Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнечирская школа-интернат»
Игра «Брейн-ринг»
Составитель:
учитель ритмики и музыки
Скотникова Надежда Николаевна
Ст. Нижний Чир
2023-2024 учебный год
Цель: знакомство с многообразием музыкальных инструментов; определение роли музыки в литературе, в частности в сказках; домысление обучающимися мысли о том, что в музыке звучит постоянное движение, ощущение пульса времени, эпохи, всего общества.
Задачи:
Проследить влияние музыки на восприятие обучающимися окружающего мира;
Развивать основы теоретического мышления в ходе творческой деятельности;
Воспитывать интерес и любовь к музыке, искусству.
Ход мероприятия
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые дети!
Нас солнышка луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем – игра!
Она нам друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать.
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
Сегодня мы свам проведем игру «Брейн-ринг». Представляю участников:
- команда «Скворцы», капитан Бобырь Сергей;
- команда «Соловьи», капитан Дементьев Кирилл.
Ведущий:
Перед началом игры хочется поднять всем настроение. Сделать это поможет песня.
(Дети исполняют песню «Если все вокруг подружатся»)
Ведущий:
Ну вот, теперь я вижу, что вы в хорошем настроении: на лицах появились улыбки, значит, пора начинать игру. Я познакомлю вас с правилами. Итак: на столах находятся красные флажки, которые надо поднимать, если у вас готов ответ. За каждый правильный ответ дается жетон. Подсчитав в конце игры жетоны, жюри определит победителя.
Будьте внимательны, я объявляю первый тур!
Внимание! Черный ящик!
(выносится черный ящик)
Здесь находится игрушка. Послушайте стихотворение о ней:
В лесу его ты не найдешь,
На мишку очень он похож.
У него большие уши,
С крокодилом Геной дружит.
Улыбается мордашка –
Это кукла - … (Чебурашка)
Внимание, вопрос! Есть ли песенка про эту игрушку и кто написал музыку?
(Игроки отвечают. Появляется Чебурашка с Мальвиной и Буратино. Обучающиеся поют песню, а Чебурашка с друзьями танцуют)
Ведущий:
Уважаемые гости, мы вас приглашаем занять свои места в жюри.
«Музыкальный словарик»
Ведущий:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее!
Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки.
Загадки всевозможные – и легкие, и сложные.
Посмотрим, кто из вас покажет высший класс!
Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь
(Ноты)
Если ноты в ряд стоят,
Эти ноты – … (звукоряд)
Это клавиш набор,
Звук при каждом ударе,
Даже аккордеон
Им снабжен, есть в рояле
(Клавиатура)
Все мы очень любим слушать,
Как поет у нас Тамара,
И в руках ее послушна
Шестиструнная … (гитара)
Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся,
Когда малыш Филиппка
Играет нам на … (скрипке)
Вышел в поле пастушок,
Заиграл его … (рожок)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких … (ложках)
Коллектив музыкантов,
Что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный
И всякий другой
(Оркестр)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль
Как зовут меня?
(Рояль)
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое … (пианино)
Пары танцуют.
Шаги «раз-два-три»
Что это за танец? Узнал?
Говори!
(Вальс)
Вместе, в ногу, раз, два, три!
Как шагают, посмотри!
Не поют и не танцуют,
Строем дружно … (маршируют)
За руки беремся дружно,
Кругом встанем – это нужно.
Танцевать пошли и вот – закружился … (хоровод)
Молодцы! Загадки хорошо отгадывайте, а сможете ли вы определить инструмент по его звучанию?
Внимание! Черный ящик!
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
Ведущий:
Молодцы, ребята!
Вопрос-ответ
Кто пишет музыку? (композитор)
С помощью чего можно записать музыку? (с помощью нот)
Кто исполняет музыку? (музыкант)
Как называется одновременное звучание нескольких инструментов? (оркестр)
Как зовут человека, который руководит оркестром? (дирижер)
Какие оркестры вы знаете? (симфонический, духовой, народных инструментов, камерный)
Тест «Исправь ошибку»
Музыка в сказках
(обучающиеся отгадывают звучащие мелодии)
№ | Подсказка ведущего | Песня |
| Песенка персонажа, который ушел почти ото всех. | Песенка Колобка из русской народной сказки «Колобок» |
| Песенка героини, живущей под охраной и приносящей огромные доходы своему хозяину | Песенка Белочки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
| Песенка братьев, не любящих умываться | Песенка трех поросят из сказки С.Михалкова |
| Песня хитрой, но очень красивой героини | Песня Лисы из русской народной сказки «Кот, петух и лиса» |
| Песенка сказочного ВИА | Песня из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» |
| Песня разбойника, изменившего свой голос | Песня Волка из русской народной сказки «Волк и семеро козлят» |
Ведущий:
Молодцы, все мелодии отгадали. Скажите, что же объединяет эти песни?
Обучающиеся:
Все их исполняют сказочные герои, и звучат они в сказках. .
Ведущий:
Представьте, что вдруг по взмаху волшебной палочки злого колдуна исчезнет музыка. Что станет с этими сказками?
Обучающиеся:
Все эти сказки исчезнут, потому что в них звучат песни и музыка.
Ведущий:
А все ли сказки исчезнут?
Обучающиеся:
Нет, не все, а только музыкальные.
Ведущий:
Давайте вспомним другие сказки, в которых звучит музыка.
Обучающиеся:
«Золушка» Ш.Перро – бал, «Снегурочка» - хороводы, «Теремок» - «Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать, песни распевать…», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака – «Пела ночью мышка в норке…», «Муха-Цокотуха» К.Чуковского –«Музыканты прибежали, в барабаны застучали…»
«Музыкальные инструменты»
БАНЯ, ФАРА, БАНАРАБ, БРАТУ, ТАЙФЕЛ, КОРОЖ, САКФАСОН, АСКРИПК, РОЛЬЯ, НАГОР
Хоровое исполнение любимых песен
Музыка В.Шаинского, слова М.Матусовского «Вместе весело шагать»;
Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского «Улыбка»
Итог мероприятия
Ведущий:
Сегодня мы провели замечательную игру «Брейн-ринг», где вы состязались в знаниях и умениях в области музыки. Хочется назвать самых активных знатоков музыки. Это…(ведущий называет фамилии обучающихся, которые активно работали во время проведения мероприятии)
Молодцы! Сейчас мы с вами организуем флешмоб, а жюри подсчитает ваши жетоны и назовет победителя.
(объявляются результаты игры, вручаются призы)
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья, будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»