УДК 159.942.5(045)
ББК 88.3
ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дурнова Анастасия Николаевна
магистрантка факультета иностранных языков
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены научные подходы различных авторов к проблеме определения игры как метода обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе обучения и представляющее собой средство интенсификации учебного процесса. А также рассматривается применение игр на уроках иностранного языка в целях приобретения новых умений и навыков, развития мотивационно-потребностной сферы учащегося и формирования дружного коллектива в классе.
Ключевые слова: игра, игровые технологии, методы обучения, урок иностранного языка.
GAME AS ACTIVE METHOD IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Durnova Anastasia Nikolaevna
Master of Faculty of Foreign Languages
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
Abstract: The article examines the scientific approaches of various authors to the problem of defining the game as a method of teaching, which activates the cognitive activity of students in the learning process and is a means of intensifying the learning process. Also, the using of games at foreign language lessons is considered as the purpose of acquiring new skills, developing the motivational and needful sphere of the student and forming a friendly team in the classroom.
Key words: game, game technologies, teaching methods, foreign language lesson.
На современном этапе развития системы образования одной из актуальных проблем, требующих новых способов решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, выделенной на изучение данного предмета школьной программой.
Однако, большинство школьных программ предусматривают всего лишь 2-3 урока английского языка в неделю. Этого не достаточно для обеспечения надлежащего уровня знания языка при применении традиционных форм и методов работы на уроке. Необходимо разрабатывать и применять новые технологии и подходы, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а в соответствии с этим и уровня владения языком.
На сегодняшний день на уроке иностранного языка большое значение отводится формам занятий, которые гарантируют активное участие каждого ученика на уроке, стимулируют речевое общение, оказывают содействие в формировании интереса и стремления изучать иностранный язык.
Эти задачи можно решить благодаря игровым методам обучения. В игре способности любого ребенка проявляются в полной мере. Игра предполагает принятие решения по таким вопросам, как «что сказать», «как поступить», «как выиграть». Желание ответить на эти вопросы стимулирует мыслительную деятельность играющих. И, если учесть тот факт, что учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.
Обучающие возможности применения игрового метода известны давно. Как определяет М. Ф. Стронин, «Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации [4, c. 63].
Нередко учащиеся спрашивают: «Для чего учить язык?» Данный вопрос совершенно естественный и простой, но довольный трудный для того, кому его задают. Поэтому ответ на него должен давать урок. Учащиеся будут воспринимать иностранный язык как некую вещь до тех пор, пока у них не появится мотив для каждого речевого или языкового действия, а также выполнения упражнения или задания.
Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, мы пришли к выводу, что именно игры делают урок интересным, увлекательным и помогают добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
– целеполагание;
– планирование;
– реализация цели;
– анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, предназначенных для воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [3, c. 51].
Большинство игр отличают следующие черты:
– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
– творческий, в значительной мере импровизированный активный характер этой деятельности («поле творчества»);
– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [3, c. 60].
Определить основную функцию игры довольно трудно. Многие ученые считают, что главная функция игр – тренировочная функция в онтогенезе, т. е. в процессе игр дети имитируют профессиональные действия взрослых. А. Н. Леонтьев также придерживается этого мнения. Он отмечает, что в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на лодке, но не может выполнить эти действия, потому что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия, и это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности – в игре [2, c. 56]. Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни людей. Так, В. Н. Дружинин считает, что основная функция интеллекта – это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Тогда игра – это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми называется иначе – искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре [1, c. 213]. Игра действительно многофункциональна, а ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей четкое и краткое определение просто невозможно. Поэтому многие трактовки игры, которыми сегодня располагает наука, являются неполными, а иногда и просто неверные Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков:
– функция социализации;
– функция межнациональной коммуникации;
– функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»;
– коммуникативная;
– диагностическая;
– терапевтическая;
– функция коррекции;
– развлекательная [5, c. 105].
По своей природе игра очень близка к реальным ситуациям, а иногда и неотделима от них. Благодаря дихотомии (вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению) игра дает возможность смоделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни тяжело или невозможно исправить, в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.
Игра направлена на групповую деятельность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко превращается в различные формы индивидуальной активности, позволяя каждому учащемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить свои способности.
Благодаря знаковой природе игра предлагает практически неограниченную возможность для создания вымышленных проблем, ситуаций, конфликтов, казусов – всего того, что требует вербальной и невербальной активности и что совершенно необходимо для развития навыков межкультурной коммуникации.
Коммуникативная сущность игры также дает возможность для развития коммуникативных навыков. Учащимся необходимо комментировать свои и чужие действия, возражать, соглашаться, взаимодействовать в пределах группы, высказывать свое мнение, что служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, необходимых для поддержания межкультурного диалога.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала. Средством педагогического управления учебной деятельностью являются коммуникативные задания, при помощи которых преподаватель приглашает и вовлекает учащихся в творческую деятельность.
Преимущество игры над другими средствами обучения заключается в том, что она может обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на уроке, что дает возможность каждому ученику максимально эффективно использовать учебное время.
Игра дает умение ориентироваться в реальных ситуациях, проигрывая их неоднократно в своем вымышленном мире. Дает психологическую стойкость. Снимает уровень тревожности. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Однако, важно заметить, что урок не может состоять только из одних игр. Время её проведения на уроке зависит от многих факторов: подготовки учащихся, конкретных целей и условий урока, сложности изучаемого материала и даже настроения каждой конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке.
Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение для приобретения новых умений и навыков, для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося, а также способствует формированию дружного коллектива в классе и, конечно же, воспитывает ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть «одной командой», постоянно поддерживая друг друга.
Список использованных источников
Дружинин, В. Н. Когнитивная психология / В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С. 19–32.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное Образование, 1998. – 256 с.
Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М. Ф. Стронин. – М. : Просвещение, 2001. – 370 с.
Шмаков, С. А. Игры учащихся / С. А. Шмаков. – М. : Новая школа, 2004. – 240 с.
5