Игра - как инновационная форма деятельности по воспитанию безопасного поведения обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни.
«Не может быть педагога, который не умел бы играть.»
А.С.Макаренко
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% - от экологии, на 10% - от медицинского обслуживания и на 10% на него влияют все другие факторы. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Поэтому данная проблема вызывает особую тревогу у педагогов и сотрудников образовательных учреждений.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. К сожалению, в последнее десятилетие во всем мире наметились тенденции к ухудшению здоровья подрастающего поколения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические пищевые добавки, добавленные в продукты питания, некачественная вода, накапливающиеся в обществе недовольства, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь немногие факторы, агрессивно воздействующие на здоровье младшего школьника.
Разрешить эти проблемы представляется через:
- внедрение системы валеологического образования и воспитания детей;
- формирование детей осознанного отношения к своему здоровью;
- организацию системного взаимодействия между педагогами, родителями, детьми по формированию навыков здорового образа жизни.
Одним из действенных аспектов формирования представлений о важности здоровья и ведения здорового образа жизни является игровая технология. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребёнка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенно взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей деятельности. Игра есть средство познания действительности и рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный ребёнку и усвоенный вид деятельности (или отношение к миру);
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность в процессе, которой происходит развитие психики ребёнка;
6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, получаемых на уроке и во внеурочное время.
Игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.
Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, а интеллектуальных играх.
Игра для школьников начальных классов – это огромное окно, через которое вливаются в душу ребенка понятия и представления об окружающем мире....
Проблема: В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие младших школьников.
Гипотеза. Если относиться к своему здоровью как к ценности, то жизнь заиграет разными красками, всеми цветами радуги.
Процесс формирования понимания ценности здоровья осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (игровую).
3. Организация оздоровительной работы.
4. Профилактика вредных для здоровья привычек.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Красота внешняя и духовная дает внутренний комфорт, а значит, дает возможность гармонично развиваться в обществе.
Образ жизни (правильный) предполагает долголетие.
Желание быть здоровым ведет человека к познанию самого себя, своих потребностей и возможностей.
Просветительская работа с детьми:
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма;
- классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила закаливания, о вредных привычках.
Здоровое питание – неотъемлемая часть здорового образа жизни. Именно здоровая пища позволяет сохранять организм здоровым и крепким.
Поэтому важно вести работу по:
- организации горячего двухразового питания учащихся;
- профилактике простудных заболеваний.
Гигиена – обеспечивает здоровье и работоспособность человека. Это наука, которая изучает влияние среды и условий проживания человека на его здоровье, а также отношение других людей (чтобы им было приятно находиться рядом с вами).
Состояние счастья. Если человек здоров физически, духовно, состоит в гармонии с собой и обществом, то он умеет радоваться жизни, испытывать счастье.
Физическое здоровье – очень важная составная часть здоровья. Это основа полноценной жизни, дающая возможность человеку проявлять себя во всех сферах жизнедеятельности.
Движение – это жизнь.
Виды работы:
- организация и проведение спортивных мероприятий
- организация и проведение динамических прогулок 3 раза в неделю и игр на свежем воздухе в любое время года ежедневно
- физкультурные минутки на уроках
- организация спортивных перемен
- занятость в кружках и секциях
- экскурсии, походы
- Дни здоровья
Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни
Подвижные игры на свежем воздухе.
В силу своего возраста (младший школьный) дети подвижны и активны. Поэтому игры на воздухе - прекрасное средство организации досуга, а также формирования представлений о том, что движение – это жизнь!
- Развитие ловкости, быстроты реакции и движения;
- Игровые упражнения на тренировку дыхательной системы;
- Тренировка в беге, прыжках.
Игры с правилами.
Способствуют отработке правильных элементарных представлений об окружающем мире, закладываются основы последующего формирования мировоззрения, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей о здоровом образе жизни. Чтобы выполнить в подвижной игре (в том числе, подвижной) ту или иную роль, ребенок должен перевести свое представление в игровое действие. Как правило, такие игры богаты сюжетами и двигательными действиями, что помогает решать задачи не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила поведения и общения, что позволяет в дальнейшем строить отношения в коллективе и чувствовать душевный комфорт.
Ярко выраженная в играх с правилами деятельность создает благоприятные условия для укрепления здоровья, повышает эффективность оздоровительных факторов.
- «Третий лишний»;
- «Два мороза»;
- «Волк во рву».
Профилактическая игровая гимнастика
Обеспечение оптимального развития детей через организацию игровых гимнастик с разной целевой направленностью:
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- улучшение осанки
- простой самомассаж
Личная гигиена
Важной составляющей здорового образа жизни является личная гигиена. Для того, чтобы всегда быть и выглядеть чистым, аккуратным, чувствовать себя уверенно в любой ситуации, необходимо формировать комплекс навыков по соблюдению правил личной гигиены, ежедневно их закреплять.
- Упражнения «Кто, кто в зеркале моем?»
- «Откройте ротик, покажите зубки»;
- В салоне модных причесок;
- «Прогулка по зоопарку» и.т.д.
Сюжетно-ролевые игры
Помогают ребёнку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы здоровья, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, даёт возможность поупражняться в различных типах поведения, учить людей контролировать чувства и эмоции.
- «На приеме у врача»;
- «Магазин здоровья»;
- «Кто на помощь придет?»
Дидактические игры
Во время проведения комплекса дидактических игр происходит процесс закрепления знаний первоклассников о здоровом образе жизни, формируется навык осознанного их использования в повседневной жизни.
- «Где живет здоровье?»;
- «Кого укусил комарик?» (осанка);
- «Доброе животное» (дыхание);
- «Угадай, кто позвонил?» (слух);
- «Чрезвычайные ситуации»
Физкультминутки, динамические паузы
Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе являются динамические паузы и физкультминутки.
Физкультминутки снимают утомления, активизируют мышление детей, повышая умственную работоспособность. Для снятия напряжения и усталости используются веселые зарядки под музыку, танцевальные упражнения. Особенно полюбились первоклассникам видеоролики с комплексом упражнений под музыку с главными героями Панды и лягушонка Ква. Эти физминутки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма, оптимизацию двигательной активности детей.
Учитывая тот факт, что в классе 20 % обучающихся с проблемами зрения, во время физминуток проводится гимнастика для глаз с использованием ИКТ и мультимедийных ресурсов.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами, выполняется с помощью мультимедийной системы. Такая гимнастика сохраняет зрение детей, помогает им настроиться на учебную деятельность, вызывает у них приятные эмоции.
Гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение, чо способствует релаксации, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Для таких упражнений применяются различные ориентиры на экране. Их применение позволяет детям сосредоточить взгляд на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, при этом не напрягая зрение. Все это способствует улучшению координации движения глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение.
Работа с семьей, родителями
Огромную роль в воспитании детей играет семья, в которой находится ребенок, и, конечно, личный пример старших – родителей, бабушек и дедушек. Как они относятся к своему здоровью, так и их дети будут вести в будущем. Поэтому немаловажно вести беседы с родителями, организовывать совместные мероприятия, спортивные соревнования и конкурсы, походы на природу.
Пропаганда здорового образа жизни.
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Выступления на родительских собраниях.
Распространение буклетов.
Выставки.
Проведение совместных мероприятий.
Выступление на педсовете с результатами внедрения игровой технологии в образовательный и воспитательный процессы.
Источники информации:
Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.