Игра «Диалог» при изучении темы «Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника».
На доску проектируются рисунки, на которых изображены треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник.
Вопрос «Чему равны суммы внутренних углов данных многоугольников?»
Для треугольника и четырехугольника учащиеся записывают
= 180°,
= 360°, а для пятиугольника, шестиугольника, семиугольника соответствующих равенств они записать не могут. Создается проблемная ситуация.
Класс разбивается на три команды. Выбирают капитана команды. Устанавливаются правила игры.
Предлагаю первой команде в тетрадях начертить пятиугольник, второй – шестиугольник, третей – семиугольник и с помощью транспортира найти градусную меру каждого внутреннего угла, а потом определить их сумму. На доске записываются результаты:
I команды II команды III команды
=
=
=
=
=
=
=
=
Среднее значение сумм предлагаю найти.
Учащиеся приходят к выводу, что измерением практически невозможно найти точно сумму внутренних углов выпуклого n- угольника. И возникает вопрос потребности в теоретическом обосновании этой проблемы, в выводе формулы, которая даст возможность найти сумму внутренних углов любого n-угольника.
Вопрос командам:
1 На какие лучше фигуры разбить n-угольник, чтобы легче было вычислить его площадь?
2 Как лучше это сделать?
Предлагаю командам в многоугольнике провести диагонали из одной вершины и сказать их число.
ВОПРОС 1 КОМАНДЕ: Можно записать формулу, выражающую связь между количеством диагоналей, проведенных из одной вершины n-угольника и число его сторон?
( да их количество на одно и тоже число меньше числа сторон ) А именно n-3
ВОПРОС 2 КОМАНДЕ: Каким образом вывод формулы суммы углов n-угольника связан с количеством диагоналей, проведенных из одной вершины?
( мы разбили n-угольника на определенное число треугольников, сумма углов которых нам известна)
ВОПРОС 3 КОМАНДЕ: Существует закономерность между количеством треугольников, полученных при разбиении n-угольника, и числом сторон многоугольника?
(количество треугольников одно и тоже число меньше числа сторон)
Предлагаю учащимся записать
если известно количество треугольников, получившихся при разбиении.
ВОПРОС 2 команде Существует ли закономерная связь между количеством диагоналей, проведенных из одной вершины и количеством полученных при разбиении треугольников?
(Да. Число треугольников на 1 больше, числа диагоналей)
ЗАДАНИЕ 1 КОМАНДЕ: Число диагоналей (n-3) и число треугольников при разбиении (n-2)
ВОПРОС 3 КОМАНДЕ: Можно ли последовательно шаг за шагом записать сумму внутренних углов многоугольника как сумму углов увеличивающегося числа треугольников?
(Можно)
ЗАПИСЬ:
n-угольника сумма внутр углов n-угольника
= 180° +
= 180° ꞏ 2 +
= 180° ꞏ 3 +
= 180° ꞏ 4 +
= 180° ꞏ (n-3) +
= 180(n-3)+180°= 180°(n-3+1)=180°(n-2)
Предоставляю время для консультации внутри команд, после чего провожу выборочный опрос.
Вопросы:
1 Запишите формулу числа диагоналей, выходящих из одной вершины n-угольника.
2 Объясните ее вывод.
3 Как получить формулу
= 180°(n-2) при посчете треугольников в связи с числом диагоналей разбиения, выходящих из одной вершины?
(т. К. диагоналей n-3, то число треугольников n-2 и
= 180°(n-2)
4 Как получить формулу
= 180°(n-2) при подсчете треугольников в связи с числом сторон многоугольника?
(
5 Объясните процесс последовательного разбиения n-угольника на треугольники диагоналями, выходящими из одной вершины и получения формулы
= 180°(n-3) +180°.
Подводим итог игры и определяем команду – победителя, а также выделяем лучших учащихся на данном уроке.