

Загадки

Что добавить нужно к шине,

Чтоб помчаться на машине?

(слог МА)

Если шарф

укоротить,

Чем тогда он

сможет быть?

(ШАР-ШАРФ)

«Логогрифы»- словесные загадки «Метаморфозы» Преобразуйте заданные слова, используя приём замены, удаления, подстановки буквы, перевёртыша. Слово должно быть в нарицательным существительным в И.п., ед. ч . Образуйте новые слова, удаляя по одной букве: Тр треск песок полюс спорт АД РАЙ МУХА КОМАР

«Логогрифы»- словесные загадки

«Метаморфозы»

Преобразуйте заданные слова,

используя приём замены, удаления, подстановки буквы, перевёртыша. Слово должно быть в нарицательным существительным в И.п., ед. ч .

  • Образуйте новые слова, удаляя по одной букве:

Тр треск

песок

полюс

спорт

АД РАЙ

МУХА КОМАР

«КТО БОЛЬШЕ?» «Шифровальщик» Запишите слова с О . Один ученик загадывает слова, перемешивает буквы, другой отгадывает. ? О ? ? ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ ?

«КТО БОЛЬШЕ?»

«Шифровальщик»

Запишите слова с О .

Один ученик загадывает слова, перемешивает буквы, другой отгадывает.

?

О

?

?

ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК

ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ

?

  «Найди лишнее слово»   «Словесный квадрат» ЛЕСОК КОЛОСОК ГОЛОСОК ВИСОК п у у з с с к о о к р р д а а б «Что это?» Яблоко – зелёное, Красное. Большое, Зрелое, Гнилое и т.д.

«Найди лишнее слово»

«Словесный квадрат»

ЛЕСОК КОЛОСОК ГОЛОСОК ВИСОК

п

у

у

з

с

с

к

о

о

к

р

р

д

а

а

б

«Что это?»

Яблоко – зелёное,

Красное.

Большое,

Зрелое,

Гнилое и т.д.

«Наборщик» Одно из часто используемых упражнений на уроках, КВН, конкурсах –упражнение «Наборщик».Из букв, входящих в это слово, составляются новые слова – имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа. Буквы Е и Ё считаются разными.  Продуктивные слова:  контрабас, гастроном, мясорубка, кинематограф и др.

«Наборщик»

  • Одно из часто используемых упражнений на уроках, КВН, конкурсах –упражнение «Наборщик».Из букв, входящих в это слово, составляются новые слова – имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа. Буквы Е и Ё считаются разными.

  • Продуктивные слова:
  • контрабас, гастроном, мясорубка, кинематограф и др.
« Орфография с географией»  Используются дополнительно географические атласы при изучении орфографических правил, связанных с именами собственными.   Найдите несклоняемые имена существительные – названия государств Южной Америки

« Орфография с географией»

  • Используются дополнительно географические атласы при изучении орфографических правил, связанных с именами собственными.

  • Найдите несклоняемые имена существительные – названия государств Южной Америки
«Лингвистические примеры» Нужно решить пример на сложение или вычитание, найти значение Х. Образец: бокс + Х = боксёр бескрайний – край = Х  Болото +Х=болотище мыльница – мыло = Х  Богатый + Х= пребогатый демобилизовать – мобилизовать= Х

«Лингвистические примеры»

  • Нужно решить пример на сложение или вычитание, найти значение Х.
  • Образец: бокс + Х = боксёр бескрайний – край = Х
  • Болото +Х=болотище мыльница – мыло = Х
  • Богатый + Х= пребогатый демобилизовать – мобилизовать= Х
Литература Азаров Ю.П. Игра и труд.-М.: Изд-во «Знание», 1973. - 96 с.- (Народн.ун-т, педагог.факультет (2) Аникеева Н.П. Воспитание игрой.:кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. -114 с.-(Психол. наука –школе). Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина; худож. О.С. Васильева.-М.: Просвещение, 1985. - 383.с.:илл. Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва: «Педагогика», 1991 г. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 1.//Русский язык. «Первое сентября». -№17. -2005.-С.11-18 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1979.

Литература

  • Азаров Ю.П. Игра и труд.-М.: Изд-во «Знание», 1973. - 96 с.- (Народн.ун-т, педагог.факультет (2)
  • Аникеева Н.П. Воспитание игрой.:кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. -114 с.-(Психол. наука –школе).
  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина; худож. О.С. Васильева.-М.: Просвещение, 1985. - 383.с.:илл.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва: «Педагогика», 1991 г.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  • Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 1.//Русский язык. «Первое сентября». -№17. -2005.-С.11-18
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1979.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!