«Игровые технологии в воспитательном процессе»
(выступление на педагогическом совете)
Начать своё выступление хочу со слов выдающегося врача, психолога, педагога, создателя научной системы физического образования в нашей стране Петра Францевича Лесгафта "Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни".
Главная цель воспитания на современном этапе развития общества - это гармоничное всестороннее развитие личности каждого ученика.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи:
дать учащимся прочные и глубокие знания;
содействовать творческому развитию каждого ученика,
развивать субъектность личности каждого учащегося;
воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;
добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно-этическими нормами;
создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.
Для решения этих задач, я предлагаю использовать игру как метод воспитания.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности.
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему - то учится.
Понятие "игровые воспитательные технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации воспитательного процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые, отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной воспитательной направленностью.
Давайте вспомним классификацию педагогических игр по нескольким принципам:
Деление игр по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры - драматизации.
По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, а так же сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:
социокультурное назначение игры;
функция самореализации человека в игре;
коммуникативная функция;
диагностическая функция игры;
игротерапевтическая функция;
функция коррекции в игре;
развлекательная функция игры.
Для развития эстетического вкуса и чувства, воспитания души, создания условий для раскрытия способностей детей и природных задатков личности необходимо использовать самые разнообразные игры. Ведь именно в играх ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Процесс игры – это пространство самореализации. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека: во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое “поле самовыражения”. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. А развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней её притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии.
Диагностические игровые методики позволяют нам получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива.
Например, я провожу в своём классе диагностическую игру, которая называется “Магазин”.
Цель: изучить уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.
Первый этап игры мы провели в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам было предложено сформировать небольшие группы (по 5 человек в одной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость т.д.), которых по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.
Чтобы удобнее было фиксировать результаты “купли-продажи”, я заготавливаю карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для записи отрицательных
После проведенной “купли-продажи” мы вместе с учащимися подводим итоги осуществленной сделки. Мы обсуждаем, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива”.
Затем в течение всего учебного года я буду вести наблюдение за детьми, организую совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, буду стимулировать работу учащихся по формированию положительных качеств.
В конце учебного года мы проведём второй этап игры. Детям будет предложено “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, им удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё сохранились у учащихся класса.
При завершении игры я подведу итоги “торгов”, помогу детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.
Целесообразно осуществлять и поэтапный анализ этой игры.
На основе результатов первого этапа игры я, как классный руководитель, фиксирую исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определяю духовные ценности классного коллектива. Я выявляю также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники “покупают-продают”, но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.
После второго этапа игры смогу сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственного-психологическом климате классного коллектива.
Даная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.
Таким образом, я считаю, что включение игр и игровых упражнений в процесс воспитания позволяет повысить его эффективность, облегчить перенос выработанных коммуникативных умений в реальные жизненные ситуации, повысить уровень произвольности младших школьников в процессе регулирования своих эмоций, сформировать личностные качества, необходимые для успешного общения и творчества.
И самое главное здесь – уважать личность ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.