СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - как инновационная форма деятельности по воспитанию безопасного поведения обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра - как инновационная форма деятельности по воспитанию безопасного поведения обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни.»

Игра - как инновационная форма деятельности по воспитанию безопасного поведения обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни.

«Не может быть педагога, который не умел бы играть.»

А.С.Макаренко

Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% - от экологии, на 10% - от медицинского обслуживания и на 10% на него влияют все другие факторы. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Поэтому данная проблема вызывает особую тревогу у педагогов и сотрудников образовательных учреждений.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. К сожалению, в последнее десятилетие во всем мире наметились тенденции к ухудшению здоровья подрастающего поколения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение детей.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические пищевые добавки, добавленные в продукты питания, некачественная вода, накапливающиеся в обществе недовольства, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь немногие факторы, агрессивно воздействующие на здоровье младшего школьника.

Разрешить эти проблемы представляется через:

- внедрение системы валеологического образования и воспитания детей;

- формирование детей осознанного отношения к своему здоровью;

- организацию системного взаимодействия между педагогами, родителями, детьми по формированию навыков здорового образа жизни.

Одним из действенных аспектов формирования представлений о важности здоровья и ведения здорового образа жизни является игровая технология. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребёнка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенно взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей деятельности. Игра есть средство познания действительности и рассматривается как:

1) особое отношение личности к окружающему миру;

2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

3) социально заданный ребёнку и усвоенный вид деятельности (или отношение к миру);

4) особое содержание усвоения;

5) деятельность в процессе, которой происходит развитие психики ребёнка;

6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразии. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, получаемых на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, а интеллектуальных играх.

Игра для школьников начальных классов – это огромное окно, через которое вливаются в душу ребенка понятия и представления об окружающем мире....

Проблема: В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие младших школьников.

Гипотеза. Если относиться к своему здоровью как к ценности, то жизнь заиграет разными красками, всеми цветами радуги.

Процесс формирования понимания ценности здоровья осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (игровую).

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Красота внешняя и духовная дает внутренний комфорт, а значит, дает возможность гармонично развиваться в обществе.

Образ жизни (правильный) предполагает долголетие.

Желание быть здоровым ведет человека к познанию самого себя, своих потребностей и возможностей.

Просветительская работа с детьми:



- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма;

- классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила закаливания, о вредных привычках.

Здоровое питание – неотъемлемая часть здорового образа жизни. Именно здоровая пища позволяет сохранять организм здоровым и крепким.

Поэтому важно вести работу по:

- организации горячего двухразового питания учащихся;

- профилактике простудных заболеваний.

Гигиена – обеспечивает здоровье и работоспособность человека. Это наука, которая изучает влияние среды и условий проживания человека на его здоровье, а также отношение других людей (чтобы им было приятно находиться рядом с вами).

Состояние счастья. Если человек здоров физически, духовно, состоит в гармонии с собой и обществом, то он умеет радоваться жизни, испытывать счастье.

Физическое здоровье – очень важная составная часть здоровья. Это основа полноценной жизни, дающая возможность человеку проявлять себя во всех сферах жизнедеятельности.

Движение – это жизнь.

Виды работы:

- организация и проведение спортивных мероприятий

- организация и проведение динамических прогулок 3 раза в неделю и игр на свежем воздухе в любое время года ежедневно

- физкультурные минутки на уроках

- организация спортивных перемен

- занятость в кружках и секциях

- экскурсии, походы

- Дни здоровья

Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни

Подвижные игры на свежем воздухе.

В силу своего возраста (младший школьный) дети подвижны и активны. Поэтому игры на воздухе - прекрасное средство организации досуга, а также формирования представлений о том, что движение – это жизнь!

- Развитие ловкости, быстроты реакции и движения;

- Игровые упражнения на тренировку дыхательной системы;

- Тренировка в беге, прыжках.

Игры с правилами.

Способствуют отработке правильных элементарных представлений об окружающем мире, закладываются основы последующего формирования мировоззрения, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей о здоровом образе жизни. Чтобы выполнить в подвижной игре (в том числе, подвижной) ту или иную роль, ребенок должен перевести свое представление в игровое действие. Как правило, такие игры богаты сюжетами и двигательными действиями, что помогает решать задачи не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила поведения и общения, что позволяет в дальнейшем строить отношения в коллективе и чувствовать душевный комфорт.

Ярко выраженная в играх с правилами деятельность создает благоприятные условия для укрепления здоровья, повышает эффективность оздоровительных факторов.

- «Третий лишний»;

- «Два мороза»;

- «Волк во рву».

Профилактическая игровая гимнастика

Обеспечение оптимального развития детей через организацию игровых гимнастик с разной целевой направленностью:

- дыхательная гимнастика

- гимнастика для глаз

- улучшение осанки

- простой самомассаж

Личная гигиена

Важной составляющей здорового образа жизни является личная гигиена. Для того, чтобы всегда быть и выглядеть чистым, аккуратным, чувствовать себя уверенно в любой ситуации, необходимо формировать комплекс навыков по соблюдению правил личной гигиены, ежедневно их закреплять.

- Упражнения «Кто, кто в зеркале моем?»

- «Откройте ротик, покажите зубки»;

- В салоне модных причесок;

- «Прогулка по зоопарку» и.т.д.

Сюжетно-ролевые игры

Помогают ребёнку выразить скрытые чувства, обсуждать личные вопросы и проблемы здоровья, проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, даёт возможность поупражняться в различных типах поведения, учить людей контролировать чувства и эмоции.

- «На приеме у врача»;

- «Магазин здоровья»;

- «Кто на помощь придет?»

Дидактические игры

Во время проведения комплекса дидактических игр происходит процесс закрепления знаний первоклассников о здоровом образе жизни, формируется навык осознанного их использования в повседневной жизни.

- «Где живет здоровье?»;

- «Кого укусил комарик?» (осанка);

- «Доброе животное» (дыхание);

- «Угадай, кто позвонил?» (слух);

- «Чрезвычайные ситуации»

Физкультминутки, динамические паузы

Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе являются динамические паузы и физкультминутки.

Физкультминутки снимают утомления, активизируют мышление детей, повышая умственную работоспособность. Для снятия напряжения и усталости используются веселые зарядки под музыку, танцевальные упражнения. Особенно полюбились первоклассникам видеоролики с комплексом упражнений под музыку с главными героями Панды и лягушонка Ква. Эти физминутки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма, оптимизацию двигательной активности детей.

Учитывая тот факт, что в классе 20 % обучающихся с проблемами зрения, во время физминуток проводится гимнастика для глаз с использованием ИКТ и мультимедийных ресурсов.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами, выполняется с помощью мультимедийной системы. Такая гимнастика сохраняет зрение детей, помогает им настроиться на учебную деятельность, вызывает у них приятные эмоции.

Гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение, чо способствует релаксации, дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками. Для таких упражнений применяются различные ориентиры на экране. Их применение позволяет детям сосредоточить взгляд на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, при этом не напрягая зрение. Все это способствует улучшению координации движения глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение.

Работа с семьей, родителями

Огромную роль в воспитании детей играет семья, в которой находится ребенок, и, конечно, личный пример старших – родителей, бабушек и дедушек. Как они относятся к своему здоровью, так и их дети будут вести в будущем. Поэтому немаловажно вести беседы с родителями, организовывать совместные мероприятия, спортивные соревнования и конкурсы, походы на природу.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Распространение буклетов.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

Выступление на педсовете с результатами внедрения игровой технологии в образовательный и воспитательный процессы.

Источники информации:

Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.