Дидактические материалы.
Игра -лото- мемори- музей
«Народные промыслы»
для детей среднего и старшего возраста.
На примере одной дидактической игры хочу показать 10 вариантов игр. Цель: расширение знаний детей о народных промыслах.
1. «Найди лишнее» дидактические задачи:- развитие логического мышления, установление следственно-причинных связей, умение видеть к какой группе относиться лишний предмет. Для игры нужны карточки, изображающее 4 предмета, один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет. Важно, чтобы дошкольник развернуто объяснил, почему выбрал именно этот объект. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
2. «Найди пару» - дидактические задачи: умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету, развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла.
Игровые правила: игроки подбирают пару для каждой карточки в соответствии с рисунком. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
3. «Кому пары не хватает» - дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, находить ту картинку, у которой не оказалось пары,
развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
4. «Мемори»- дидактические задачи: Собрать как можно больше карточек и поразить всех своей феноменальной способностью запоминать.
Ход игры: Каждый должен собрать свои картинки .
Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т. д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели
5. «Угадай и расскажи»- Дидактические задачи:
закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства.
Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.
Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.
6. «Что изменилось»- Дидактические задачи:
закреплять представление о какой-либо росписи,
развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции,
учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Материал: предметы разных промыслов.
Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.
Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо.
Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.
Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.
7. «Как мы знаем народные промыслы»- дидактические задачи: -Игра носит контрольный характер. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.
8. «Музей народных игрушек»- Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.
9. «Угадай, какая роспись»- Дидактические задачи:
закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.
Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.
10. «Найди названный предмет»- Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.
Игровые действия: отгадывание.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : Просвещение, 1991
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников—М. : Просвещение, 2008
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет—М. ТЦ Сфера, 2007
4. ФГОС ДО
5. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014
6. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016
7. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования / О.А. Соломенникова. – М.: Академия, 2006.