ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Исторические игры в сочетании с другими методическими приемами повышают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность учащихся, являются хорошим средством повторения и закрепления ранее пройденного материала.
Исторические игры на уроке и методика их применения.
Исторические игры уже сами по себе имеют положительное значение. Однако учитель может значительно повысить их эффективность с помощью методического приема: выход за рамки исторической игры. Степень выхода за рамки игры, или, что то же самое, степень связи с игрой определяются, исходя из конкретной обстановки и цели, которую учитель хочет достичь, применяя эту игру. Выход за рамки игры расширяет фронт работы учащихся по закреплению и повторению ранее пройденного материала, а вместе с этим увеличивает и сферу контроля учителя. Наконец, этот методический прием, увеличивает объем привлекаемого для повторения материала, повышает интенсивность работы, умственную активность и волевое напряжение учащихся. Продемонстрируем это на примере использования чайнворда №1, который предлагается учащимся в начале урока по теме «Москва – столица Русского государства».
Рис. 1.
Русский богатырь, сразившийся с Челубеем на Куликовом поле. 2.Дом с высокой крышей и узорчатыми окнами, в котором жили богачи: бояре и купцы. 3.Древнее земледельческое орудие в Киевской Руси, употреблявшееся для взрыхления почвы. 4. Новгородский князь, победитель немецких рыцарей в битве на Чудском озере. 5. Одна из отраслей хозяйственной деятельности древних славян. 6.Большая, глубокая, удлиненная рытвина. 7. Крупный населенный пункт. 8. Река, по названию которой московский князь Дмитрий получил почетное прозвание за победу над полчищами Мамая. 9.Древний русский город на северо-западе Руси. 10. Река, на берегу которой стояла столица Древнерусского государства. 11. Неволя.
Ответы: 1.Пересвет. 2.Терем. 3.Мотыга. 4.Александр. 5.Рыболовство. 6.Овраг. 7.Город. 8.Дон. 9.Новгород. 10.Днепр. 11. Рабство.
В первом вопросе требуется назвать русского богатыря, сразившегося с Челубеем на Куликовом поле. При ответе на него (Пересвет) учитель может предложить еще такие вопросы и задания: « Покажите на карте Куликово поле. В каком году произошла Куликовская битва? Кто был в это время Московским князем? Какое почетное прозвание получил этот князь за победу на Куликовом поле? Кто был в это время ханом Золотой Орды? Каково значение Куликовской битвы?» И др. Таким образом, учащиеся повторяют одно из важных событий в истории нашей страны, а именно Куликовскую битву.
Четвертый вопрос чайнворда и ответ на него (Александр) дают возможность повторить некоторые факты из истории борьбы русского народа против шведских и немецких захватчиков: « Покажите Чудское озеро на карте. Как народ прозвал битву на Чудском озере? В каком году произошла эта битва? Расскажите о Ледовом побоище. (Учащиеся могут использовать картину «Ледовое побоище» и схему битвы.) Каково значение победы русских воинов над немецкими рыцарями? Почему русский народ прозвал князя Александра Невским? Покажите реку Неву на карте. Куда впадает Нева? Покажите на карте Финский залив». И т.п.
Есть и такие вопросы, которые не позволяют выйти за рамки игры. Однако в тех случаях, когда вопросы игры позволяют прибегнуть к этому методическому приему, следует смело его применять. При этом необходимо учесть ряд обстоятельств, из которых наиболее важными будут: цель урока, характер нового материала, степень усвоения учащимися ранее пройденных тем. При положительном решении необходимо установить, в связи с каким или какими вопросами игры наиболее целесообразно использовать этот методический прием. Учащимся за участие в игре ставится оценка. В зависимости от состава класса и уровня знаний всех учащихся и каждого ученика по истории, а также от целевой установки учитель по-разному варьирует вопрос, требующий одного и того же ответа. Поясним это на четвертом и восьмом вопросах чайнворда.
Четвертый вопрос мог бы быть сформулирован и так: « Новгородский князь- победитель немецких рыцарей в битве на Чудском озере», «Новгородский князь», «Князь-активный участник борьбы с немецкими рыцарями», «Князь-победитель шведских феодалов в битве на реке Неве в 1240г». И т.д. Восьмой вопрос можно сформулировать так: «Река, впадающая в Азовское море», «Река, на берегу которой в 1380г произошла знаменитая Куликовская битва». И т.д.
Полезной и интересной формой работы может быть и такое задание в связи с игрой. После получения ответа на какой-либо вопрос учитель предлагает классу (ученику) сформулировать этот же вопрос иначе, но так, чтобы он требовал того же ответа. Подобные задания заставляют учащихся мыслить, помогают учителю добиваться сознательного усвоения детьми многих исторических понятий, терминов, названий, приучают к точности речи.
Вопросы к играм сформулированы (как правило) согласно к тексту учебника по истории. Учитель по своему усмотрению может, а в ряде случаев должен изменять формулировки вопросов, исходя из конкретных обстоятельствах в работе.
На уроке по теме «Взятие Измаила; А.В.Суворов» учитель может предложить классу кроссворд «Ходом шахматного коня».
Су | | е |
сиь | сан | во |
А | вич | ва |
др | ров | лек |
Рис. 2.
Здесь зашифрованы имя, отчество, и фамилия великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Все клетки с буквами надо обойти ходом шахматного коня, причем в каждой клетке можно быть только по одному разу.
Эта предлагается перед чтением или объяснением нового материала и предваряется она следующими словами учителя:
- Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным русским полководцем, имя которого тесно связано с очень важными событиями в истории России второй половины 18 века. Этот полководец не знал поражений. Он одержал победу в 35 больших сражениях. О ком же идет речь? Имя, отчество и фамилия этого великого полководца зашифрованы в этой загадке, которая называется «Ходом шахматного коня». Давайте отгадаем ее.
Два-три учащихся по желанию или по вызову учителя подходят к доске (плакату), на которой нарисована игра, и ходом шахматного коня расшифровывают ее содержание. (В пустой клеточке фигура шахматного коня).
Овладеть методикой применения игр на уроках истории- дело нелегкое. Проще, конечно, использовать игры во внеклассное время в условиях, когда учитель располагает достаточным временем. Однако, и это нужно особенно подчеркнуть, время – отнюдь не главный фактор успешного проведения игры. Главное – овладение методикой проведения и применения игры.
Игры как средство индивидуальной работы с учащимися
Сила игры в том, что она вызывает у учащихся большой интерес. Вот почему игры как средство индивидуальной работы с детьми используются, прежде всего с целью поощрения прилежных учащихся. В то же время полезно давать игры в индивидуальном порядке и нерадивым учащимся. Работа с играми нередко у таких детей повышает интерес к предмету.
Головоломка
Ответы на вопросы впишите в горизонтальные клетки фигуры. В левом столбике, ЦИФРАМИ, прочтите слово и объясните его значение.
1.Направление, сторона, противоположная югу. 2.Старинная русская медная монета. 3.Один из руководителей народного ополчения, освободившего в 1612 г. Москву от польских захватчиков. 4.Одна из форм эксплуатации крепостных крестьян, при которой крестьяне отдавали своему помещику часть своих продуктов: хлеб, масло, яйцо, мясо. 5. Холодное оружие с изогнутым клинком и одним лезвием. 6. Старинный русский город в верхнем течении Волги. 7. Руководитель крестьянского восстания 1670-1671гг. 8. Предводитель отряда казаков, положившего начало завоеванию Сибири. 9. Использовавшаяся казаками для плавания на Дону и Волге большая лодка, гребная или под парусом.
Ответы: 1.Север. 2.Алтын. 3.Минин. 4.Оброк. 5.Сабля. 6.Тверь. 7.Разин. 8.Ермак. 9.Ладья. Самострел –старинный лук с прикладом вооружение русских воинов в 15-16вв.