Игра как средство социальной адаптации дошкольников
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная наша задача как педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
В своей работе использую различные виды и формы современных образовательных технологий. В их число входят:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
личностно-ориентированные технологии;
игровая технология
технология «ТРИЗ»
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Для этого использую различные формы занятий: традиционные, сюжетные , тематические, построенные на играх и эстафетах, зонятия с тропой здоровья.Широко используюподвижные и спортивные игры, физкультминутки, гимнастику после дневного сна, закаливающие мероприятия. Для эффективности работы в данном направлении мной создана папка ФОР, где собраны картотеки подвижных и хороводных игр, народных и спортивных игр; картотека пальчиковой и дыхательной гимнастики, различные методики закаливания и много другой полезной информации.
Мои воспитанники всегда с большим желанием и интересом участвуютв спортиных мероприятиях детского сада-дни и недели здоровья, такие как ??????
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, могу отметить, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
В работе мной были разработаны следующие проекты:
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения(" Праздник мыльных пузырей", " Театр из природного материала", " День именниников")
«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью ("Путешествие в глубины Черного моря" ; " Прогулка по Заповеднику Утриш"; " Игра - путешествие страну Цветов")
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной формах( Осенний, весенний , зимний, летний вернисаж;" Сказки Колокольчика", "Настольный театр"" Красная книга Утриша")
«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: (" Наш необычный огород", " Самая красивая кармушка для птиц", " Поленое из ненужного")
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии Поэтому при организации мной работы над творческим проектом воспитанникам предлагаю проблемные задачи, которые можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Совместно с детьми мы провели следующие опыты (экспериментирование):
состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений.
Провели классификационную работу( коллекционирование) : редких видов растений и животных заповедника Утриша; марок, календарей, ракушек.
Провели путешествие по карте: рельефы местности, стороны света,природные ланшафты и их обитатели.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Перед собойя ставила задачи:
идти в ногу со временем,стать для ребенка проводником в мир новых технологий,наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач было не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Данную технологиюмы смогли хорошо реализовать в нашем дошкольном учреждении, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Красивые и просторные музыкальный и физкультурный залы. В группе создан уголок по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. В нашем группе дети более спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение детей мной проводиться в форме игровой форме, они интересные и занимательные. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр .Используя эту систему в работе я уверенным в том, что в результате о получу гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка диагностируем, а используемая мною технология обеспечивает эту диагностику соответствующими материалами.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. В своей работе я использую игру и как средство педагогической коррекции поведения детей.
Технология «ТРИЗ»
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Я как воспитатель использую нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Для меня в работе с детьми основным критерием является – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую я учу ребенка применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. ??????
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для меня как педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии