СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - как форма обучения на уроках ритмики

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые жизненные условия, в которые доставлены все педагоги, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными, мобильными.

Развитие самостоятельности и подготовка к взрослой жизни, воспитание личности - вот сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Стараться увлечь детей, сделать каждый урок интересным. На занятиях не должно быть скучающих лиц, все должны работать с увлечением и желанием. Новые знания, новые методы позволяют это сделать.

Главной задачей педагогической системы считается организация образовательного процесса, способствующего социально-личностному развитию учащегося с учетом его способностей и психологических особенностей, создавая здоровьесберегающие условия для получения качественного образования.

Просмотр содержимого документа
«Игра - как форма обучения на уроках ритмики»

ББК 75.5/7

Гафкенова С.К.

Преподаватель ритмики и основ хореографии

КГКП «Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова»

г. Семей


«Игра - как форма обучения на уроках ритмики»


Новые жизненные условия, в которые доставлены все педагоги, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными, мобильными.

Развитие самостоятельности и подготовка к взрослой жизни, воспитание личности - вот сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Стараться увлечь детей, сделать каждый урок интересным. На занятиях не должно быть скучающих лиц, все должны работать с увлечением и желанием. Новые знания, новые методы позволяют это сделать.

Главной задачей педагогической системы считается организация образовательного процесса, способствующего социально-личностному развитию учащегося с учетом его способностей и психологических особенностей, создавая здоровьесберегающие условия для получения качественного образования.

В моей педагогической системе лежат принципы индивидуализации и дифференциации обучения. Свои уроки по ритмике планирую так, чтобы деятельность учащихся основывалась на уже известных способах изучения хореографии и имела в себе элемент развития.Задача, стоящая перед студентом, не пугала его, а стимулировала позитивное отношение, то есть создавала ситуацию успеха. На всех занятиях ритмики организуется сотрудническая деятельность обучающихся, это дает широкие возможности для проявления индивидуальности каждого ученика: собственной инициативы, коллективной поддержки и оценки своей инициативы, участия в поддержке и оценке другой инициативы, в формировании общей цели, системы ценностей, общих критериев эффективности игровой деятельности.

На уроках ритмики, создаю условия для освоения разнообразных способов работы, становясь "дирижером" событий и наблюдая со стороны. В результате каждый учащийся видит, что он может самостоятельно достичь результата и получает удовольствие от успеха.

Опыт показывает, что эмоционально окрашенная информация, игровая деятельность усваиваются прочнее. Каждый этап урока строится так, чтобы в нем присутствовал элемент удивления, открытия, интеллектуального затруднения, включая задания - вопросы, противоречия, проблемы. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся в области хореографии, поднимает на очередную ступень в их умственном росте.

Активно применяю в своей работе игровую технологию, проводя урок по определенны правилам: обсуждение круга вопросов и формы проведения; распределение ролей; обязательно готовим атрибуты игры. Все это создает новизну, эффект неожиданности и способствует повышению эмоционального фона урока.

XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. В условиях информатизации образования важную роль нужно отводить информационным технологиям, позволяющим модернизировать учебно-воспитательный процесс.

Владея методами игровой деятельности на уроках ритмики, помогаю ученику найти себя, сделать первое и самое важное - открыть свои способности, а может быть, и талант. Все учащиеся являются способными, поэтому нужно создать такие благоприятные условия, чтобы каждый учащийся мог найти свою "нишу одаренности".

Студенты стараются попробовать свои силы в разных направлениях, они активно принимают участие в жизни колледжа, достигают результатов, выступают на концертах, в конкурсах, проводят занятия по танцам на практике в школах. Это позволило кому-то из подопечных стать увереннее в себе, что помогло увидеть в жизни не только свое призвание, но и потребность в более, широком наборе необходимых знаний и умений.

В своей работе всегда планирую только позитивный результат, стараюсь отыскать приемы и способы, которые шаг за шагом продвигают каждого ученика вперед.

"Моя работа - любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Учеба, учеба... бесконечно. На уроках не должно быть места скуке, там, где дети - там интересно, познавательно и увлекательно. Не случайно определение: "Тот, кто перестал учиться, не имеет право учить!".

Чтобы творить волшебство, надо совершенствовать свои знания. Есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Сейчас я прохожу магистратуру по хореографии в Саратовском университете им.Чернышевского. Значит, учеба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики.

Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность, играющих. Для них игра - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно двигаться, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается практический материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения..

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения

Виды и особенности использования игровых методов обучения

В колледже особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности [2, c.95].

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через, преобразующую, к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в технологии играет общественно-государственный заказ.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

В своей работе мне хочется детально остановиться на использовании игр на уроке ритмики. Как порой трудно бывает запомнить написание и произношение французских слов и казахской танцевальной терминологии, особенно если они не пишутся, а исполняются. Во время игры-соревнования - произносятся - это происходит быстрее.

Игра может использоваться для снятия монотонности. Для того, чтобы поддерживать постоянный интерес к предмету следует использовать необычные формы уроков, методы и приёмы, заставляющие ребят активизировать свои знания в различных ситуациях, и дидактические игры в этом очень помогают.

Часто практикуются игры с мячом, когда учащийся, поймавший мяч, не только должен подобрать соответствующее заданию слово, но и сделать это максимально быстро. Игры с мячом можно проводить, сидя на полу, а для смены динамических поз можно всем встать, подойти к станку, встать в круг или в разных местах класса и работать таким образом. Так, в игре, с радостью и весельем отрабатывается терминология классического тренажа.

Для лучшего запоминания слов можно пользоваться уже существующими рифмовками или сочинять их самому. Вводить и закреплять лексику можно при помощи «лексических» сказок, придуманных учителем.

Тема – мотивы казахского орнамента. Например, казахский танец.

В степи далеко мы увидели треугольник «Тумарша» (треугольник):

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз;

«два» кисти рук повернуть ладонями снизу-вверх, пальцы раскрыты;

«три» руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны, пальцы раскрыты;

«четыре» соединить ладони левой и правой руки, пальцы вверх.

Подошли поближе оказалось, что это крыша юрты «Шанырак,» (крыша юрты):

На счет «раз» - руки раскрыть в стороны, ладони вверх;

«два» - руки притянуть к себе, присогнув локти (на уровне плеч); «три» - руки поднять с открытыми ладонями вверх;

«четыре» - соединить средние пальцы рук над головой, одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.

Кос оркеш (два горба):

На счет «раз» — руки поднимаются с мелкой вибрацией кистей по 2-й позиции;

«два» — руки тем же движением переходят в 3-ю позицию;

«три» — правую руку положить на правое плечо;

«четыре» — левую руку положить на левое плечо, локти направлены и стороны.

Зашли в юрту, увидели деревянную кровать «Ағаш төсек» (деревянная кровать);

Вышли из юрты увидели двугорбого верблюда «Қос өркеш» (двугорбый верблюд);

Попросили у него шерсть и начали плести Ши орау (плетение):

На счет «раз» — руки поднять вверх со скрещенными запястьями, ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх;

«два» — руки опустить вперед скрещенными запястьями; ладони прижаты друг к другу, правая рука положена на левую; пальцы прямые, направлены вперед, локти вытянуты;

«три» — руки прижатыми ладонями притягиваются к корпусу, локти разведены в стороны. Ладони раскрываются от корпуса вперед, ладони — вверх;

«четыре» — ладони со скрещенными запястьями повернуть от себя — вперед.

Поработали, посмотрелись в зеркало «Айна» (зеркало).

И в отражении зеркала мы увидели когти Беркута Буркiттырнак (когти орла):

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз;

«два» — сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя; «три» — поднимая руки вверх, сделать три раза вращение кистями; «четыре» — сделать взмах руками (крыльями).

Ожау (поварешка):

На счет «раз» — руки раскрыть в стороны;

«два» — правую руку поднять вверх, ладонь вниз;

«три» — левую руку провести перед грудью к правой руке; ладонь приложить к локтю правой руки; поворот головы вправо-вверх; «четыре» — повернуть кисть правой руки ладонью вверх.

Он попросил у нас воды, мы дали один ковшик «Ожау», и еще.

В благодарность за это он дал нам несколько перышек для нашей тюбетейки «Такия» (тюбетейка).Они были высокие и длинные как треугольник «Тумарша». Вот и сказке конец!

Подводя итоги доклады, можно сделать следующие выводы:

В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учеников на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались: Беспалько В.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Гросс К., и др. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами; II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности; III группа - игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими; IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых; V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. При использовании игровых методов в обучении учеников необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учеников рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха. Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не дав им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы на уроках.

Ценность дидактической игры как воспитательного средства заключается в том, что, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми дидактическая игра становится школой воспитания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бабанский, Ю.В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.В. Бабанский. - М., 2007. - 198 с. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., 2008. - 178 с. 3. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков / Д.И. Водзинский. - М.: Просвещение, 2004. - 121 с. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 2009. - 123 с. 5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. М.:Просвещение, 2005. - 89 с. 6. Давыдов, В.Н. Проблемы развивающегося обучения / В.Н. Давыдов. - М., 2008.-204с. 7. Дроздовский, В.П., Данильченко Н.И. Преодолеть пропасть / В.П. Дроздовский, Н.И. Данильченко. - М., 2005. - 217 с. 8. Завгородняя, О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки / О.Д. Завгородняя. - М., 2008. - 158 с. 9. Каплан, С.Д. Я делаю уроки / С.Д. Каплан. - Минск, 2003. - 183 с. 10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов - М., 2005. - 924 с. 11. Оконь, В.А. Введение в общую дидактику Пер. С. Кольского / В.А. Оконь. -М.: Высшая школа, 2004. - 238 с. 12. Петровский А.В. Психологический словарь / А.В. Петровский. - М., 2004. 13. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2008. - 193 с. 14. Фридман, Л.М., Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2003. - 297 с. 15. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процесс / Г.И. Щукина. - М.: 2002. - 204 с.