Интегрированное внеклассное мероприятие по химии, биологии
для проведения декады ПЦК
Интеллектуальная игра: «Эрудит».
Москва 2018
Цель игры: Повысить интерес студентов к химии, биологии
Задачи:
Образовательные :
развитие умений применять теоретические знания и практические умения по биологии и химии в решении интеллектуальных задач;
углубление межпредметных связей.
Воспитательные:
воспитание нравственного отношения к природе
развитие способности индивидуальной, групповой работы.
формирование основ этики взаимоотношений
формирование культуры устной речи
формирование потребности в познавательной деятельности и ценностного отношения к знаниям
Развивающие:
развитие памяти
формирование умения пользоваться химической и биологической терминологией
развитие логического мышления, наблюдательности, творческой активности
развитие умения выделять главное
развитие самостоятельности в познании живой природы;
формирование научного мировоззрения о взаимосвязи и единстве органического мира.
Методы работы: поисково-исследовательский, информационно-развивающий, проблемный, наглядный
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Оформление и оборудование.
Лабораторный стол с необходимым набором посуды и реактивами.
Участники.
Две команды.
Две группы поддержки.
Ведущий.
Ученики-лаборанты.
Жюри.
Предварительная подготовка: создаются команды по 9 человек от группы, выбирается капитан, готовятся название, предлагается придумать по несколько вопросов для соперников.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались здесь, чтобы немного поиграть, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, что соревнование будет добрым, веселым и остроумным.
Начинаем интеллектуальную игру. Поприветствуем друг друга! Поприветствуем жюри! (Представление жюри.)
Желаю вам вступать в экзотермические реакции друг с другом, проявлять эволюционный характер в добывании знаний, при этом в межгрупповой борьбе за существование не вымирать и не уничтожать соперника, соблюдать закон сохранения массы и энергии, ибо, сколько в одном месте убавится, столько же в другом месте прибавится.
Капитанам команд быть катализаторами во всех конкурсах нашего соревнования. Участникам и жюри, ни при каких условиях не допускать реакции окисления и не выпадать в осадок.
1. Конкурс химиков.
1) Берем хлеб, опускаем в «чай». Каков состав «чая»?
Вам продемонстрировали качественную реакцию на органическое вещество назовите его. Время на обсуждение 1 минута.
Ответ: Крахмал с йодом дает темно-синее окрашивание.
2) Опускаем гвоздь в раствор голубого цвета. Через 2 минуты достаем гвоздь, покрытый красным налетом. Назовите возможные вещества и напишите уравнение химической реакции.
Ответ: Железный гвоздь, раствор соли меди(II); железо вытесняет красную медь из раствора соли .CuSO4 + 2NaOH =Cu(OH)2 +Na2 SO4
3)Вытяните руки перед собой. Посмотрите на цвет кожи рук. Поднимите руки вверх и сосчитайте до 30. Вновь вытяните руки перед собой. Что изменилось и почему?
Ответ: Изменилась скорость течения крови: в положении «Руки вверху» скорость движения крови больше, чем скорость движения крови в положении «Руки перед собой».
2.Конкурс капитанов
Задача №1: На дне Черного моря постоянно образуется сероводород – это результат деятельности сульфатвосстанавливающих бактерий. Происходящий процесс можно выразить схемой: CH4 + CaSO4 = CaCO3 + H2O + H2S. Рассчитайте объем (н. у.) сероводорода, образующегося при восстановлении 500 г сульфата кальция.
Задача №2: Фотосинтезирующие бактерии (например, пурпурные и зеленые серобактерии) восстанавливают углекислый газ, используя сероводород, как донор водорода. Совокупность этих процессов можно упрощенно представить схемой: 6CO2 + 12H2S = C6H12O6 + 6H2O + 12S. В связи с этим микроорганизмы играют важную роль в очистке от сероводорода загрязненных водоемов, в которых этот газ образуется в результате разложения органических веществ. Рассчитайте массу сероводорода, расходующегося при синтезе микроорганизмами углевода массой 90 г.
Пока капитаны работают, команды получают следующее задание.
3.Конкурс «Угадай-ка».
Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.
Определите химический элемент:
1. атомная масса = 32, число нейтронов = 16.
2. число протонов = 17.
3.высшая степень окисления = +4,атомная масса =119
4. элемент 3 периода II А группы.
5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.
6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.
7. атомная масса = 79,число нейтронов = 45
8. число электронов = 24.
Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.
Игра с болельщиками.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие ма-тематические действия: 25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275. Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
Команды сдают выполненные задания.
4.Конкурс «Кто быстрее?»8 баллов
Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.
Вам необходимо принести: воронку, пинцет, химический стакан, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пробирка. | Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровый тигель, пробирка, пробиркодержатель, химический стакан. |
5. Конкурс «Отгадайте, что спрятано в шкатулке?» (максимально 3 баллов)
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.
Конкурс «Терминологический» (максимально 10 баллов)
Каждая команда получает по 10 терминов из химии и биологии. Соотнесите формулировку термина с названием, записав правильный ответ в виде цифры и буквы. 1 балл за каждый правильный термин.
Термины для команд
Генотип Фенотип Кариотип Популяция Дивергенция Электролиз Радикал Аллотропия Гомологи Изомеры | А) Окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах, если через раствор или расплав электролита пропускают постоянный электрический ток. Б) Совокупность особей данного вида, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. В) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. Г) Совокупность всех генов организма. Д) Вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, одну и ту же молекулярную массу, но различающиеся строением молекул. Е) расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Ё) Частица, имеющая неспаренные электроны и обладающая в связи с этим неиспользованными валентностями Ж) Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, соответствующих генотипу. З) Вещества, имеющие различный количественный состав и молекулярную массу, но обладающие сходным строением и свойствами. И) Совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), характерных для того или иного вида. |
Ответы: 1Г, 2Ж, 3И, 4Б, 5Е, 6А, 7Ё, 8В, 9З, 10Д.
В это время ведущий объявляет конкурс для болельщиков команд:
Конкурс «Бытовая химия» (максимально 13 баллов)
Назовите химические вещества, применяемые в быту и их химическую формулу. На каком из их свойств основано данное применение. Например, вода – H2O – хороший растворитель многих веществ, на этом основано приготовление супов, компотов, чая.
Тривиальные названия | Формулы веществ |
1.Угарный газ 2.Поташ 3.Ляпис 4.Веселящий газ 5.Чайная сода 6.Нашатырный спирт 7.Медный купорос 8.Сулема 9.Едкий натр 10.Известковая вода 11.Чилийская селитра 12.Бертолетовая соль 13 . Поваренная соль | 1. NaHCO3 2. NH3 . H2O 3. K2CO3 4. CO 5. AgNO3 6. NaOH 7. Ca(OH)2 8. N2O 9. CuSO4. 5H2O 10. HgCl2 11. NaCl 12. NaNO3 13. KClO3 |
Ответ : 1-4, 2-3, 3-5, 4-8, 5-1, 6-2, 7-9, 8-10, 9-6, 10-7, 11-12, 12-13, 13 -11
7. Конкурс «Химический поезд»
На ватмане нарисованы для команд по четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столах у команд лежат карточки с формулами веществ. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 8 баллов.
1 команда: CaO, N2O3, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3. ,CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Cu(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCO3.
2 команда: MgO, P2O3, H2SO4, H2SiO3, Ca(OH)2, LiOH, K2SO4, MgCO3,ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, NaNO3.
Ответы:
оксиды - CaO, N2O3, CO2, Fe2O3, MgO, P2O3, ZnO, P2O5.
кислоты - H2SO4, H2CO3, HCl, H3PO4, H2SO4, H2SiO3, HNO3, H2CO3.
соли - Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2, NaOH, Ca(OH)2, LiOH, Mg(OH)2, Fe(OH)3.
основания - K3PO4, Na2CO3, BaSO4, CaCO3, K2SO4, MgCO3, CuSO4, NaNO3
После конкурса подводятся предварительные итоги.
Конкурс (для болельщиков) «Кто больше?» За правильную формулу вещества и название -2 балла. (максимально 70 баллов)
Болельщики получают карточки с различными знаками. Командам болельщиков, необходимо используя эти знаки, составить как можно больше химических формул и дать названия полученным веществам и записать на доске(формулы не должны повторяться). За правильную формулу вещества и название -2 балла. На выполнение задания 5-7 минут.
K | SO3 | Zn | OH |
Cl | Mg | H | Ca |
S | CO3 | I | PO4 |
8.Конкурс «Догонялки» (максимально- 10 баллов)
Команде в достаточно быстром темпе задается 10 блиц вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы команде №1:
Органоид клетки, называемый «силовой станцией клетки» (митохондрия)
Этот металл при обычных условиях находится в жидком состоянии. (Ртуть)
Ученый, создавший первую эволюционную теорию. (Ж.Б. Ламарк)
Этот химический элемент входит в состав вещества, применяемого для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. (Хлор)
Развитие половых клеток (гаметогенез, или сперматогенез, или овогенез).
Все ли вещества состоят из молекул (нет).
Какие птицы образуют пары на всю жизнь (лебеди, или гуси, или утки).
Главный элемент органических веществ (углерод).
Автомобильное топливо, получаемое при перегонке нефти. (Бензин)
Гормон поджелудочной кислоты, регулирующий количество сахара в крови. (Инсулин)
Вопросы команде №2:
Аллотропное видоизменение кислорода, образующееся во время грозы. (Озон)
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Самый электроотрицательный элемент в Периодической системе. (Фтор)
Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. (Ч. Дарвин)
Ионы, какого металла убивают болезнетворные бактерии (серебро).
У какого растения лепестки цветка используют для получения масла (роза).
Разрушение металлов под влиянием окружающей среды (коррозия).
Слияние сперматозоида с яйцеклеткой называется… (оплодотворение).
Болотный газ (метан).
Ядерные клетки (эукариоты).
Эксперты, сосчитав правильные ответы по каждой команде, передают их жюри.
9.Конкурс «Нюхачей» (максимально 8 баллов)
От каждой команды приглашаются для участия в конкурсе по 1 человеку.
Определить в колбах под номерами по запаху предложенные химические вещества, записать их название и химическую формулу, учитывая, что одним из веществ является вода. (Предлагаемые вещества: этиловый спирт, уксусная кислота, водный раствор аммиака, вода).
В это время для команд проводится следующий конкурс.
10. Конкурс. « Исправь ошибку» (максимально- 5 баллов)
Рассказ с ошибками. Укажите как можно больше правил поведения в лесу. Максимальное количество баллов- 5 балла.
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Правила:
не включать громкую музыку;
не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как
разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,
нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается
микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и
металлические банки (разрушаются через 100 лет);
водой до полного прекращения горения;
Выступление «Занимательные опыты»
Пока команды и капитаны работают выступают вне конкурса группа студентов с занимательными опытами.
ВЕДУЩИЙ: Вот вам развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа. Опыт "Много крови без ран"
Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.
А я покажу пока свое волшебство. Опыт "Фараонова змея"
На асбестовом листе или асбестовой сетке разместить таблетку сухого горючего, а на неё – таблетку бисептола. Поджечь сухое горючее. (Опыт проводить под тягой!).
В результате разложения сульфаниламидного препарата из таблетки лекарства как бы «вырастает» змея.
для болельщиков
Для этого конкурса заранее готовятся лабораторное оборудование и реактивы для каждой команды отдельно. От команды выбирается 1 человек, который будет выполнять данный опыт. Ученику выдается лабораторная карточка. Но на столе помимо указанных реактивов еще будут стоять «левые» реактивы, и все реактивы будут подписаны формулами, а не словами, для того чтобы проверить уровень знаний ученика. Необходимо быстро и качественно проделать опыт. Если опыт сделан правильно – 5 баллов.
Вариант опыта: В пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл гидроксида калия. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. Перемешивать данную смесь.
Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании раствор окрасится в тёмно-зелёный цвет, при дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, а потом - малиновым.
10 . Конкурс «Индикаторный мини - квест» (максимально 9 баллов)
Мини - квест состоит из 3 этапов. Ведущий объясняет каждый этап. Командам необходимо внимательно, правильно и быстро пройти эти этапы. За каждый правильный ответ в кроссворде- 1 балл.
1 этап: командам выдаются штативы с пробирками, индикаторы и реактивы. Команды смешивают реактивы и по цвету раствора переходят во второй этап.
Например:
1 команда: индикатор + гидроксид натрия = синий цвет
2 команда: индикатор +серная кислота = красный цвет
2 этап: на доске приготовлены шарики с данными цветами, в шариках находится номер опыта. Команда, проделав опыт с 1 этапа, должна подбежать к своему шарику, лопнуть его и посмотреть номера опыта. Опыты заранее приготовлены для каждой команды и пронумерованы.
1 команда: к раствору хлорида бария прилить серную кислоту (выпадает белый осадок);
2 команда: к раствору хлорида железа (III) прилить гидроксид натрия (выпадает бурый осадок);
3 этап: для данного этапа на стене закреплены листочки с данными цветами и изображением газа. Команда, проделав опыт второго этапа, подбегают к своему листочку, отрывают его от стены и смотрят тему своего кроссворда.
Кроссворд «Разнообразие природы»
1. Увеличительный прибор.
2. Крошечные организмы.
3. Большая группа живых организмов.
4. Одно из царств живой природы.
5. Важнейшее условие жизни человека.
6. Наука, изучающая живую природу.
7. Существа, которые дышат, растут, питаются, развиваются, приносят потомство.
“Игра с болельщиками”(максимально 15 баллов)
Пока команда выполняет задание, ведущий проводит игру со зрителями. Он задает поочередно болельщикам разных команд блиц вопросы, правильные ответы идут в зачет команде – 1 балл за каждый ответ.
Вопросы болельщикам
Я – металл серебристый и легкий и зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой, чтоб меня кислород не достал. (Алюминий)
Из меня состоит все живое: и графит, антрацит, и алмаз.
Я на улице, в поле и в школе, я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш (Чугун)
Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть ___________( Симбиоз)
Летом тле самцов не надо.
Просто чудо из чудес!
Этот способ размноженья
Мы зовем__________________. (Партеногенез)
Могут жить без кислорода
Их зовут_________________ (Анаэробы).
Фамилия великого русского химика и композитора (Бородин).
Кто из ученых-физиологов изучал рефлексы на собаках (Павлов).
Какой учёный открыл закон сохранения массы веществ? (М. В. Ломоносов)
Таблетки черного цвета, применяемые при отравлениях организма. (Активированный уголь)
Взрывчатое вещество, способное облегчить спазм сердечных сосудов (Нитроглицерин).
Кислота, используемая в аккумуляторах (Серная).
Вы, ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ ... (Неон)
14.Соль водою растворили,
Постоянный ток включили,
Только соли уж не стало,
Получили газ с металлом.
Что за ситуация?
Процесс…(Диссоциация)
15.Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие … (Кислоты)
Жюри и эксперты считают правильные ответы болельщиков и отдают их в счетную комиссию.
Жюри и счетная комиссия подводят итоги.
«Опознать пословицу»
Перед Вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат эти пословицы в оригинале.
1.Скажи мне какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. 2. Компьютер без программы - что фонарь без свечи. 3. Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон. 4. В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. 5. Слово не воробей, а пара байтов. | 1.(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.) 2. (Голова без ума - что фонарь без свечи.) 3. (Кто старое вспомянет, тому глаз вон.) 4. (В Тулу со своим самоваром не ездят.) 5.(Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.) |
1. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. 2. DOS-матушка - WINDOWSа бабушка. 3. Семь бед - один «Reset». 4. Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор. 5. Винчестер - зеркало души пользователя. | 1. (Дарёному коню в зубы не смотрят.) 2. (Соха-матушка - тракторова бабушка.) 3. (Семь бед - один ответ. 4. (Не имя красит человека, а человек имя.) 5. Глаза - зеркало души. Лишь у опытного пользователя всё разложено по полочкам, удобно и аккуратно. Да и диск не фрагментирован.) |
1. Компьютер памятью не испортишь. 2. Компьютер на столе не для одних только игр. 3. Бит байт бережёт. 4. Что из Корзины удалено, то пропало. 5. По ноутбуку встречают, по уму провожают. | 1. (Кашу маслом не испортишь.) 2. (Голова на плечах не для одной только шапки.) 3. (Копейка рубль бережёт.) 4. (Что с возу упало, то пропало.) 5. (По одёжке встречают, по уму провожают.) |
1. На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива. 2. Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. 3. Семь раз подумай - один раз апгрейдируй. 4. Файлы не удаляются. 5. Всякий кабель своё гнездо любит. | 1. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.) 2. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.) 3. (Семь раз подумай - один раз скажи.) 4. (Рукописи не горят. На самом деле ПК файлы вообще не удаляет. Он просто удаляет в таблице размещения файлов пометку о том, где этот файл хранится.) 5. (Всякая птица своё гнездо любит.) |
1. Без компьютера жить, только небо коптить. 2. Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру. 3. Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог. 4. Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет. 5. Наудалял с три Корзины. | 1. (Без труда жить, только небо коптить.) 2. (Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.) 3. (Мал золотник, да дорог.) 4. (Плоха та мышка, которая одну норку имеет.) 5. (Наврал с три короба.) |
1. Компьютер - лучший друг. 2. Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота. 3. Не Intel’ом единым жив процессорный мир. 4. На IBM PC «яблоки» не растут. 5. Не всё WINDOWS, что висит. | 1.(Книга – лучший друг) 2. (Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.) 3. (Не хлебом единым жив человек.) 4. (На сосне яблоки не растут.) 5. (Не всё золото, что блестит.) |
Литература
Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика / Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель, 2005. – 46 с.
Костенчук И.А. «Химия вне рамок урока» / И.А. Костенчук // М. «Центрхимпресс», 2008. – 144 c.
Плахов А.И. «Интегрированный урок химии, биологии и обществознания», М. «Центрхимпресс», журнал «Химия в школе» №3, 2001. – c.36-40
Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителя / В.Н. Алексинский. - М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
Кузнецов В.И. Химия на пороге тысячелетия / В.И. Кузнецов // Химия в школе. - 1999. - №1. - С. 5-9.
Макаров, К.А. Химия и здоровье: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы / К.А. Макаров. - М.: Просвещение, 1985. – 120 с.
12