Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка
Л.П. Фурлетова
учитель начальных классов
Лицей № 16, г. Димитровград
Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса младших школьников к урокам русского языка принадлежит игре. Приведу примеры грамматических игр и занимательных упражнений, используемых на уроках русского языка.
Игра «Пойми меня».
Задание: о чём задумала я – отгадать, отгадку - записать, устно и письменно описать, слова-признаки или слова-действия подставить, предложения составить.
В I классе отгадки загадок используются для выделения звуков и букв, для физкультминуток, для записи слов под диктовку. Далее по классам классифицирую слова-отгадки в соответствии с изучаемой на уроке темой или повторением того или иного правила. В непринуждённой форме школьники заучивают орфограммы, учатся быть грамотными.
Чтоб вы могли меня понять,
Придётся вам загадку отгадать.
У каждого слова своё значение.
На что указывает слов предназначение.
Карандаш Мак
Он старенький – маленький, На клумбе летом рос цветок,
А новый – большой. Алел и радовал нас каждый лепесток.
Бывает простой он, Отцвёл цветок. Теперь на ножке
Бывает цветной. В коробочке лишь чёрные горошки.
Поможет в тетради мне написать, Утюг
Картинку раскрасить, нарисовать. Он и гладит, он и парит.
Он на уроке будет со мной, Вид приличный нам доставит.
Мой друг. И помощник в учёбе он мной. После стирки нужен друг.
А зовут его…
Шар Яблоко
Лёгкий, воздушный, Оно на дереве в саду созревает,
Ветерку послушный. Вкус и цвет плода разным бывает.
Надутый – он летает, И кислое, и сладкое –
А сдутый – отдыхает. На вкус оно приятное.
Если сильно по нему хлопнуть, Зелёного, жёлтого, красного цвета…
То он тут же может лопнуть. Полезно оно! Все знают про это.
Яма Мышь
Во дворе экскаватор работал, что-то копал. Её ты встретишь в поле и в лесу,
Потом уехал и пропал. Сову она боится ночью,
Шли люди с работы домой, Днём – лису.
Поохали, поохали – обошли стороной!! В домах она наших тоже живёт,
Дети в неё теперь камни бросают, Враги для неё человек и кот.
Дожди водой её заполняют.
Все знают: может случиться беда,
Если кто-нибудь упадёт туда .
Вот такая драма.
А слово это – …
Игра «Найди, что мне принадлежит».
Эта игра является подготовительным этапом к сочинению-описанию. В игре участвуют ученики всего класса. У каждого картинка с изображением живого или неживого предмета. Из слов, называемых учителем, нужно выбрать и записать только те, которые подходят к той картинке, которая перед глазами. Например, у учащихся 1-го варианта – изображение зайца, у учеников 2-го варианта – лиса. Читаю слова: хитрая, трусливый, серый, рыжая, белый, пушистый, короткий, длинные, мыши-полёвки, корочка, кора молодых деревьев, морковка, капуста, рыба и др. Среди названных слов могут быть и ловушки (слова, не принадлежащие ни к одному из названных предметов).
Игра «Слово во всех падежах».
Солнце (во всех падежах) Ночь (во всех падежах)
Солнце ясное проснулось, Последний луч солнца смотрит в окно,
Нам с вами, дети, улыбнулось. На улице сразу стало темно.
Луч солнца нас слегка коснулся Это значит, что день кончается,
И вместе с нами потянулся. Ночь приближается.
Отдохнём мы от науки, Солнце за горизонт зашло,
Протянем к солнцу дружно руки. Время ночи пришло.
Теперь, чтоб личико согреть, Небесные работники, что к ночи относятся,
На солнце нужно посмотреть. На работу просятся.
Пока мы солнцем любовались, Луне и звёздам не спится,
Минутки отдыха умчались. Им всю ночь придётся трудиться.
Вернёмся снова мы к науке. Но вот первый луч солнца проснулся,
О солнце кто расскажет? Заглянул в окно, улыбнулся.
Поднимите руки! Пришло время с ночью проститься.
Мы ведь не просто отдыхали, О ночи лишь совам теперь будет сниться.
Мы слово солнце просклоняли.
Его отпустим в класс другой,
Помашем солнышку рукой.
Мамы (во всех падежах) Россия (во всех падежах)
Мамы наши на работе, Россия – Родина моя,
У мам дел не перечтёте. Её мы любим: ты и я,
Мамам много надо трудиться, Нам каждый уголок России –
Им без дела не сидится. Отчий дом,
Мам наших уважаем, Где дорог даже кустик под окном.
Любим, ценим, обожаем. А если за границей мы бываем,
Мамами гордиться нужно, То по России мы всегда скучаем.
Не ссориться, жить с ними дружно. Свою страну – Россию -мать
О мамах говорим всегда с почтением, Не согласимся ни на что мы променять.
Их имя произносим с уважением. Россией будем мы всегда гордиться,
Её возвысить, укрепить стремиться
В России важен каждый гражданин
Я знаю много россиян, я – не один.
Игра «Прятки»
Найди слово в слове, укажи часть речи, определи, если есть, однокоренные слова.
Бабочка Коля
бочки Оля
очки кол
а, и (союзы) ля (нота)
о, к (предлоги) я
о, к (предлоги)
Полетели Подносы
полёт дно
летели носы
поле одно
пол осы
ел (ели) но!
по, о (предлоги) по, под, о (предлоги)
и (союз) но (союз)
Сорока Длинная
сор Инна
рок на
Ока длина
с, о, к (предлоги) я
а (союз) на (предлог)
а, и (союзы)
Игра слов.
Вставь в текст нужную часть речи.
Слово это одинаково произносится, но в разные тексты своя часть речи просится.
Светило - ? (глагол)
Светило - ? (существительное)
Взошло небесное ….
И всем вокруг оно светило.
Ещё вчера было лето, солнце….
А сегодня дождь пошёл, осень наступила.
Печь - ? (глагол)
Печь - ? (существительное
Будем… пирог мы в среду,
Позовём гостей к обеду.
В … мы тесто поставим,
На полчаса его там оставим,
И в назначенный срок
Испечётся наш пирог.
Ожёг - ? (глагол)
Ожог - ? (существительное)
Мы целый день на пляже были,
… от солнца получили.
Сам себе принёс я муку,
У костра … я руку.
Ясно - ? (наречие)
Ясно - ? (краткое прилагательное)
Учил уроки я не напрасно,
Мне про наречие всё стало …
… солнышко проснулось,
Нам с вами, дети, улыбнулось.
Понятно - ? (наречие)
Понятна - ? (краткое прилагательное)
Чтобы речь была …
Говорить нам надо внятно.
Говоришь ты всё …
Слушать речь твою приятно.
Плачь - ? (глагол)
Плачь - ? (существительное)
Тише, Танечка не …
Не утонет в речке мяч.
Вдруг раздался громкий …
Уронила Таня мяч.
Жало - ? (существительное)
Жало - ? (глагол)
Смотрите – чудо! Чудеса!
Мне села на ладонь оса.
Ой! Что-то больно стало.
Оса пустила…
Пальто мне сильно …
Мало, наверно, стало.
Дежурный - ? (существительное)
Дежурный -? (прилагательное)
… учитель по школе идёт,
Порядок сейчас он наведёт.
… в школу рано приходит,
В классе порядок он наводит.
Столовая - ? (существительное)
Столовая - ? (прилагательное)
После ремонта … как новая,
К приёму школы готовая.
На обед сегодня будет окрошка,
Нужна мне … ложка.
Больному - ? (существительное)
Больному - ? (прилагательное)
… нужен врач, а не калач.
К … ребёнку пришёл врач,
Потому и слышен плач.