СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игорь Тальков: судьба и предназначение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка входит в цикл занятий, посвященных русской песенной поэзии и русскому року.

Просмотр содержимого документа
«Игорь Тальков: судьба и предназначение»


Конспект урока литературы в 11 классе (в рамках спецкурса «Современная русская поэзия»).

ИГОРЬ ТАЛЬКОВ: СУДЬБА И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к анализу песенного текста как художественного произведения.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов («романтическое мироощущение», «пограничная ситуация», «гражданская позиция», «экзистенциализм»).

Формирование УУД:

Личностные действия: формируется навык формулировки собственной позиции в проблемной ситуации, совершенствуется умение понимать и чувствовать язык поэтического теста.

Регулятивные действия: формируется способность к самостоятельному целеполаганию, планированию, оценке.

Познавательные действия: сформировать первичное впечатление о творчестве Игоря Талькова, определить место поэта в контексте песенной поэзии конца 20 – начала 21 веков).

Коммуникативные действия: постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Игорь Тальков. Это имя часто звучит с экранов телевизоров в контексте детективной истории, связанной с гибелью поэта. Но многие забывают, что за этой тайной мы упускаем очень интересную личность поэта и гражданина своей страны, страстного патриота и человека широкой души. Давайте, попробуем перенаправить вектор нашего внимания на поэзию Игоря Талькова, на его тесты и песни.

Дома вы знакомились с некоторыми его песнями. Скажите, какие из них тронули вашу душу или просто обратили на себя внимание. Пожалуйста, мотивируйте свой ответ.

Учащиеся называют понравившиеся песни и аргументируют свой выбор.

Вывод, к которому приходим в результате этой беседы: Когда мы обращаемся к песням И. Талькова, в нас невольно отзывается истинно человеческое, которым переполнены его произведения. (выводы фиксируются в рабочей тетради)

Учитель: Появление на советской эстраде поэта-бунтаря – это вполне закономерное явление, так как специфика рождения русского поэтического слова во многом обусловлена воплощением пограничной ситуации конца исконных категорий, таких как честь, верность своему Отечеству, жертвенность, способность любить и просто быть человеком с человеческим лицом.

Звучит фрагмент песни «Памяти Виктора Цоя»

В тех текстах (песнях), которые мы с вами уже упоминали, можно заметить противоречие. Прослушайте, пожалуйста, еще один фрагмент песни «Сцена».

Звучит песня.

Давайте обсудим, какое же противоречие терзало душу поэта.

Вывод после беседы делают учащиеся: возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны И. Тальков стремится быть услышанным, выйти на сцену, с другой же стороны – состояние признания масс порождало в нем чувство гибельного одиночества, так как факт признания не гарантировал факт приятия и понимания. (выводы фиксируются в рабочей тетради)

Учитель: Несмотря на то, что И. Тальков стал частью советской эстрады, его духовные и творческие интенции устремлены в пространство рок-культуры. Поэтика и идейное содержание гражданской лирики И. Талькова органично проникают, дополняют и развивают идеи таких поэтов, как В. Цой, Ю. Шевчук К. Кинчев, А. Башлачев и др. Сейчас выступление вашего товарища позволит нам убедиться в этом утверждении.

Выступление учащегося (задание было предложено заранее), который подготовил сообщение на тему «Примеры реализации гражданской позиции рок-поэтов» (на основе материалов предыдущих уроков).

Тезисы выступления:

  1. У И. Талькова мы видм следующий текст: « Листая старую тетрадь / Расстрелянного генерала, / Я тщетно силился понять, / Как ты смогла себя отдать / На растерзание вандалам. / Из мрачной глубины веков / Ты полднималась исполином, / Твой Петербург мирил врагом\в / Высокой доблестью полков / В век золотой Екатерины»; «Восьмой десяток лет омывают не дожди твой крест, / То слезы слезы льют твои великие сыны с небес, / Они взирают с облаков, как ты под игом дураков клонишься, / То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь, то молишься».

  2. У В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца. / Перемен требуют наши глаза. / В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен - / Перемен! Мы ждём перемен».

  3. У К. Кинчева: «Мы вскормлены пеплом великих побед. / Нас крестили звездой, нас растили в режиме нуля. / Красные кони сер­пами подков топтали рассвет, / Когда всходило Солнце, / Солнцу говорили: "Нельзя..."».

  4. У А. Башлачёва: «В чистом поле дожди косые, / Да нет ни пропасти, ни коня, / Я не знал, как любить Россию, / А куда ж она без меня. / Только время знобит - колотит, / Кто за всех, если дух на двух, / В третьей роте без крайней плоти / Безымянный поёт пе­тух» ; «Звенели бубенцы. / И кони в жарком мыле. / Тачанку по­несли на встречу целине. / Тебя, мой бедный друг, в тот вечер ос­лепили / Два чёрных фонаря под выбитым песне».

Выводы: Поэтическое наследие И. Талькова интересно не сложностью стилистических конструкций, а простотой, доступностью и ясностью, через которую его поэзия наполняется импульсами искренности и чистоты. Ярко выраженная гражданская позиция диктует поэтическому пространству особые качественные характеристики, а именно стержневое, кристаллизованное представление об идее, смысле текста.



Учитель: Подводя промежуточные итоги нашего разговора о творчестве Игоря Талькова, который мы продолжим на следующем занятии, отмечу, что мы лишь приоткрыли дверь в мир песенной поэзии Талькова. На следующем занятии вашему вниманию будет представлена лекция, где мы более детально остановимся на рассмотрении гражданской лирики автора. Но уже сейчас мы с уверенностью можем утверждать, что она существует в пространстве универсальных бинарных оппозиций: добро - зло, свет - тьма, истинное - ложное, честь - предательство, искренность - подлость.



Список использованной литературы:

  1. Башлачев А. Посошок // Башлачев А. Стихотворения / Вступ. ст. А Житинского. Л., 1990.

  2. Кинчев К. Солнце встает // Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. СПб., 1993.

  3. Тальков И.В. Стихи и песни. М., 2003.

  4. Цой В.Р. Перемен // Звезда по имени Солнце: Стихи, песни, воспоминания. М., 2004.