Конспект урока литературы в 11 классе (в рамках спецкурса «Современная русская поэзия»).
ИГОРЬ ТАЛЬКОВ: СУДЬБА И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к анализу песенного текста как художественного произведения.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов («романтическое мироощущение», «пограничная ситуация», «гражданская позиция», «экзистенциализм»).
Формирование УУД:
Личностные действия: формируется навык формулировки собственной позиции в проблемной ситуации, совершенствуется умение понимать и чувствовать язык поэтического теста.
Регулятивные действия: формируется способность к самостоятельному целеполаганию, планированию, оценке.
Познавательные действия: сформировать первичное впечатление о творчестве Игоря Талькова, определить место поэта в контексте песенной поэзии конца 20 – начала 21 веков).
Коммуникативные действия: постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Игорь Тальков. Это имя часто звучит с экранов телевизоров в контексте детективной истории, связанной с гибелью поэта. Но многие забывают, что за этой тайной мы упускаем очень интересную личность поэта и гражданина своей страны, страстного патриота и человека широкой души. Давайте, попробуем перенаправить вектор нашего внимания на поэзию Игоря Талькова, на его тесты и песни.
Дома вы знакомились с некоторыми его песнями. Скажите, какие из них тронули вашу душу или просто обратили на себя внимание. Пожалуйста, мотивируйте свой ответ.
Учащиеся называют понравившиеся песни и аргументируют свой выбор.
Вывод, к которому приходим в результате этой беседы: Когда мы обращаемся к песням И. Талькова, в нас невольно отзывается истинно человеческое, которым переполнены его произведения. (выводы фиксируются в рабочей тетради)
Учитель: Появление на советской эстраде поэта-бунтаря – это вполне закономерное явление, так как специфика рождения русского поэтического слова во многом обусловлена воплощением пограничной ситуации конца исконных категорий, таких как честь, верность своему Отечеству, жертвенность, способность любить и просто быть человеком с человеческим лицом.
Звучит фрагмент песни «Памяти Виктора Цоя»
В тех текстах (песнях), которые мы с вами уже упоминали, можно заметить противоречие. Прослушайте, пожалуйста, еще один фрагмент песни «Сцена».
Звучит песня.
Давайте обсудим, какое же противоречие терзало душу поэта.
Вывод после беседы делают учащиеся: возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны И. Тальков стремится быть услышанным, выйти на сцену, с другой же стороны – состояние признания масс порождало в нем чувство гибельного одиночества, так как факт признания не гарантировал факт приятия и понимания. (выводы фиксируются в рабочей тетради)
Учитель: Несмотря на то, что И. Тальков стал частью советской эстрады, его духовные и творческие интенции устремлены в пространство рок-культуры. Поэтика и идейное содержание гражданской лирики И. Талькова органично проникают, дополняют и развивают идеи таких поэтов, как В. Цой, Ю. Шевчук К. Кинчев, А. Башлачев и др. Сейчас выступление вашего товарища позволит нам убедиться в этом утверждении.
Выступление учащегося (задание было предложено заранее), который подготовил сообщение на тему «Примеры реализации гражданской позиции рок-поэтов» (на основе материалов предыдущих уроков).
Тезисы выступления:
У И. Талькова мы видм следующий текст: « Листая старую тетрадь / Расстрелянного генерала, / Я тщетно силился понять, / Как ты смогла себя отдать / На растерзание вандалам. / Из мрачной глубины веков / Ты полднималась исполином, / Твой Петербург мирил врагом\в / Высокой доблестью полков / В век золотой Екатерины»; «Восьмой десяток лет омывают не дожди твой крест, / То слезы слезы льют твои великие сыны с небес, / Они взирают с облаков, как ты под игом дураков клонишься, / То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь, то молишься».
У В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца. / Перемен требуют наши глаза. / В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен - / Перемен! Мы ждём перемен».
У К. Кинчева: «Мы вскормлены пеплом великих побед. / Нас крестили звездой, нас растили в режиме нуля. / Красные кони серпами подков топтали рассвет, / Когда всходило Солнце, / Солнцу говорили: "Нельзя..."».
У А. Башлачёва: «В чистом поле дожди косые, / Да нет ни пропасти, ни коня, / Я не знал, как любить Россию, / А куда ж она без меня. / Только время знобит - колотит, / Кто за всех, если дух на двух, / В третьей роте без крайней плоти / Безымянный поёт петух» ; «Звенели бубенцы. / И кони в жарком мыле. / Тачанку понесли на встречу целине. / Тебя, мой бедный друг, в тот вечер ослепили / Два чёрных фонаря под выбитым песне».
Выводы: Поэтическое наследие И. Талькова интересно не сложностью стилистических конструкций, а простотой, доступностью и ясностью, через которую его поэзия наполняется импульсами искренности и чистоты. Ярко выраженная гражданская позиция диктует поэтическому пространству особые качественные характеристики, а именно стержневое, кристаллизованное представление об идее, смысле текста.
Учитель: Подводя промежуточные итоги нашего разговора о творчестве Игоря Талькова, который мы продолжим на следующем занятии, отмечу, что мы лишь приоткрыли дверь в мир песенной поэзии Талькова. На следующем занятии вашему вниманию будет представлена лекция, где мы более детально остановимся на рассмотрении гражданской лирики автора. Но уже сейчас мы с уверенностью можем утверждать, что она существует в пространстве универсальных бинарных оппозиций: добро - зло, свет - тьма, истинное - ложное, честь - предательство, искренность - подлость.
Список использованной литературы:
Башлачев А. Посошок // Башлачев А. Стихотворения / Вступ. ст. А Житинского. Л., 1990.
Кинчев К. Солнце встает // Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. СПб., 1993.
Тальков И.В. Стихи и песни. М., 2003.
Цой В.Р. Перемен // Звезда по имени Солнце: Стихи, песни, воспоминания. М., 2004.