7
Игры эстафеты для детей
Игры-эстафеты содержат сильное соревновательное начало и вырабатывают большую ответственность перед командой, поэтому всегда вызывают живой интерес у детей. Для проведения эстафеты желательно подобрать две-три команды, примерно равные по количеству и возможностям участников. Желательно заранее объяснить детям, чем они будут заниматься. Можно рассказать о значении слова эстафета. Очень давно важные вести и сообщения люди передавали на большие расстояния при помощи гонцов - скороходов, на разных участках пути сменявших друг друга. Позднее гонцов заменили почтовые экипажи, запряженные лошадьми. На почтовых станциях лошадей меняли, и почтовая тройка мчалась дальше. Это и называлось эстафетой. В наше время так называют игру, в которой участники поэтапно передают друг другу предмет или по очереди выполняют задания, стараясь обогнать команду противника.
Цели игр-эстафет с детьми старшего дошкольного возраста:
• с целью общей и специальной разминки; улучшения эмоционального состояния детей; повторения и закрепления отдельных упражнений или их целевого использования для развития определенных двигательных способностей;
• перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления изученных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями;
• после изучения отдельных видов упражнений с целью качественной проверки пройденного материала в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционального возбуждения, высокой ответственности перед командой.
Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения. С той же целью можно использовать сложные эстафеты, вплоть до комбинированных эстафет, с использованием и установкой различного оборудования.
В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:
1) бег с метанием;
2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;
3) бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;
4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
6) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;
7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;
8) бег со змейкой между предметами;
9) ходьба с перешагиванием предметов;
10) передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.
В игры-эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:
1) акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);
2) бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
3) лазанье по канату (при движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);
4) бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).
В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.
На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выполнения движений, постепенно увеличивая скорость. Усложненные варианты эстафет можно предлагать после усвоения детьми основных правил.
Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим образом:
1) постепенно увеличить количество препятствий в игре;
2) изменить последовательность выполнения заданий;
3) изменить способы выполнения задания;
4) вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх и т.д.);
5) менять величину и вес предметов;
6) увеличить площадку для игр;
7) усложнить правила;
8) усложнить взаимоотношения между детьми (передвижение парами, тройками, небольшими подгруппами и др.);
9) изменить вариант построения команд на площадке;
10) изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.);
11) использовать нетрадиционное деление зала (по короткой стороне, по диагонали, к середине одной из длинных сторон).
Одна игра-эстафета может быть использована на 2-3-х занятиях подряд, затем на последующих занятиях используются более сложные ее варианты со сменой способа передвижения или с использованием другого оборудования, или при другом варианте построения команд, или при нетрадиционном делении зала.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, т.к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.
Правила эстафетных игр
Равное количество участников, которые делятся на две команды.
Равные физические силы.
Присутствие взрослого ведущего. Он дает команду «На старт!», подсчитывает очки и следит за тем, чтобы игроки не нарушали правила: не выбегали раньше времени, клали предметы на место, вовремя передавали эстафету другим.
Чтобы дети хорошо усвоили правила игры, устраивается тренировочное соревнование, без зачета очков.
Примерно с 5 лет детей все больше привлекают групповые, командные игры-эстафеты. Ведь в них есть дух соперничества. В них они узнают, что такое коллектив и плечо товарища. Дети начинают понимать, как важно подчиняться правилам группы, идти к цели и чувствовать свою значимость, вносить свой маленький вклад в большое дело.
В повседневной жизни не всегда удается организовать игру-эстафету. Ведь для ее создания нужны участники — большая группа детей. Однако эстафету можно обыграть и с четырьмя детьми. А если к ним присоединятся мамы и папы, игра превратится в настоящие «веселые старты». Эстафеты всегда зрелищны. Хорошо, если вокруг вас соберется группа поддержки: будет веселее и зрителям, и участникам. А если вам не удалось собрать две команды, поиграйте в более узком кругу, без соревновательного задора, где побеждает дружба и хорошее настроение, где процесс важен ради самого процесса.
«Разгрузи машину»
Перед командами стоит простая задача — разгрузить машину с кирпичами. Для этого с одной стороны площадки ставятся две коробки с кубиками («машины с кирпичами»), а с другой стороны располагаются игроки. Задача участников — добежать до «машины», взять «кирпич», вернуться к линии старта, положить ношу в обозначенное место и передать эстафету другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет все «кирпичи».
«Пройди через обручи»
Две команды становятся друг за другом в колонну. На площадке раскладывается 3—4 обруча. Задача участников — добежать до поворотной стойки (это может быть стул, куст, камень, столб, какой-то предмет) и вернуться назад к линии старта. На пути вперед необходимо преодолеть препятствия: поднять каждый обруч, продеть через себя и положить на место.
«Перенеси арбузы»
Для этой эстафеты вам понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.
«Соревнования мячей»
Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
«Общая картина»
Для проведения этой игры вам понадобятся два мольберта, на которых закреплены чистые листы бумаги (можно упростить задачу и прикрепить два листа ватмана на стене). Рядом положите фломастеры или маркеры с толстым стержнем. Ведущий ставит перед командами задание — написать картину: портрет человека, кошку, дом, робота и т. д. (задание должно быть простым). Каждый участник должен добежать до «мольберта», нарисовать одну деталь образа и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой представит свой «шедевр».
«Меткие стрелки»
На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.
«Кенгуру»
Участники двигаются с зажатым между ногами мячом до ориентира и обратно.
«Зверята»
Участники в командах превращаются в зверей: первые в медведей, вторые в зайцев, третьи в лис и по команде передвигаются, имитируя животных по очереди.
«Стрелки»
Капитаны команд стоят с поднятыми над головой обручами, в которые по очереди пытаются попасть мячами участники.
«Грузовики»
Каждый участник должен довезти в кузове (сложенные в кольцо руки) до ориентира по три мяча (можно разного диаметра) и обратно.
«Три прыжка»
Ведущие кладут обруч и скакалку на расстоянии 10 м от участников. Первый участник должен добежать до скакалки и прыгнуть 3 раза, второй – добегает до обруча и прыгает 3 раза.
«Мяч на ракетке»
Участник кладет мяч на ракетку и старается пронести его до ориентира и обратно.
Эстафета пчёлок
Напротив каждой команды разложены обручи (по 3) – это «цветочные полянки». Дети - «пчёлки». Первым в колоннах дают ведёрки для «сбора мёда». По сигналу они бегут к первому обручу, встают в него, приседают с опорой руками на ведёрко – «собирают мёд», затем забегают во второй и третий обруч, проделывая то же самое. Затем дети бегут до ориентира, обегают его, возвращаются бегом к своим командам и передают эстафету (ведерко) следующему игроку.
Эстафета кузнечиков
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь! (кузнечик)
По сигналу первые в командах прыжками на двух ногах (с зажатым мячом) передвигаются к ориентиру, берут мяч в руки, дотрагиваются до ориентира, обегают его и бегом возвращаются к своим командам, предавая мяч следующему игроку.
Он сети, как рыбак готовит, А рыбы никогда не ловит (паучок)
Эстафета паучков
По сигналу дети, стоящими первыми, бегут (или передвигаются «каракатицей») к ориентиру – обручу, к краям которого прикреплены верёвки. Завязав узелок («сплетя паутину»), они бегом возвращаются к своим командам и передают эстафету следующим игрокам (касанием руки).
Эстафета муравьёв
Дети по очереди прокатывают мяч до ориентира и обратно и передают мяч следующему игроку.
Эстафета гусениц
Ползёт сороконожка по узенькой дорожке,
Листочками питается, я в бабочку превращается (гусеница)
Дети в колоннах обхватывают друг друга руками за пояс и по сигналу бегут командами, стараясь, не отпускать друг друга, обегают ориентир и бегом возвращаются на старт. Побеждает та команда, которая первая построится после движения.
«Кто быстрей?» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.
В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.
«Донеси – не урони!» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.
Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
«Быстрая команда» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.
Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.
«Донеси – не урони» - соревнование, эстафета, парный аттракцион
(5 – 7 лет)
Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.
Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке (мешочек на голове, картошку в ложке и т.п.).
«Полоса препятствий» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, обогащение двигательного опыта, формирование умения следовать заданным условиям.
На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.
«По извилистой дорожке» - игровое упражнение, парное соревнование
(3 – 5 лет)
Цель: развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.
Разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия (для детей младшего возраста создавать игровые ситуации).
«Кто быстрей?» - эстафета
(4 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Дети располагаются на фигурах. Их количество должно соответствовать числу детей. По сигналу «Треугольники!» бегут наперегонки дети, стоящие на треугольниках. Добегают до таких же фигур на противоположной стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другую фигуру (или цвет).
«Добеги и принеси!» - эстафета
(3 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Игроки располагаются на фигурах с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его: при повторении эстафеты отнести предмет.
«Кто быстрей?» - эстафета
(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; обогащение двигательного опыта.
Дети делятся на 2 команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки (бабочки) около ее крыла. По сигналу первые участники начинают передвижение по порядку номеров (или между фигурами). Выполнив задание, обегают рисунок с одного боку и, передав эстафету следующему участнику своей команды, встают в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.