СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как средство профилактики проблем социальной неуспешности у подростков с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самыми эффективными  в социализации подростков с ОВЗ в современных социально - культурных условиях, по нашему мнению, являются  квест-технологии, которые позволяют включить в процесс активного  общения всех участников межличного взаимодействия. Применение таких технологии  не имеет возрастных ограничений, эмоциональное состояние корректируется, происходит формирование новых доминант. В результате включения интегративных технологий в процесс  социализации, коррекции проблем общения, создание  образов  успешного «Я», подросток  с ограниченными возможностями здоровья выходит из своей «зоны комфорта», из образа виртуального «Я», неуспешного «Я»,  адекватнее воспринимает действительность, учится соотносить  свои интересы и интересы окружающих, выстраивать свое перспективное будущее.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство профилактики проблем социальной неуспешности у подростков с ограниченными возможностями здоровья»


И.В. Пинаева,

студентка I курса магистратуры факультета художественного творчества

Алтайского государственного института культуры.

Научный руководитель – профессор, доктор педагогических наук Г.В. Оленина



ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Социальное благополучие подростков неразрывно связано с психическим здоровьем и успешностью в социально-культурной деятельности. Предполагается, что успешно адаптированный подросток проявляет интерес к жизни, свободу мысли и инициативы, ответственный выбор, веру в себя и уважение личности другого. Факторами нарушенного социокультурного взаимодействия подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут являться: неадекватная самооценка, неверие в собственные силы, отсутствие рефлексии и эмпатии, склонность к иррациональному мышлению, подростковый инфантилизм, нарушение процессов саморегуляции, деструктивное поведение и т.д.

Зачастую основной причиной дезадаптивных социальных взаимоотношений являются проблемы нарушенных отношений с взрослыми, отрицательный образ взаимодействия с окружающим миром и людьми. [1]. Несмотря на свои негативистские проявления, характерные для кризиса этого возраста, подростки эмоционально зависимы от взрослых. Не находя поддержки в социально одобряемой деятельности и среди близкого окружения, подростки ищут эмоционального принятия в уличной среде, и образцами для поведения становятся порой деструктивные лидеры. Без положительной эмоциональной поддержки в мире людей, подростки легко переключаются на виртуальный мир, мир игры, в котором можно быть самим собой и видеть большую перспективу развития своего «виртуального Я», а также избежать ответственности за свое будущее. Внутренние и внешние конфликты, нерешенные проблемы детства ведут к стрессовым состояниям, срабатывают защитные психологические механизмы. Подросток принимает «отрицательный» образ самого себя, который зачастую закрепляется значимыми взрослыми, либо психологические защитные механизмы не справляются со своей ролью, и происходит усугубление психического и физического состояния подростка, добавляется психосоматика (головные боли, проблемы с кишечником, температура и т.д.).

Для решения подобных проблем специалистами психологами или социальными педагогами используются развивающие и корригирующие упражнения, большинство из которых направлены на снятие последствий социального стресса, а не на проработку причин. Например, упражнения направленные на перенос энергии агрессии, на предмет или объект. С нашей точки зрения, данные упражнения могут нести кратковременный положительный характер. А самыми конструктивными способами работы с негативными состояниями будут являться упражнения, основу которых составляют изменение отрицательного локуса энергии на положительный, что позволяло бы сохранить свой энергетический потенциал и использовать его с пользой для себя.

Процесс интеграции разных технологий, например, техники свободного дыхания и арттехнологий и бесконтактного общения может создавать упражнения, которые решают проблемы социализации глубинно, а не поверхностно. Такие упражнения позволяют переработать, трансформировать негативный опыт в положительный или хотя бы приемлемый для подростка, причем трансформация происходит в большей степени на бессознательном уровне.

Таким образом, анализируя опыт специалистов по работе с подростками с ОВЗ, приходим к выводу, что необходимо внедрение специальных технологий, способных решить проблемы социализации данной категории людей. По нашему мнению, самыми эффективными из них являются игровые. Игра помогает ненавязчиво достичь желаемых результатов. Игра — это особый вид деятельности, которому присущи: непринужденность, веселье, приятное времяпровождение, счастливое состояние. Однозначного определения игры дать нельзя. В «Советском энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплетались с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным» [2, c.475]. В книге Д. Б. Эльконина «Психология игры» выдвинуто положение о том, что человеческая игра – «это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [3, c.48].

Эффективность игры как средства социализации особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Игра стала неотъемлемым атрибутом стиля жизни личности. В современной социально-культурной ситуации существует множество разновидностей игр. Игровые технологии эффективно используются специалистами разных сфер. Самыми эффективными в социализации подростков с ОВЗ в современных социально - культурных условиях, по нашему мнению, являются квест-технологии, которые позволяют включить в процесс активного общения всех участников межличного взаимодействия. Применение таких технологии не имеет возрастных ограничений, эмоциональное состояние корректируется, происходит формирование новых доминант. В результате включения интегративных технологий в процесс социализации, коррекции проблем общения, создание образов успешного «Я», подросток с ограниченными возможностями здоровья выходит из своей «зоны комфорта», из образа виртуального «Я», неуспешного «Я», адекватнее воспринимает действительность, учится соотносить свои интересы и интересы окружающих, выстраивать свое перспективное будущее.

Но не менее эффективны рекреационные упражнения, основанные на игровых элементах. Рассмотрим упражнения «Дар образа» и «Глаза в глаза» адаптированные нами для работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья. Так как для таких подростков наиболее сложно наладить эмоциональный контакт со сверстниками, прямой контакт и правильная установка может дать положительный эффект как и при разрешении конфликтных ситуаций, так и при установлении положительных социальных связей, принятия подростка с особенностями в развитии другими подростками. Упражнение «Дар образа» проводится в парной работе и особенно эффективно при разрешении конфликтных ситуаций. В начале упражнения подросткам рассказывается сказка, целью которой является установление определенного внутреннего состояния, направленного на активацию определенных установок.

Сказка «Дар образа».

В давние времена жили разные народы. Каждый народ занимался своими делами. Один раз в год все народы собирались на один общий праздник. Каждый народ приносил свой тотем, которым очень гордился. Тотем символизировал определенное качество, характер данного народа, например, народ с тотемом совы очень гордился мудростью, народ с тотемом медведя гордился силой, с тотемом лисы – хитростью. На общем празднике народы веселились и делились своими дарами. Но однажды злой колдун позавидовал счастливым народам и наколдовал зависть и злобу и пустил их в народы прежде не ведавших такого колдовства. Колдовство злого колдуна нарушило мир между народами и более не праздновался общий праздник. Но однажды в одно селение пришел старец и поведал, что каждый может найти свой тотем, свою силу и свой дар, а поделившись своим даром с другим человеком, совместно победить зло созданное колдуном».

В конце сказки конфликтующим подросткам предлагается расположиться напротив друг друга как можно комфортней, закрыть глаза и в течение трех минут восстановить дыхание, оно должно быть медленным и глубоким. После этого открыть глаза и посмотреть друг на друга. Подросткам предлагается в течение трех, пяти минут определить тотем своего партнера и попробовать получить для себя дар. Оценить свои ощущения при «принятии» дара тотема своего партнера. Потом происходит обсуждение тех образов, которые подростки увидели друг в друге, участники делятся наиболее приятными и интересными моментами.

Следующее упражнение также является эффективным при разрешении конфликтов, но наиболее приемлемо для подросткового и юношеского возраста.

Упражнение: «Глаза в глаза».

Представьте, что личность человека, это три круга. Первый – это маска. Второй — это негативные эмоции. Третий самый внутренний круг – любовь.

Инструкция: Выберите человека, которого вы наименее всего знаете или меньше всего понимаете. Сядьте напротив друг друга таким образом, что бы не прикасаться к друг другу. Смотрите неотрывно друг на друга. Постарайтесь мысленно снять маски, пройти через негативные эмоции и найти взаимопонимание и человеческую любовь. Разговор, смех, вопросы во время выполнения данного упражнения желательно исключить, так как они могут быть причиной работы защитных механизмов психики человека, прикрывать страх и боязнь раскрыться или показаться не таким, каким хочется. Если это произошло, ситуацию следует проанализировать и перенести выполнение упражнения на другой день.

Цель: Установление дружеских отношений между подростками и профилактика аутсайдерства.

Обратная связь.

1. Что вы чувствовали, делая данное упражнение?

2. Что нового вы открыли в вашем партнере?

3. Что было более сложным в трех этапах этого упражнения?

4. Появились ли у Вас положительные чувства? Какие?

Как правило, выполнение данных упражнений, положительно влияет на взаимоотношения между подростками. Коррекция взаимоотношений способствует формированию зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы и интересы окружающих.


Список литературы:

1. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, психологическая поддержка / М. Р. Битянова. – Москва, 1997. – 112 с.

2. Новый энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. П. Горкин. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 c.

3. Эльконин, Б. Д. Психология игры / Б. Д. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.