СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры для воспитанникоа раннего возраста

Просмотр содержимого документа
«Игры для детей 2-3 лет»

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2-3 года



На втором и третьем году жизни происходит дальнейшее развитие основных движений. К двум годам дети хорошо ходят, ползают, лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано именно на перечисленных движениях. Более сложными движениями: бегом, прыжками, метанием — дети овладевают на третьем году жизни. Движения детей становятся более координированными, со-вершенными, появляется возможность выполнять их в разных условиях и разными способами. В связи с этим изменяется двигательное содержание подвижных игр — в них включаются все виды основных движений, появляется возможность сочетать несколько видов движений в одной игре.

Продолжительность подвижных игр ориентировочно может быть от 5—8 мин (второй год жизни) до 10—15 мин (третий год жизни). Коли-чество повторов — 4—5 раз с учетом возраста, уровня здоровья, харак-тера двигательных заданий, настроения детей. Одна и та же подвижная игра может повторяться до тех пор, пока дети не освоят ее. Затем взрослый вносит в игру усложнение: изменяет условия проведения, вводит новые или дополнительные пособия, включает дополнительные задания, увеличивает расстояние и время ходьбы, бега в соответствии с возможностями детей раннего возраста.

















Пролезь в обруч

Задачи. Развивать умение лазать, ловкость; вызывать чувство радос-ти от общения со взрослыми.

Содержание игры-упражнения. Взрослый держит обруч вертикально и предлагает ребенку пролезть в него: «Мышка пролезла в норку». Взрослый поощряет ребенка: «Вот какая мышка ловкая!», пред-лагает повторить действия.



Великан



Задачи. Способствовать развитию мышц спины; вызывать удоволь-ствие от общения со взрослыми.

Содержание игры. Взрослый берет какой-либо предмет, например мишку, мячик и т. п. Держа его на расстоянии чуть выше вытянутой руки ребенка, предлагает малышу достать игрушку: «Покажи, Вовочка, какой ты большой!» Ребенок поднимается на носочки и дотягивается до предмета: «Вот какой большой Вовочка!





Птичка

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Ребенок изображает птичку, сидит на корточках. Взрослый поет

Села птичка на окошко.

Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,

Улетела птичка — ай!

После последних слов птичка улетает, помахивая крылышками-руками.

Передай мяч

Задачи. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его; развивать внимание; поддерживать самостоятельность в действиях.

Содержание игры. Дети встают в круг и по сигналу взросло¬го передают мяч соседу, называя его имя. Когда дети овладеют движени¬ем, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро передай мяч Вове» и т. д.

Медведь и дети

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет взрослый. Дети размещаются на одном конце комнаты . Взрослый произносит слова

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет.

Взрослый говорит:

Стали деточки плясать,

Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.



Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.



Поезд

Задачи. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности в свои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Содержание игры. Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам: "чу-чу-



Мышки-трусишки

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На слова взрослого (дети могут повторять)

«Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час» мышки идут по комнате.

«Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками.

«Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон.

Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.













Птички в гнездышках

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки».

Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.



Зернышко

Взрослый говорит: «Посадили зернышки в землю» — дети садятся на пол, обхватывают колени руками. Взрослый продолжает: «Полил дождь, а потом засветило солнце. Стало зернышко прорастать, появились росточки» — дети широко позевывают, медленно поднимаются, потягиваются, поднимая ручки-росточки вверх и поворачиваясь к солнышку. Взрослый все действия выполняет вместе с детьми.

Холодно — тепло

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. Взрослый говорит: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на груди. На слова взрослого «Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются, обмахиваются платочками. Взрослый выполняет действия, а малыши подражают ему

Шарик

Дети представляют себя воздушными шариками. Они постепенно наполняются воздухом, поднимая руки вверх и надувая щеки. Но вот шарик лопнул. Дети медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося звук «ш-ш-ш».



Часики

Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо-влево, произнося: «Тик-так, тик-так». Взрослый выполняет действия вместе с детьми.

































Подвижные игры для детей на природе

Мы веселые ребята

Для этой игры требуется площадка, на которой нарисованы две черты.

Все ребята выстраиваются на одной стороне площадки, за чертой. Сбоку от них находится водящий или «ловец», примерно на середине площадке (боковой линии).

Дети хором читают стишок:

Мы веселые ребята

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После этих слов ребята стараются перебежать на другую сторону площадки, за черту. Задача «ловца» догнать бегущих. Следующим «ловцом» окажется тот, кого он сумеет поймать.





«Кошки-мышки»



Игра начинается с выбора кошки и мышки. Все остальные ребята образуют вокруг них круг, взявшись за руки. Цель кошки поймать мышку. После сигнала ведущего начинается погоня. Кошка начинает догонять мышку, а все ребята активно помогают мышке и мешают кошке.



Например, если мышка хочет выбраться из круга, ее пропускают, а кошку не выпускают.

После того, как кошка поймала «добычу», выбираются другие кошка и мышка, и игра начинается снова.

«Солнышко и дождик»

Оборудование: стульчики по количеству участников или скамейка, зонт.

Цель: Формировать умение преодолевать естественные препятствия: бугорки, канавки, лужи на участке, переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе; воспитывать ловкость; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата стоп.

Перед началом игры познакомьте малышей с ситуацией: «Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались».

Спросите детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик!

Сообщаете малышам название игры, и по словесному сигналу «Солнышко светит» дети начинают бегать по площадке.

На одной из сторон игровой площадки устанавливается скамейка или стульчики – это дом. Играющие садятся на скамейку.

Воспитатель говорит:

Выглянуло солнышко!

Идите все гулять!

Если дождь начнется,

Придется в дом бежать!

Дети ходят и бегают по всей площадке. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить, как великаны или карлики, погулять парами. После слов взрослого: «Дождик! Раз-два-три! Домой беги!» они бегут на свои места. Взрослый отмечает тех ребят, которые первыми вернулись на свои места. Через некоторое время воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять!», игра повторяется.







«Осенние листочки»

Оборудование: осенние листья.

Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:

Дует, дует ветер,

Дует-задувает.

Качаются вправо-влево, руки перед собой.

Желтые листочки

С дерева сдувает!

Машут руками сверху вниз перед собой.

И летят листочки

Прямо по дорожке,

Кружатся на месте.

Падают листочки

Прямо нам под ножки!

Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.

Затем воспитатель произносит слова:

Ветер дует – полетим

Мы туда, куда хотим.



Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Горелки

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!



















Совушка

Из числа играющих выделяется «Совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «Совушка» опять возвращается в своё гнездо, и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

После 2-3 выходов «Совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «Совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.





























Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!



Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.









Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.





Найди своё место

Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д.



Карась и щука

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине – «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей» станет больше чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».



Змейка

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

Хороводная игра Зайка

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.



Хороводная игра «Огуречик»

Педагог выбирает «Огурчика», который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,

Ты совсем как человечек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, (подходят к огурчику и поднимают его)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

«Огурчик» танцует, дети хлопают в ладоши. После танца «Огурчик» выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.



Курица и цыплята

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

















Смелые мышки

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)

Вдруг раздался странный звон …

Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот

























Весёлые мячи

Вам понадобится: два больших мяча - один для вас, другой для малыша. Предложите ребёнку повторить ваши действия.

Бросаю мой мяч.

Бросаю опять,

Ловлю и роняю

И снова бросаю.

Катаю мой мяч,

Катаю опять.

Катаю сюда,

Катаю сюда.

Бросаю, гляди,

Мой мячик, лети,

Бросай в высоту,

Поймай на лету.

Мой мячик катись, Обратно вернись. Смотри не зевай Мой мячик отдай.

Сначала играйте одним мячиком, бросайте его тихонько, прямо в руки малышу, чтобы он мог его поймать. Хвалите ребёнка, если у него получается. Затем он должен кидать мячик, а вы ловите. После этого катайте мячик друг другу по полу и только потом ещё раз прочтите стихотворение и попросите малыша повторить все действия за вами.















Птички в гнёздышке

Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.

На прогулке понаблюдайте с малышом за птицами. Расскажите малышу, каких птиц вы наблюдаете, чем птицы питаются, как прыгают, как летают, чирикают. Предложите малышу попрыгать на двух ногах, как птички;

помахать ручками, как крылышками. В заключении можно поиграть в подвижную игру «Птички в гнёздышке».

- Нарисуйте на земле или на снегу несколько кругов - это гнёздышки.

- Можно пригласить поучаствовать в игре друзей малыша.

- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

- По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" - сначала в любое

- Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылетел".



Мы топаем ногами

Малыш и мама становятся друг напротив друга. Между ними — игрушки, кегли или кубики, поставленные по кругу (диаметр круга 2 метра). Мама медленно произносит стишок, а ребенок выполняет движения в соответствии с текстом:

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

По сигналу мамы «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую стор



Лягушата

В центре площадки мама веточкой рисует крут или обозначает его шнуром, веревкой — это болото. Малыш — лягушонок стоит боком к кругу, а мама произносит:

Вот лягушки по дорожке

Скачут вытянувши ножки,

Ква-ква,

Ква-ква-ква,

Скачут вытянувши ножки.

Малыш прыгает на двух ногах по кругу. А по окончании стихотворения прыгает в круг. При повторении игры прыжки выполняются в другую сторону.

Перенеси игрушки”.

Малыш переносит по одной игрушке на расстояние 3-4 м.

С игрушкой надо идти, без игрушки - бежать.



Подвижная игра “Сбей мяч”.

Возраст - 3 - 4 года

Положите на табурет большой мяч.

Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу “Сбей мяч!” бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой, пытаясь сбить его.



Собака и воробьи

Скок поскок

Скок поскок

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Чик-чирик!

(имитируешь движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

Вдруг собачка прибежала

Воробушек распугала.





Зайка беленький



Для этой игры нужна площадка, на которой снег хорошо утрамбован. Мама — ведущий, она читает забавный стишок и показывает движения, а малыш-зайка (или несколько детей, которые гуляют на площадке) повторяет за ней все движения.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так! Вот так!

Он ушами шееел ит.

(Присаживаются в полуприсед, покачивают головой, держат прижатые к ушам вытянутые ладони или указательные пальцы.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Надо лапочки погреть.

(Хлопают сначала в ладоши, а затем скрестными движениями рук хлопают себя по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

Надо зайке поскакать.

(Прыгают на двух ногах на месте или продвигаясь вперед.)