Тема .Методика приобщения дошкольников к игре на детских музыкальных инструментах
Вопросы:
1. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи.
2. Характеристика детских музыкальных инструментов.
3. Методы и приемы обучения игре на детских музыкальных инструментах.
4. Формы организации коллективного музицирования.
1. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи
Один из видов исполнительства, суть которого в частичном или полном воспроизведении мелодий, ритмических рисунков или метрической основы музыки с помощью музыкальных инструментов. К сожалению, не всегда занимает достойное место в практике работы дошкольного учреждения, что связано с трудоемкостью процесса обучения игре на инструменте (необходимы индивидуальные занятия) и наличием соответствующей материальной базы. Между тем, музицирование на детских музыкальных инструментах широко использовалось, например, в системе австрийского композитора и педагога Карла Орфа (середина 20 века), основным методом в его системе был «метод элементарного музицирования». В отечественной методике музыкального воспитания дошкольников инициатором организации этого вида деятельности еще в 20-ые годы 20 века был Н.А. Метлов. Он совершенствовал конструкцию металлофона и ксилофона, отобрал репертуар, ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Позднее разработкой вопросов методики музицирования занимались Н.А. Ветлугина и ее ученики – К. Линкявичус, В.В. Ищук. В авторской системе Е.Р. Ремизовской «Солнышко» уделяется значительное внимание как игре на инструментах, так и обучению нотной грамоте на основе этого вида деятельности, начиная со второй младшей группы (изучение нот «до» и «ре»).
Общими задачами этого вида деятельности является:
1. Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах и элементами нотной грамоты.
2. Развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти).
3. Содействие физическому (мелкая моторика), умственному (сочетание действий, устройство инструментов и др.) развитию.
Задачи несколько специфицируются в зависимости от возрастной группы: В группе детей 3-4 лет внимание отводится знакомству с некоторыми музыкальными инструментами (барабаном, ксилофоном, металлофоном, дудочкой), формированию интереса к музыкальным инструментов и развитию музыкально-сенсорных способностей. С детьми 4-5 лет уделяется основное внимание обучению технике игры, коллективному музицированию, нотной грамоте, развитию звуковысотного слуха и чувства ритма; для детей 5-6 лет - совершенствование техники игры, закрепление знания нотной грамоты.
2.Характеристика детских музыкальных инструментов
Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III—II вв. до н. э., которые являются прообразами ныне существующих.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных — в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.
Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже — дерево и металл.
В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов — народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них — свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность — язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.
Современные духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра делятся на две группы: деревянные (флейта, кларнет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).
Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом —лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра.
Другой способ звукоизвлечения — смычком — положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Это народные инструменты: древнерусский гудок, скрипка. Струнные смычковые составляют основную группу инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Особая группа инструментов — клавишные: клавесин, клавикорды, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах.
Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.
Поистине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие — по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.
Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,— с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой — более приглушенный, мягкий.
Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик — тихо, нежно и звонко.
Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона — более насыщенный, у триолы, симоны — яркий и даже резковатый.
Струнные музыкальные инструменты и игрушки — это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.
Клавишные детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль.
Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян.
В детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».
Наиболее многочисленная группа детских музыкальных инструментов – ударные. Среди них большинство инструментов шумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнообразными тембрами: стучащий тембр у деревянных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструментов по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующием звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Они удобны тем, что не требуют настройки и сложных сочетаний действий при исполнении. Могут быть с диатоническим и хроматическим (двухрядные) звукорядом. Из струнных инструментов в работе с
дошкольниками используются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструментов-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Среди духовых инструментов – разнообразные свистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами).
Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, в группе детей 2-3 лет для этого педагог использует инструменты, контрастные по звучанию, – например, дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погремушкой и колокольчиком. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрасте проводятся дидактические игры на различение тембров знакомых детям детских инструментов. С 4-5 лет начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цымбалах (цитре).
3.Методы и приемы обучения игре на детских музыкальных инструментах
Существует несколько способов обучения на звуковысотных музыкальных инструментах:
1. По нотам. Это трудоемкий способ и не все дети овладевают нотной грамотой в дошкольном возрасте. При использовании этого способа важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.
2. Цифровая и цветовая методики. Суть их в том, что за каждым звуком закрепляется знак – цветовой или цифра, и исполнение мелодии осуществляется с опорой на воспроизведение последовательностей из цифр или цветных знаков (кружочков и др.). Такой подход дает очень быстрый эффект – мелодия хорошо запоминается ребенком, но не происходит развития звуковысотного слуха, т.к. здесь велика роль механического воспроизведения.
3. Игра по слуху. Данный подход требует систематической работы по развитию представлений детей о высоте и длительности музыкальных звуков (используются соответствующие дидактические игры, музыкальная лесенка и др.) Данная методика предполагает расширение диапазона попевок, начиная с попевок на одном звуке. Ценным репертуаром для данного вида деятельности образцы детского фольклора (заклички, потешки, колыбельные, песенки), попевки из «Музыкального букваря». Попевки, которые ребенок должен подбирать, должны быть хорошо знакомы ребенку – он должен свободно их петь, хорошо представлять соотношения звуков этой мелодии по высоте и длительности. Для этого используется предметное (наборы предметов разной длины – длительности, и расположенности по вертикали – высота), и двигательное (отхлопывание ритма, показ высоты рукой) моделирование высоты и длительности звуков. После этого ребенок готов подбирать попевку, в которой первый звук указывается педагогом или помечается нужная пластина.
4. Формы организации коллективного музицирования
Кроме индивидуального музицирования, в дошкольном возрасте детям доступно и коллективное. Это может быть:
1. Ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные.
2. Шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм.
3. Смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструменты. Предварительная работа подразумевает индивидуальное разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр. процессе ознакомления с нотной грамотой дошкольники могут овладеть знаниями о названиях нот и их последовательности, расположении на нотном стане, расположении соответствующего звука на звуковысотных музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон). Обучение предполагает использование разнообразных игровых приемов – названия нот связываются с понятными детям образами по принципу ребуса: «ДОмик», «РЕчка», «МИшка», линейки нотного стана – дорожки, по которым «ходят» персонажи и др. Широко применяется зрительная наглядность: озвученные и неозвученные лесенки, фланелеграф с нотным станом и съемными нотами, методы моделирования звуковысотных отношений – с помощью предметного моделирования (расположенные по вертикали предметы – кузнечик прыгает по цветам разной высоты, птица садится на ветки дерева и т.д.) или двигательного (показ высоты звука с помощью руки на уровне от пояса до макушки головы, приседание или вставание на носочки и др.). Важное значение имеет показ педагога и упражнения детей в проигрывании на инструменте, пропевании звуков по нотам. При закреплении очень эффективны сюжетные музыкально-дидактические игры. Примеры таких игр – в пособиях Л.С. Ходонович. Обучение элементам нотной грамоты – трудоемкий процесс, он осуществляется на систематических подгрупповых занятиях (группа делится на 2-4 подгруппы).