Игра по профориентации
«Угадай словечко»
по стихотворению Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Цель игры:
знакомить детей с окружающим миром профессий;
дать понятие «профессия»;
расширять кругозор знаний, знакомить с новыми словами;
вспомнить другие произведения автора;
отрабатывать навыки чтения вслух.
Оборудование урока:
портрет автора стихотворения Джанни Родари;
пословицы и поговорки на доске «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Лень человека портит, а труд кормит»;
предварительно выполненные рисунки детей о профессиях их родителей и свои по теме «Кем я хочу стать»;
презентация урока;
поощрительные призы для награждения тех ребят, кто работал наиболее активно.
Ход игры
Дорогие ребята!
Посмотрите на доску и прочтите вслух пословицы, которые написаны на доске. О чем они? (Ответы детей)
Верно, человек должен трудиться, что иметь возможность жить, развиваться, расти, учиться и т.д. Ваши родители тоже работают, у каждого из них своя профессия.
А что такое профессия, кто-нибудь знает? (Ответы детей)
Верно, профессия – это дело, которое человек выбирает для себя сам, иногда на всю жизнь одно, а есть люди, которыми имеют несколько профессий.
Назовите мне профессии ваших родителей, которые вы нарисовали сами. (Ответы детей)
Вот видите, какое огромное число профессий есть! Однако, профессий гораздо больше. В мире насчитывается более 4000 видов профессий! Какую-нибудь из них вы себе выберете, когда вырастите.
А сейчас я хочу предложить вам игру под названием «Угадай словечко» по стихотворению Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?».
Какая ещё сказка Джанни Родари вам известна? Конечно, это «Приключения Чипполино».
А о чем эта сказка? (Ответы детей)
Верно, в ней тоже рассказывается о том, что бедные овощи работали, не покладая рук, на бездельников графинь Вишен. Но у сказки счастливый конец! Те, кто дружат, трудятся, всегда побеждают!
Стихотворение называется «Чем пахнут ремёсла?». А кто из вас знает, что такое ремесло и почему оно пахнет? (Ответы детей)
Ремесло – это тоже дело, профессия. Слово это старинное, теперь его употребляют очень редко, но смысл этого слово практически такой же, как и у слова «профессия».
А теперь условия игры:
Надо добавить по смыслу и в рифму пропущенное слово. Слово это для вас мало знакомое, его хорошо знают ваши мамы, бабушки. Ну, и вы теперь будете знать.
«У каждого дела запах особый, в булочной пахнет тестом и сдобой». (Слайд 2).
(Дети называют «содой, мукой, сахаром и проч.)
(При необходимости слово надо подсказать детям, натолкнуть наводящими вопросами, объяснить смысл пропущенного слова)
А какие профессии вы знаете, связанные с этими словами? (Ответы детей)
Повар, пекарь, кондитер и др. Теперь давайте вслух прочитаем, что у нас получилось!
«Мимо столярной идешь мастерской, стружкою пахнет и свежей доской» (Слайд 3)
Что такое столярная мастерская? Кто в ней работает? Как называется орудие труда столяра? У кого папа столяр? (Подобные вопросы можно задавать детям)
«Пахнет маляр скипидаром и краской, пахнет стекольщик оконной замазкой»
(Слайд 4).
Давайте прочитаем вслух, что у нас получилось.
«Куртка шофёра пахнет бензином, блуза рабочего маслом машинным» (Слайд 5)
Наверное, эта профессия самая известная в мире, правда?
А какое ещё масло бывает? Сливочное, растительное, верно.
У кого папа шофер? У кого может рубашка пахнут маслом машинным?
У механика, слесаря, которые ремонтируют машины, правильно. Кто нам теперь прочтёт всё предложение?
«Пахнет кондитер орехом мускатным, доктор в халате лекарством приятным» (Слайд 6)
Снова нам попалось трудное слово. Какие орехи бывают? (Ответы детей)
А профессию кондитера мы сегодня уже вспоминали.
Скажите, какой доктор лечит детей? Педиатр. Среди ваших родителей есть врачи?
Каким должен быть врач? Прочтём, что у нас получилось.
«Пахнет крестьянин, идущий за плугом, рыхлой землёю, полем и лугом» (Слайд 7)
Самое древнее занятие – это выращивать хлеб, овощи. Это и самое трудное дело, но самое почётное! Ведь без хлеба не может жить ни один человек на свете!
А какими качествами должны обладать люди, занятые в сельском хозяйстве?
Конечно, это любовь к земле, огромное трудолюбие! Сейчас землю пашут тракторами, и работают на них – кто? – трактористы.
«Морем и рыбой пахнет рыбак, только безделье не пахнет никак!» (Слайд 8)
«Сколько не душится лодырь богатый, очень неважно он пахнет, ребята!» (Слайд 9)
Почему так говорят, ребята?
Вроде бы человек-то богатый, с деньгами, а пахнет неважно. Правильно, не все деньги можно заработать честным путём.
Заканчивая нашу игру, мне хотелось бы спросить у вас:
Кем вы хотите стать?
Что привлекает вас в выбранной профессии?
Кто из вас может вспомнить, о каких профессиях мы сегодня говорили?
Для чего человек должен трудиться?
На прощание я хочу вам пожелать, чтобы вы в будущем выбрали такую профессию для себя, чтобы она приносила вам не только деньги, но и удовольствие, чтобы вы ходили на работу с радостью, чтобы ваш труд приносил пользу и другим людям.
Когда вы услышите добрые слова за свою работу, это и будет для вас самое приятное на свете!
(Награждение тех ребят, кто активно работал на уроке)