Материалы к докладу выступления на педагогических чтениях "Игровые технологии в организации учебной деятельности на уроках русского языка". Основные положения:
- Компоненты игровых технологий
- Технологическая структура игры как деятельности
- Функции педагога в игровой деятельности
- Опыт применения игровых заданий
- Список библиографии.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка. Из опыта работы.»
Игровые технологии на уроках русского языка
Из опыта работы
Презентация учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ №2»
г.Кондопоги Республики Карелия
Почебыт Татьяны Евгеньевны
Компоненты игровых технологий
- мотивационный;
- ориентационно-целевой: ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, которые становятся лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения);
- содержательно-операционный (владение учебным материалом и способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности; ориентировочная система может быть дана в виде схем, алгоритма и т.п.);
- Ценностно-волевой (целенаправленность познавательной активности, внимание, эмоциональные переживания);
- Оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, самоуправление процессом игры, рефлексия)
Технологическая структура игры как деятельности
- Начало игры –эмоциональная установка, восприятие игровых задач, активизация воображения и мыслительной деятельности учащихся; определение участников группы;
- Игровые задачи ; соединяясь с учебными задачами, способствуют непреднамеренному обучению;
- Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают равные условия между игроками
А)правила действий (внешние – « слушать, решить, чертить» и умственные - сравнивать, обобщать и т.д.)
Б) правила межличностных отношений (« закончил свою работу –помоги товарищу» и т.д.)
- Игровое состояние (переживание, активизация воображения, эмоциональность);
- Результат игры (выиграл, отгадал; заинтересовался; создал свой вариант игры).
- Важна коллективная оценка игры, стимулирующая учащихся; поддержка положительных результатов слабых учеников
Сферы применение игровой деятельности в современной школе (по Г.К.Селевко)
В качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия
Как элементы той или иной технологии
В качестве урока или его части (актуализации знаний, тренировочного упражнения)
Как технология внеклассной работы
Особенности психологии подростка и игровая деятельность
- Обострение потребности своего собственного мира;
- Стремление к взрослости;
- Бурное развитие воображения и фантазии;
- Появление стихийных групповых игр;
- Нацеленность на самоутверждение перед обществом;
- Стремление к розыгрышу, иронии;
- Ориентация на речевую деятельность.
Одно из необходимых условий игровой технологии - включение педагога в игровую деятельность
- Отношение педагога, которое выражается через игровые приемы – «игровая позиция педагога» (Н.П.Аникеева)
- Основные функции игровой позиции педагога:
- Гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
- Повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
- Экономия нервных затрат педагога и школьников;
- Обеспечение гибкого поведения учителя.
Игры
Дидактические
Учебно-ролевые
(сюжетно-ролевые )
Урок –деловая игра
Словесные игры
дискуссии
Путешествия
Пресс-конференции
КВН
викторины
Из Опыта Применения игровых технологий на уроках русского языка
Загадки
Что добавить нужно к шине,
Чтоб помчаться на машине?
(слог МА)
Если шарф
укоротить,
Чем тогда он
сможет быть?
(ШАР-ШАРФ)
«Логогрифы»- словесные загадки
«Метаморфозы»
Преобразуйте заданные слова,
используя приём замены, удаления, подстановки буквы, перевёртыша. Слово должно быть в нарицательным существительным в И.п., ед. ч .
- Образуйте новые слова, удаляя по одной букве:
Тр треск
песок
полюс
спорт
АД РАЙ
МУХА КОМАР
«КТО БОЛЬШЕ?»
«Шифровальщик»
Запишите слова с О .
Один ученик загадывает слова, перемешивает буквы, другой отгадывает.
?
О
?
?
ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК
ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ
?
«Найди лишнее слово»
«Словесный квадрат»
ЛЕСОК КОЛОСОК ГОЛОСОК ВИСОК
п
у
у
з
с
с
к
о
о
к
р
р
д
а
а
б
«Что это?»
Яблоко – зелёное,
Красное.
Большое,
Зрелое,
Гнилое и т.д.
«Наборщик»
- Одно из часто используемых упражнений на уроках, КВН, конкурсах –упражнение «Наборщик».Из букв, входящих в это слово, составляются новые слова – имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа. Буквы Е и Ё считаются разными.
- Продуктивные слова:
- контрабас, гастроном, мясорубка, кинематограф и др.
« Орфография с географией»
- Используются дополнительно географические атласы при изучении орфографических правил, связанных с именами собственными.
- Найдите несклоняемые имена существительные – названия государств Южной Америки
«Лингвистические примеры»
- Нужно решить пример на сложение или вычитание, найти значение Х.
- Образец: бокс + Х = боксёр бескрайний – край = Х
- Болото +Х=болотище мыльница – мыло = Х
- Богатый + Х= пребогатый демобилизовать – мобилизовать= Х
Литература
- Азаров Ю.П. Игра и труд.-М.: Изд-во «Знание», 1973. - 96 с.- (Народн.ун-т, педагог.факультет (2)
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой.:кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. -114 с.-(Психол. наука –школе).
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина; худож. О.С. Васильева.-М.: Просвещение, 1985. - 383.с.:илл.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва: «Педагогика», 1991 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 1.//Русский язык. «Первое сентября». -№17. -2005.-С.11-18
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1979.
Спасибо за внимание!