Использование коррекционно - развивающей технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ».
Щербакова Н.С.
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания. В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни. В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) развитие пространственных представлений ориентации; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций: навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции.
Я в своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося в классе. Использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на занятиях. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
А так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- технология личностно-ориентированное обучения;
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
При проведении внеурочной деятельности использовать компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности учащиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. В таком случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. - Здоровьесберегающие технологии:
С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика.
- Мимическая гимнастика.
- Занятия в дополнительных видах деятельности.
- Релаксирующие упражнения.
- Элементы музыкотерапии.
- Элементы цветотерапии.
- Зрительная гимнастика.
- «Динамические паузы».
- Элементы самомассажа.
- Прогулки
- Пешеходные экскурсии.
1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
2. Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок», при этом обязательно учитывается модальность детей (двигательная память).
4. Элементы цветотерапии и элементы музыкотерапии. Использование цветовой гаммы и музыки на коррекционно-развивающих занятиях могут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
5. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
6. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
7. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
А так же специальные коррекционные технологии:
- коррекционно-развивающие;
- коррекционно-образовательные;
А так же очень важны игровые технологии.
При выполнении заданий ребенку со стороны воспитателя оказывается необходимая помощь. Для каждого воспитанника выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Для оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо проводить психолого -педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива. Применение технологий на дополнительных видах деятельности, самоподготовке позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы. Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек.
Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель педагогов – подготовить своих воспитанников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
Список использованной литературы
1. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями в С(К)ОУ [Текст]: монография / Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова, Ж. Г. Кулькова, Н. Я. Ратанова, М. Ю. Ожгихин, В.А. Донскова, И. М. Чернова, Е. И. Шевченко, С. В. Пьянкова, С. А. Полинова, Г.С. Трофимова, О. Г. Хажеева. — Челябинск: Цицеро, 2010. — 276 с.
2. Ратанова Н. Я. Андрющенко Е.В. Психологическое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 64 с.
3. Личностно-ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие [Текст] / Г. В Яковлева, Г. Н Лаврова, Ж. Г. Кулькова, Н. Я. Ратанова, М. Ю. Ожгихин, Андрющенко Е.В.