Содержание, задание | Формы, методы | Оборудование, материалы |
Добрый день, дорогие друзья! Вы знаете, кто такой Михаил Тимофеевич Калашников? Давайте освежим знания кратким экскурсом в его биографию. Михаил Тимофеевич Калашников, всемирно известный конструктор стрелкового оружия, создатель автомата Калашникова (АК), родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края. У отца, Тимофея Александровича, и матери, Александры Фроловны, Михаил был семнадцатым ребенком. В 1930 г. отца признали кулаком и всю семью сослали в Томскую область. Михаил Калашников с юных лет увлекался техникой, изучал принципы работы разных механизмов. В школе интересовался физикой, геометрией, литературой. После окончания 9 класса, Михаил работал в родном селе, а после – в Казахстане на станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги. В 1938 г. Михаила Калашникова призвали на службу в армию, где он прошел курс механика-водителя танка. После начала Великой Отечественной войны он участвовал в боях как командир танка Т-34, но был тяжело ранен под Брянском и отправлен в госпиталь. В больничной палате М. Т. Калашникова не покидала мысль о создании нового пистолета-пулемета. Свой шестимесячный отпуск по состоянию здоровья он посвятил работе над проектом нового пистолета-пулемета и вскоре изготовил первый образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 г. В 1947 г. М.Т. Калашников усовершенствовал свой автомат и в том же году благодаря высокой надежности и эффективности в работе автомата одержал блестящую победу в труднейших конкурсных испытаниях. После доработки автомат в 1949 г. был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62 мм автомат Калашникова образца 1947 г. (АК)», а старшему сержанту М.Т. Калашникову в 1949 г. была присуждена Сталинская премия первой степени). В 1948 г. Калашникова командировали на завод г. Ижевска для серийного выпуска АК-47. Впоследствии на базе этой конструкции Калашниковым были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия. АК-47 принес М. Т. Калашникову всемирное признание, он был признан изобретением века. М. Т. Калашников умер 23 декабря 2013 г. в г. Ижевске. За 94 года своей жизни он опубликовал шесть книг, являлся членом крупных научных учреждений России, ему было присвоено множество наград и почетных званий. Музей М. Калашникова был открыт в родном селе в 2013 г. Его фонд сейчас составляет почти 2,5 тыс. экспонатов. | Беседа. Вовлечение учащихся в познавательную деятельность. | Презентация о М. Т. Калашни-кове |
Друзья, теперь, когда вы готовы приступить к выполнению заданий квеста, необходимо объединиться в команды, придумать название и девиз. Каждое задание оценивается в баллах, максимальное количество –2 балла. | Участники объединяются в команды, придумывают название и девиз. Команды получают оценочные таблицы. | Цветные листы, ручки. Оценочные листы. |
СТАНЦИЯ № 1. «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» Участникам зачитывается 10 фактов о М. Т. Калашникове и его изобретении. 1. За свой автомат Михаил Калашников был награжден орденом Красной Звезды и Сталинской премией, составлявшей 150 тыс. руб. 2. В некоторых странах АК-47 стоит столько же, сколько и обычная домашняя курица. 3. АК-47 занесен в «Книгу рекордов Гиннеса». 4. АК-47 является штатным оружием воинских частей более 100 стран. 5. Изображение АК-47 присутствует на гербах сразу нескольких государств. 6. В некоторых странах детей при рождении называют в честь АК-47 «Калашами». 7. В Ираке есть здания в форме рожка от автомата АК. 8. В Египте стоит памятник АК. 9. Изображение АК-47 присутствует на монетах и денежных купюрах. 10. АК-47 – самое популярное оружие в компьютерных «стрелялках». Побеждает та команда, которая выбрала больше правдивых фактов. (Задание с подвохом, все факты правдивые. Об этом детям сообщаем в конце задания). | Участники выбирают те факты, которые считают правдивыми. Работа с печатным источником информации. Рассуждение | Цветные листы, ручки. Оценочные листы. |
СТАНЦИЯ № 2. «СОБЕРИ АК-47» В 2009 году М.Т. Калашников в интервью журналисту газеты «Metro Москва» так объяснял секрет успеха своего автомата: «Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни… Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надёжное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях, безотказно стреляет после того, как побывает в земле, болоте, упадёт с высоты на твёрдую поверхность. Он очень простой, этот автомат. Но хочу сказать, что сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное». Участникам раздается картинка-схема с названием составляющих АК-47. Затем каждая команда получает картинку с изображением АК-47, но без схемы. Побеждает команда, у которой больше всего верных ответов. | Беседа. Демонстрация, показ образца, иллюстрации. Дети запоминают, где какая деталь находится и как она называется. На это дается 5 минут. Каждая команда получает стикеры, на которых написаны названия деталей. Дается 5 минут, чтобы команды распределили правильно все детали автомата. | Приложение № 1. Приложение № 2 Приложение № 3. Кнопки силовые Оценочные листы. |
СТАНЦИЯ № 3. «ВОКРУГ СВЕТА» Участникам квеста раздаются географические карты, на которых необходимо отметить географические объекты, связанные с биографией конструктора. На выполнение задания даётся 5 минут. Учитывается количество правильных ответов. | Участники отмечают географические объекты, объясняют свой выбор. Например, -Алтайский край (с. Курья). -г. Ижевск. -Республика Казахстан. -Египет. -Ирак. Рассуждение. Вовлечение учащихся в познавательную деятельность. | Приложение № 4. Кнопки силовые Оценочные листы. |
СТАНЦИЯ № 4. «СОБЕРИ ФРАЗУ» Участники должны правильно собрать известную фразу М. Т. Калашникова: «Я оружие изобрел не для убийства людей, а для защиты своего Отечества». На выполнение задания даётся 3 минуты. Учитывается правильность выполнения задания. | Собирают фразу из отдельных слов. Вовлечение учащихся в творческую деятельность. | Раздаточный материал (слова, образующие приведенную фразу). Оценочные листы. |
СТАНЦИЯ № 5. «Пару строк о Калашникове…» М. Т. Калашников в своё время говорил: «Из мечтателя-подростка я превратился в юношу – тоже еще мечтателя... Заканчивал учебу в последних классах школы … Начал задумываться над своей дальнейшей судьбой: кем быть? Всем почему-то казалось, что моя судьба предрешена: я непременно должен стать …». Кем мог стать известный конструктор? «…Я непременно должен стать поэтом. Стихи я начал писать еще в третьем классе. Трудно сказать, сколько всего было написано мною за школьные годы: стихи, дружеские шаржи и даже пьесы, которые исполнялись учениками нашей школы. Блокнот и карандаш были моими постоянными спутниками днем и ночью. Иногда неожиданно проснувшись в самую глухую пору, я доставал их из-под подушки и в темноте записывал рифмованные строки, которые утром едва мог разобрать. Приходится признаться, что моя страсть к сочинительству хотя с годами и угасла, но не исчезла совсем. Став уже известным конструктором, я нет-нет да и «выдавал» шутливые стихи и эпиграммы, чаще всего по поводу каких-либо торжественных случаев или дружеских юбилеев». (Из воспоминаний). Задание Каждая команда получает набор слов, из которых они должны сочинить четверостишие о М. Т. Калашникове и его изобретении. Время на выполнение задания 10 минут. Разрешается менять слова местами и изменять падеж. | Беседа Сочиняют четверостишья о М. Т. Калашникове и его изобретении, используя слова: 1. Конструктор, изобретение, победа, мир. 2. Калашников, автомат, инженер, оружие. | Раздаточный материал (набор слов). Ручки, цветные листы. Оценочные листы. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Михаил Тимофеевич Калашников являлся единственным человеком, удостоенным звания Героя России и дважды звания Героя Социалистического Труда, множество наград и медалей. В 1971 году по совокупности исследовательско-конструкторских работ и изобретений Калашникову присвоена учёная степень доктора технических наук. Он является академиком 16 различных российских и зарубежных академий. Имеет 35 авторских свидетельств наизобретения. В 1969 году Михаилу Калашникову было присвоено звание полковника, в 1994 году звание генерал-майора, в 1999 году звание генерал-лейтенанта. Для многих поколений защитников Родины его имя стало символом надежности и славы отечественного оружия и гордости за свою страну, а, благодаря уникальным тактико-техническим характеристикам изобретенного им автомата и других образцов стрелкового оружия, фамилия Калашникова на протяжении многих десятилетий является одним из самых известных и востребованных брендов на мировом оружейном рынке. Но о себе он всегда говорил: «Я был и остаюсь алтайским парнем». На родине М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края ему установлен прижизненный бронзовый бюст о открыт Мемориальный музей. По итогам квеста команды, набравшие наибольшее количество баллов, получают призы. | Беседа. Вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Итогом мероприятия также можно назвать мотивацию участников к изучению биографии знаменитого конструктора, формирование умения работать в команде, развитие коммуникативных навыков, интереса к творческой, конструкторской деятельности. | Оценочные таблицы, призы. |
1 – ствол со ствольной коробкой, с ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой
12 – пенал принадлежности.