СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как средство решения проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество учителю, который принимает малышей-дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство решения проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой»

Игра как средство решения проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой


«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский


Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. Алексеем Николаевичем Леонтьевым, получила развитие в работах Даниила Борисовича  Эльконина и Василия Васильевича Давыдова Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает всё свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности. Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности на предшествующей стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми

Дошкольный возраст (3-7 лет): ведущая деятельность — игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.

Младший школьный возраст (7 — 11 лет): ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период

Не следует рассматривать первоклассников как маленьких взрослых. Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Наблюдения показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому, по моему мнению, опора на игру - это важнейший путь включения дошкольников в учебную работу. Именно в этом я вижу решение проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой

В.А. Сухомлинский считал, что ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к познанию, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игра - наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу.

В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Познание через игровые приемы и методы на уроках, их последовательность и взаимосвязь способствуют развитию творческих способностей младших школьников и их личностных качеств.

Игра всегда требует деятельности. Игра, особенно в первые школьные годы для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие, основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.

Игра - очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество учителю, который принимает малышей-дошкольников.

Игра – важнейшая потребность детей, которую можно реализовать как в условиях внеклассных мероприятий, так и на всех уроках в начальных классах. Уроки, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской. Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение комфортным, способствует снятию напряжения и страха у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу, и взаимно себя проверяют.

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.


Со временем на уроках остаётся всё меньше места для игры, хотя и остаются физминутки и различные игровые, соревновательные моменты. Во время перемен педагог не организует игры детей. Дети сами организуют свою деятельность, педагог только создаёт условия.

Что любят мои первоклассники: игры, которые для них приготовили пятиклашки, бумажные куклы, настольные игры-ходилки, шашаки. Играют в классики, «Зайчий домик», «Дартс», игры на развитие координации (с платками), «Ехала телега» и др. Среди тех, кто организует игры сразу видно детей, охотно берущих на себя роль организаторов.

В третьем – четвёртом классе дети уже не просто играют, но и придумывают игры сами интересные для себя.

На занятиях внеурочной деятельности «Я – исследователь!» была придумана игра «Звуки». Дети поняли, что у них вызывают трудности характеристика. Так появилась игра. Сначала мы играли в неё в классе, потом у нас её попросили дети из других классов, а ребята предложили подарить такую игру в детский сад.

Ещё одна игра «ЗООЛОТО» ребята нашли в интернете интересные картинки старой игры и решили дополнить их информацией о животных, интересными фактами и загадками.

Игра «10 ключей». Дети приготовили 120 карточек на 10 тем по 2 вопроса на каждой. Это результат коллективного творчества. Каждый выбрал себе интересную тему и придумал по ней вопросы. Нужно собрать по 1 карточке от каждой темы. Прелесть этой игры в том, что темы можно добавлять.

В прошлом году на уроке технологии из учебного проекта родился проект «Развивашки – первоклашкам». Детям было предложено придумать развивающие игрушки для первоклассников из бросового материала. Появились игры «Буквы» «Арифметика» и «Крестики-нолики».