На современном этапе развития практики организации досуговой деятельности широко применяются игровые тренинги. Игровые тренинги для подростков обязательно включают ролевые, деловые и подвижные игры, профориентационные упражнения. В увлекательной форме подростки знакомятся с базовыми знаниями — как воспринимать себя, как относиться к другим, что такое ответственность, как работать с негативными эмоциями и пр.
Игровые тренинги могут выполнять несколько функций (Петрусинский В.В.):
1. коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;
2. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
4. Воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.
Цель тренинга следует довести до сведения ребят, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя. Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8 — 15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30 — 40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников может быть 7 — 20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даст результатов.
Тренинги на знакомство и сплочение:
«Восточный базар».
Ход игры:
С какими ассоциациями связываете вы словосочетание восточный рынок? (крики, запах еды и пряностей, яркость, буйство красок…) Замечательно! Так вот именно на такой рынок мы с вами сейчас и отправимся. Но сначала нам необходимо приготовиться.
Каждый получает 8 карточек, на каждой из которых разборчиво и крупно следует написать свое имя. Теперь записки сложим в несколько раз. Записки всех участников складываем в центре, перемешиваем, вытягиваем произвольно и по 8 штук и отправляемся на «восточный рынок». Т течение 5 минут вам придется уговорами, спорами, путем обмена и т.п. найти и вернуть себе все 8 листков с вашим именем.
Вопросы для обсуждения:
- кому и чьи имена удалось запомнить?
- Какую тактику вы использовали во время торгов?
- Как вы чувствовали себя во время игры?
«Никто и не подозревает, что…»
Ход игры:
Работа идет в парах. В течение 5 минут, участники в паре выясняют очень интересный, уникальный факт из жизни партнера (увлечение, достижение, победа, курьез и т.д.). Затем каждый представляет этот факт отряду, начиная фразу таким образом «Никто и не подозревает, что (имя) …».
«Рулетка»
Ход игры:
Группа делится на две команды, которые встают рядом в два круга, взявшись за руки. Круги начинают вращаться наподобие шестеренок (один круг – по часовой стрелке, другой – против часовой), как можно ближе, но не пересекаясь. При слове «стоп» все участники замирают на месте. В каждой команде оказывается по игроку, которые в этот момент находятся в точке соприкосновения кругов. Они должны стоять спина к спине, не видя друг друга. Когда ведущий говорит «кругом», эти двое поворачиваются на 180 градусов и смотрят друг на друга. Тот, кто первый назовет имя другого, забирает его в свой круг, и игра повторяется.
«Ширма»
Ход игры:
Группа делится на две команды, которые расходятся на противоположные стороны помещения. Ведущий и его помощник держат раскрытое покрывало так, что команды не видят друг друга (покрывало в этой игре служит своего рода ширмой). К покрывалу с одной и другой стороны подходят по одному участнику (они не видят друг друга). По сигналу ведущий и помощник резко опускают покрывало, задача игроков– быстро назвать имя соперника, кто не успел назвать имя, тот отправляется в команду победителя. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не перетянет к себе всех членов другой команды.
«Встреча»
Ход игры:
Каждый участник получает два листа бумаги формата А4 и фломастер. На каждом листе сверху он пишет свое имя. Одни лист крепится на спину, другой на грудь спереди. В течение 5-10 минут участники свободно перемещаются, встречаются с другими и пишут по одной фразе на 2-х листах у каждого человека. На листе спереди – приветствие. На спине – пожелание. Можно улыбаться, подмигивать, обнимать других, но сохранять молчание. Затем по желанию листочки зачитываются.
«Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Группа встаёт в свободный круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа не выпуская карандашей синхронно выполняет задания.
-Поднять руки, опустить их, вернуться в исходное положение.
-Вытянуть руки вперед, отвести назад.
«Интервью»
У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Задаются следующие вопросы:
«Любишь ли ты стихи?»;
«Твой любимый цвет?»;
«Твое любимое изречение?»;
«Любишь ли ты видеть сны?»;
«Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты захотел сыграть?» (артистические данные значения не имеют);
«Есть ли у тебя хобби?»;
«Какое у тебя любимое имя?»
«Чего ты больше всего боишься?»;
«Что больше всего ценишь в людях?».
Каждому следует задавать не более 5 — 7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать по 3 — 4 человека. В первые занятия следует дать участникам следующую установку: «Отвечать в любой степени откровенности. Можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно вообще «в маске» — отвечать, «будто не про себя, а про другого». Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» отпадет само собой. Необходимо, чтобы все участники занятий прошли «интервьюирование».