СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как метод коррекции общения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр.

Просмотр содержимого документа
«Игра как метод коррекции общения младших школьников.»

Ахунова Л.Ф., Кузьменко Н.И.

Игра как метод коррекции общения младших школьников

У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр. Приведем примеры:

Игра «Кот и мыши»

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: «Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям».

Описание. Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — педагог. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.


Игра «Смешные мышки»

На преодоление страха животных, неожиданного воздействия, громких, резких сигналов.

Выбираем «кота», остальные дети – «мышки». Мыши, произнося слова и выполняя действия по тексту, подходят к коту: «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Бом-бом-бом! Убежали мышки вон». 

Игра «Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игра «Медведь и пчелы»

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки).

По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом.

Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

Игра «У медведя во бору»

На преодоление страха животных, внезапного воздействия, остаться одному.

Выбираем одного из детей «медведем», который спит в берлоге. Остальные дети идут в «лес», выполняя действия по тексту: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит». После слова «рычит» дети убегают, а медведь их ловит. Для усиления эмоционального напряжения в этот период педагог восклицает: «Лови, держи его!», «Ага, поймал, словил!», «Удирай, удирай!» и т.д.

В конце, для усилия уверенности в себе, ободряем: «Молодцы, убежали!», «Ай, да быстрые, ловкие!»

Игра «Пчелка»

На преодоление боязни животных, насекомых, неожиданного воздействия, телесных контактов. Выбираем медведя, остальные дети - пчелы, «летающие» по всей территории участка. Медведь идет к пчелам, говоря слова:

Мишка-медведь идет, 
Мёд у пчёл унесёт. Пчёлки, домой! Пчёлки улетают в «улей» (в определенный угол), медведь

Идет к ним. Пчёлки говорят:

- Этот улей – домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
- Ж-ж-ж-ж!
Пчёлки начинают «жалить», Медведь убегает от них.

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу. Описание: Педагог находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же он кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача педагога — попытаться попасть в убегающих детей.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создать травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы можно найти много мусора.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Все игроки садятся на лавочку в ряд. Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если «это» съедобное - игрок должен поймать мяч. Если несъедобное - отбить его. Если кто-то «съел» несъедобное, он становился ведущим.

Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров).

Одна команда кричит хором: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»
Команда напротив спрашивает: «Кто из нас?»
«Закованные» называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытался с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать «правильное место», которое кажется «слабым звеном»).

Если удается разорвать цепь - игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет - игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.

Правила игры: 1. Водящий бросает мяч вверх как можно выше.

2. Водящий ловит мяч или с воздуха или с одного отскока от земли.

3. Если игрок не остановился по сигналу «Стой», то ему нужно сделать три больших шага в сторону водящего.

4. Все стоят в кругу. Водящий бросает мяч кверху со словами: «Мячик кверху!» (в некоторых вариантах в этой игре произносятся выдуманные слова, которых в русском языке нет, такое слово – сигнал можно придумать вместе с детьми и выкрикивать его в этой игре).  В это время все игроки разбегаются от водящего как можно дальше.

5. Задача водящего – бросить мячик и задеть — запятнать им одного из игроков. Если ему удалось запятнать игрока, то этот игрок становится водящим в следующей игре. Если запятнать игрока не удалось, то водить снова придется этому же водящему.


Игра для ребенка – это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей его действительности.

Игра – это движение, победа, радость, удовольствие.

Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.