Квест-ландшафт. Игра-путешествие по объектам пгт Селенгинск
Объект: ДШИ. Цель: выполнив задания на этапе, получить кодовое слово-подсказку с указанием следующего объекта.
Вы находитесь у здания Детской школы искусств. Официально она была открыта в 1972 году как филиал Кабанской детской музыкальной школы. В 1972 году в школе обучалось 20 человек по классу фортепиано и баяна, работали 3 педагога. В 1973 году школа переехала в новое здание и обосновалась здесь навсегда. В 1981 году открылось художественное отделение , и число учащихся увеличилось до 104 человек. С ними работало 12 педагогов.
Задание 1: Прочитайте текст, выпишите слова и словосочетания, которые входят в тематическую группу «Музыка». Запишите их в таблицу.
Много замечательных и талантливых людей мне судьба послала на моем артистическом пути. К первым и трогательным воспоминаниям о юной дружбе московских дней относится встреча с Сергеем Рахманиновым.
Пришел в театр еще совсем молодой человек. Меня познакомили с ним. Сказали, что это музыкант, только что окончивший консерваторию. За конкурсное сочинение — оперу «Олеко» по Пушкину — получил золотую медаль. Будет дирижировать у Мамонтова оперой «Самсон и Далила». Все это очень мне импонировало. Подружились горячей юношеской дружбой... Говорили о театре, музыке и всякой всячине.
Потом я вдруг стал его видеть реже. Этот глубокий человек с напряженной духовной жизнью переживал какой-то духовный кризис. Перестал показываться на людях. Писал музыку и рвал, неудовлетворенный. К счастью, Рахманинов силой воли скоро преодолел юношеский кризис, из «гамлетовского» периода вышел окрепшим для новой работы, написал много симфонических поэм, романсов, фортепьянных вещей... Замечательный пианист, Рахманинов в то же время был одним из немногих чудесных дирижеров, которых я в жизни встречал. С Рахманиновым за дирижерским пультом певец может быть совершенно спокоен: дух произведения будет проявлен им с тонким совершенством. Когда Рахманинов сидит за фортепьяно и аккомпанирует, то приходится говорить: «Не я пою, а мы поем». Как композитор Рахманинов
— воплощение простоты, ясности, искренности.
(Ф. Шаляпин)
Слова тематической группы «Музыка» |
1 | 8 |
2 | 9 |
3 | 10 |
4 | 11 |
5 | 12 |
6 | 13 |
7 | 14 |
Задание 2: Вам даны высказывания о музыке великих людей, но не все слова в них сохранились. Для того, чтобы восстановить фразу, вам придется войти в здание и поискать эти высказывания на стендах в коридорах школы. Постарайтесь слова написать без ошибок.
« Музыка-состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают у нас аппетит к еде».(Ключевский В)
«Музыка- эточувств.»(Толстой Л. Н.)
«Большиевсегда и прежде всего обращали внимание на, как на ведущее начало в музыке. Мелодия- это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое оформление»( А. П. )
Подсказка:
В последнем высказывании одно слово отсутствует на стенде. Чтобы его вставить, ответьте на вопрос: « Кто такой Сергей Рахманинов?», возьмите получившееся слово, поставьте его во мн. Число и вставьте в высказывание.
Задание 3: Чтобы составить слово-подсказку к следующему объекту, вы должны ответить на вопросы, ответы вписать в клеточки, получившиеся буквы- в таблицу.
Вопросы:
«Я охотник был играть да во турий рог» – так говорит о себе Василий Окульевич, герой одной из русских былин. У славян рога животных использовались как пастушеские музыкальные инструменты. Первое упоминание о рогах и трубах как о военных инструментах русских появляются в летописях в 11 веке. У многих народов рога с древних времен использовались как сигнальные, военные и ритуальные инструменты. Бычьи, буйволовы, козлиные рога, а затем и металлические трубы в форме рога применялись на охоте. Именно от такого примитивного рога произошел инструмент, который относиться к группе медных духовых инструментов и выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Название инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог». Отсюда первое впечатление от звучания этого инструмента связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но этому инструменту свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигналы к началу рыцарских турниров. Назовите этот инструмент.
2. В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить храм, ставший главным храмом Северо-восточной, Залесской Руси – Успенский собор. Андрей Боголюбский задумал свой храм не только как главный храм владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии – ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество. Белокаменные храмы, построенные при Андрее Боголюбском и его приемнике, Всеволоде Большое Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения. Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции. Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получили полное развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве. В основе этой пластики – древние традиции деревянной резьбы, восходящей к языческим временам. Народное начало, питавшее древнерусское искусство, тут проявилось особенно ярко в рельефе, сливающимся с архитектурой, дополняя ее и украшая. На стенах соборов – звери, птицы, растения в самом причудливом изображении; бытовые сюжеты, библейские и даже реальные герои. На стенах соборов можно встретить и изображения скоморохов и инструментов, на которых они играли. Среди них – древний народный инструмент славянского происхождения гудок-смык: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, с тремя струнами и лунообразным смычком, стянутым на концах пучком волос из конского хвоста. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на этих инструментах во время празднеств, игрищ и т.п. Этот инструмент стал одним из «дедушек», а может быть и «прадедушек» одного из главных инструментов симфонического оркестра. А вот какого инструмента?
3. В прошлом на этом инструменте играли преимущественно женщины, исполняя величальные песни на свадьбах. Этот ударный инструмент представляет собой связку деревянных пластинок (до 20 штук), нанизанных на два параллельных шнура или ремешка. Для того, чтобы пластинки не прикасались одна к другой, между ними сделаны деревянные прокладки. При игре их растягивают веером за выведенные наружу концы ремешков и затем, манипулируя кистями рук, заставляют пластинки ударяться друг о друга то одновременно, то порознь. Назовите этот древнейший инструмент.
Ответы:
1.
в | а | л | т | о | р | н | а |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 2 |
2.
с | к | р | и | п | к | а |
8 | 9 | 6 | 10 | 11 | 9 | 2 |
3.
т | р | е | щ | ё | т | к | а |
4 | 6 | 12 | 13 | 14 | 4 | 9 | 2 |
Ключевое слово:
с | т | а | д | и | о | н |
8 | 4 | 2 | | 10 | 5 | 7 |