СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры к масленице. Практический материал.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Царь горы  

Есть древний и прямо-таки неискоренимый обычай в среде собравшихся вместе молодых парней. Как только попадается им крутая невысокая горка (холмик, бугор), сразу кому-нибудь из самых сильных и боевых приходит в голову первым взобраться на вершину и крикнуть с вызовом: «Я царь горы!» Да и позу примет гордую, вызывающую. Тут уж никто не устоит — со всех сторон бросаются на штурм горки. Каждый старается сам захватить вершину, свергнув самозваного царя.

Разгорается стремительная и веселая борьба. Не принято сражаться слишком серьезно, схватываться в настоящей борьбе. Преимущественно толкают или стягивают друг друга со склонов, избегая ударов, дерганье за одежду, резких толчков и вообще грубых приемов. Но сами собой сказываются молодая удаль и сила — и вот уже очередной царь кубарем катится с горки под дружный хохот, но сам все равно довольный: побыл-таки царем горы.

А горку уже обступили зрители, болельщики: до чего же притягательно смотреть на удаль молодецкую! Не включить ли такую игру в праздник «Проводы зимы»? И включают все чаще в разные праздники, но особенно в зимние. Зимой и падать не больно, и не испачкаешься о снег, а главное, горку соорудить легко в любом месте прямо из снега.

Организаторам игры необходимо регулировать состав участников. Их не должно быть одновременно больше 10 — 15 человек. Нельзя разрешать вместе с молодежью бороться младшим подросткам, хотя они к этому тянутся. Для младших лучше провести игру отдельно.

На празднике лучше устроить награждение победителя — того, кто дольше других продержался на вершине после своего возгласа «Я царь горы!» Еще лучше небольшие шутливые призы всем, кто побывал в царях горы. Это снимает излишнее соперничество. Ведь надо помнить, что проводится не спортивное первенство, а веселая народная игра. Можно даже специальное правило ввести: не сражаться слишком серьезно, так как царя без улыбки народ не признает.

Два Мороза

Игра хорошо знакома каждому с детства, так как входит в программу детского сада и начальной школы. Но и молодежь охотно вступает в эту игру, когда ее затевают на зимних праздниках, гуляньях, на масленице. Требуется лишь небольшая площадка, примерно 6x12 м. Границы ее обозначают палочками, комками снега, флажками и т.п.

Водящих — двух Морозов — подбирают из желающих и способных ярко сыграть свои роли, так как этим лучше всего обеспечивается успех игры.

Желающие попробовать себя в этой игре собираются на одной из коротких сторон площадки. На середину площадки выходят два Мороза. Подбоченясь, они обращаются к собравшимся:

  • Мы два брата молодые, два Мороза удалые.
  • Я Мороз — красный нос, - объявляет один.
  • Я Мороз — синий нос, представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе (могут говорить оба Мороза вместе):

-   Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Ребята обычно уже знают, что тут надо хором ответить:

  • Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

Старшие, бывает, стесняются декламировать хором. Достаточно, если хоть кто-то из играющих (им может быть один из организаторов игры) произнесет ответ и первым бросится перебегать площадку, увлекая всех остальных. Иногда никто никак не решается на это. Тогда Морозы объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими — будут заморожены!

-  Раз, два, три!

Все бросаются перебегать площадку, а Морозы стараются их осалить (коснуться) рукой. Осаленный должен остановиться, как замороженный. Разморозить его могут другие, еще не осаленные игроки, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми за противоположную границу площадки, куда водящие уже не могут забегать.

Подсчитав замороженных и потирая руки от удачи, Морозы вновь спрашивают остальных игроков, не решатся ли они в путь-дороженьку пуститься, а если надо, считают до трех.

Перебегая площадку в обратную сторону, играющие стараются выручить замороженных, но Морозы охраняют их, да и стараются еще кого-то заморозить. После нескольких перебежек подсчитывают общую добычу и предлагают другим желающим попробовать себя в роли Морозов.

Правила.

1. перебегать площадку можно только после слов «Не страшен нам мороз!» или счета «три». Тогда рке нельзя не бежать, иначе становишься замороженным.

2.замороженные не должны шевелиться, пока их не разморозит прикосновение товарища. Но если пытающийся выручить замороженного будет в этот момент осален Морозом, он должен сам застыть на месте.

3.забежавшие за боковую (длинную) сторону площадки считаются осаленными. А вот за короткой стороной — спасение: туда Морозы забегать не могут.

4.охраняя замороженных, водящие не могут держать их рукой.

5.иногда договариваются, что замороженных второй раз водящие отводят в свой ледяной терем, где выручить их уже нельзя до смены водящих.

Третий лишний с ремешком

Игра «Третий лишний» известна во многих разновидностях, но часть их все же забыта, и думается, незаслуженно. В народе любили, да и сейчас кое-где помнят, третьего лишнего с ремешком или со жгутом. В большинстве мест такую игру искоренили чрезмерно ревностные педагоги, считая, что ударить ремнем - это всегда означает унизить человеческое достоинство. Но ведь играющим, наверное, все же виднее, унизительно это в игре или просто весело. Клубы друзей игры сейчас с успехом возрождают многие игры с ремешком и жгутом, например «Ремешок», «Жгут» и вот эту.

Играют 10-40 подростков, юношей, девушек на небольшой площадке. Выбирают двух водящих. Остальные образуют круг, стоя лицом к центру парами: один впереди другого.

Начало — как во всех вариантах третьего лишнего: один водящий убегает от второго и может стать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается третьим лишним, и должен убегать от второго водящего.

Особенность нашей разновидности игры в том, что у второго водящего в руке ремень или пояс (или жгут, скрученный из платка, шарфа, просто кусок веревки). Угрожающе размахивая ремнем или, наоборот, пряча его за спиной, второй водящий бежит вокруг играющих, стремясь осалить (стегнуть) ремнем первого водящего, прежде чем тот встанет впереди чей-то пары. Если осалить удалось, надо подбросить ремень вверх и самому убегать, а осаленный должен теперь догонять и салить.

Ситуация непрерывно меняется, и всем игрокам приходится быть начеку, особенно стоящим последними в парах. Ведь водящие то и дело применяют неожиданные уловки. Вот, например, второй водящий на бегу незаметно передает ремень кому-то из стоящих, а сам продолжает гнаться за первым водящим. Тот убегает от преследующей его опасности, а она караулит его впереди: только поравнялся с держащим ремень игроком, как тот торжествующе и грозно кричит и стегает водящего ремнем. Затем подбрасывает ремень и убегает, став новым первым водящим. Прежний же превращается во второго и должен, подобрав ремень, догонять убегающего. Бывший второй водящий, употребивший военную хитрость, с видом победителя встает в оставшуюся неполную пару.

Кончают игру по взаимной договоренности, например: «Вот Виктор отводит — и кончаем».

Правила. 1 водящие не должны убегать в сторону от круга или пересекать его, сокращая расстояние.

2 удар ремнем разрешается только один, притом шутливый.

3 ремень или жгут должны быть сравнительно мягкими, без узлов или пряжки (если пряжку нельзя снять, то ее зажимают в руке).

4 убегающий может становиться впереди любой стоящей пары. Если играет молодежь, то в парах чаще стоят не в затылок Друг Другу, а рядом, держась за руки или под руку. Свободную руку держать на поясе. Спасающийся от водящего игрок берет под руку любого из пары, а оказавшийся третьим убегает.

Золотые ворота

   Трудно найти народ не знающий игры под таким или несколько иным названием: «Ворота», «Гусиный мост», «Золотой мост» и др. Приведем разновидности этой игры, наиболее распространенные у русских.

   Из 6-20 участников (чаще это дошкольники, младшие школьники, молодежь) выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к Другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через ворота проходит последний из идущих, они закрываются: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы встать: позади луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова последний попадает в группу луны или солнца. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т.д.

   Разновидность игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через ворота не поют, зато игроки, изображающие ворота, говорят речитативом: «Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас!»

   Ворота закрываются при последнем слове и ловят того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

   Другая разновидность состоит в том, что ворот двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно. Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших ворот. Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Капканы.

   Примерно пятую часть играющих выбирают быть в роли ворот, называемых на этот раз капканами. Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или капканчики, через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

   Капканы расставлены по кругу равномерно. Они открыты пока играет музыка. Неожиданное прекращение музыки или другой сигнал (свисток, громкий хлопок и т.п.) — и капканы закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между ними.

   Пойманные берутся за руки с участниками капкана, образуя кружок из 3 - 4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через капканы. Те закрываются снова и снова, пока не останется всего 2-3 непойманных. Их чествуют как самых неуловимых, быстрых и ловких.

Золотые ворота - круговые

    Около половины участников образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти ворота сомкнутых рук пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки. При этом цепочка обегает каждого из стоящих — одного спереди, другого за спиной.

   Стоящие произносят нараспев речитатив «Золотые ворота...» (см. выше). После слов «Не пропустим вас!» они руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число ворот. Непойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих все меньше. Последних 3-5 непойманных чествуют как победителей.

Правила.   1. игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

                             2. идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

                         3. опускать руки (закрывать ворота) можно только на последнее слово речитатива. Пойманных раньше времени надо отпустить.

«Купи бычка» (Коровка Юла)

   На льду или хорошо утоптанном снегу играют 3 — 12 подростков или младших школьников-мальчиков. «Бычок» (коровка, юла, ляса) — это округленный по краям кусок льда или смерзшейся земли, обрубок дерева и т.п. с кулак или поменьше величиной. Можно играть также шайбой или небольшим мячом, но мяч слишком далеко укатывается, это затрудняет игру.

   Возникает игра обычно стихийно, как-то сама собой, лишь только группе мальчишек попадается на льду что-то напоминающее юлу, которую так лихо можно «жигнуть» ногой в цель. Непременно кто-нибудь заву\.адеет юлой (бычком) и, поставив на нее ногу, обращается к любому из товарищей: «Купи бычка!» Тот настораживается, их окружают остальные, и каждый ждет, в чью сторону пошлет затеявший игру ударом ноги юлу, стораясь попасть ею по чьим-нибудь ногам. Тут надо подпрыгнуть или отпрыгнуть в сторону. Тот, чью ногу осалит, т.е. заденет, юла (боднет бычок), становится водящим и должен салить других.

   Если юла вылетает из образованного играющими круга, то водящий должен прыгать за ней на одной ноге, чтобы вернуть обратно в круг. Но обычно играющие не ждут этого, а бегут за водящим и окружают его на новом месте. Причем никто не устанавливает точных размеров круга, каждый сам выбирает, ближе или дальше встать от водящего. Держаться слишком далеко от водящего просто стыдно. Того, кому никак не удается отводить, может сменить любой желающий.

Правила. 1. если юла, осалив кого-то и сделав его новым водящим, вылетела затем за пределы круга, образованного играющими, то скакать за ней на одной ноге должен новый водящий.

2. возвращать ли юлу в прежний круг или можно образовывать новый круг там, куда она отлетела после удара, - это зависит от размеров площадки и договоренности самих играющих.

3. нельзя быть так, чтобы юла летела выше коленей играющих. Осаливание выше колена не з асчитыв ается.

Катание по шестам

   На склоне горы или бугра, иногда специально сооруженного из снега и плотно утрамбованного, кладутся под уклон параллельно Друг другу на расстоянии около 1 м два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15 — 20 м. Бывает и так, что искусные мастера приращивают к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров. Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы, проводя рукой, не ощутить заметного уступа или зазора. Получается как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают в мороз водой, чтобы они прочно вмерзли и стали скользкими. Заливают и хорошо раскатывают также площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам.

   Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника, примерно одинакового по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к Другу, поддерживая один другого руками за плечи или за талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых или комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника.

Сковорода

   Играют мальчики-подростки или юноши, молодежь. Надо чтобы участники были примерно равны по силе. 5-10 человек встают в кружок и берутся за руки. У самых ног чертится крут — сковорода. Все идут или бегут вокруг сковороды. Потом вдруг останавливаются (по сигналу ведущего) и начинают тянуть своих соседей справа и слева на сковороду, а сами упираются ногами. Кто наступит на сковороду, тот испекся! Все снова бегут по кругу. И так, пока не останется один или два неиспекшихся. Они становятся победителями. Эта народная игра годится для всех времен года, но особенно хорошо удается она зимой — от нее и на морозе жарко.

Правило ? 1. начинать тянуть на сковороду можно только после сигнала ведущего или судьи.

2. опустившие руки соседа считаются проигравшими — испекшимися.

Льдинки

   От 3 до 10 и больше младших школьников, подростков, а иногда и юношей затевают эту игру на льду или утоптанном снегу.

   Выдалбливают ямку с отлогими краями, такую, чтобы в нее поместилось 5 — 10 льдинок с кулак величиной. Их охраняет водящий, для которого очерчивается круг 2 — 3 м в диаметре так, чтобы ямка была в центре. Водящий ходит вокруг круга. Остальные игроки встают за кругом. Вот один из них улучив момент, вбегает в круг и наступает ногой на край ямки, от чего льдинки выскакивают из нее. Водящий бросается за смельчаком, чтобы осалить его. Но другие со всех сторон начинают вбегать в круг и ногой выталкивают из него льдинки, пока не останется там ни одной — ни в кругу, ни в ямке. Тогда водящий должен начать игру сначала, собрав все льдинки в ямку. Но если он достаточно проворен и ловок, то он успевает осалить в кругу кого-нибудь из игроков. Первый же осаленный сменяет водящего, собирает льдинки и начинает водить.

Правила. 1. осалить - это, значит коснуться игрока рукой.

Осалив кого-то, водящий должен назвать его, чтобы все знали, кто стал новым водящим. 2. как только появился новый водящий, все перестают выбивать льдинки из ямки и из крута. Наоборот, надо помочь водящему побыстрее собрать все льдинки и начать новый кон игры.

Кружало

(Катушка, Колесо, Карусель на льду)

   Излюбленной зимней забавой для участников и веселым развлечением для зрителей издавна было на Руси кружало или колесо на льду. Кататься на нем могут все — от школьников до взрослых, а вот крутить эту своеобразную карусель лучше тем, кто посильнее. Участвовать могут от 2 до 7 — 10 человек.

   Во льду или в земле закрепляют столбик, а лучше металлическую ось. Надо, чтобы ось возвышалась над ровной поверхностью на 70 - 80 см. С боков ось обкладывают мокрым снегом и дают крепко вмерзнуть. Затем на вершину оси надевают тележное колесо с укрепленной на нем жердью, которая является как бы продолжением спиц колеса в обе стороны на 3 — 4 м. Если нет такой длинной жерди, ее можно срастить из двух 4 - 5-метровых. Можно обойтись и без тележного колеса, закрепив на середине жерди металлическое приспособление (из швеллера и хомутов), с помощью которых жерди будут вращаться на оси.

   К обоим концам жерди привязывают за веревку (или тросик) санки или льдинки, ледни, другие приспособления, на которых катаются обычно с гор. На каждые из этих двух санок садятся по 1 - 2 человека. А 2 — 4 — 6 человек берутся за жердь поближе к середине и, толкая, крутят ее вместе с санками вокруг оси. Круг, по которому едут санки, надо хорошо разровнять и залить водой. Эта ледяная дорожка должна быть на 2 - 2,5 м шире, чем круг, описываемый концами жерди, так как при вращении санки сильно заносит за счет центробежной силы. С наружной стороны круга желательно нагрести вал рыхлого снега, чтобы он безболезненно задерживал тех, кто не удержится и слетит с санок.

   Случается такое нередко, когда крутящие кружало входят в азарт и ветер начинает свистеть в ушах мчащихся на санках. Принято сразу же останавливать кружало, если кто-то из катающихся попросит об этом.

   Иногда устраивают целые состязания в джигитовке - езде на санках самыми разными способами и срывании предметов, подвешенных над ледовой дорожкой. Устраивают также метание снежков или тряпичных мячей с мчащихся санок в расставленные вокруг мишени.

   Катание на кружале может стать прекрасной наградой для отличившихся на празднике в разных видах соревнований и конкурсов.

   Правила устанавливают обычно по договоренности между самими участниками катания на кружале.