МБОУ Уканская средняя общеобразовательная школа Ярского района Удмуртской Республики

Игра-путешествие по русскому языку для обучающихся 5-6 классов
Учитель: Лапина Л.Ф
2017г
Цели: 1. Привитие интереса к предмету; 2. Развитие устной и письменной речи обучающихся, мыслительной деятельности, памяти, воображения, внимания; 3. Привитие любви и интереса к родному языку, воспитание культуры речи; 4. Развитие умения работать в коллективе, уважительного отношения друг к другу. Форма проведения: игра – путешествие
Участники: обучающиеся 5-6 класса
В игре «Зигзаг удачи» участвуют две команды. В каждой команде выбирается руководитель туристической группы.
I этап- «Сборы»
К любому путешествию надо готовиться: собрать необходимые вещи, настроиться на встречу с новым, подготовить сувениры друзьям. Поэтому сейчас мы проводим сборы. У вас было домашнее задание : рассказать о том месте, откуда мы выезжаем, о малой родине, подготовить визитную карточку( домашнее задание- визитка о селе Укан)
II этап- «Граница»
Вы на государственной границе. Чтобы успешно пройти через неё, вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Отвечать надо сразу, быстро, времени на обдумывание ответов нет. За каждый правильный ответ туристическая группа получает жетон- билет за границу.
Вопросы I команде ( 5 класс)
Назовите главные члены предложения.
Корень в слове «придорожный»
Старое название буквы А.
Форма множественного числа слова судно.
Какая часть речи называется существительным?
Как называются имена существительные на –мя?
Что у цапли впереди, а у зайца позади?
В каком слове 40А?
Автор учебника русского языка для 5 класса.
Сколько форм числа было в древнерусском языке?
При помощи чего мы общаемся?
Вопросы II команде (6 класс)
1.Назовите второстепенные члены предложения
2. Корень в слове «прибрежный»
3.Старое название буквы Б.
4. Форма множественного числа слова дно.
5. Какая часть речи называется прилагательным?
6. Как называются числительные двое, трое, четверо?
7. Что стоит посредине земли?
8.В каком слове 7Я?
9.Автор учебника русского языка для 6 класса?
10. Сколько падежей было в русском языке?
11. Важнейшее средство человеческого общения
III этап – «Обезья-хауз»
Поздравляю вас, ребята, с успешным пересечением границы. Вы в стране, где говорят на непонятном для вас языке . Как вы объясните, какие подарки везете друзьям? ( При помощи мимики и жестов) Команды получают карточки с названиями подарков и при помощи жестов и мимики проводят их презентацию. Команды должны угадать подарки.
(фотоаппарат и телескопическая удочка)
IV этап- «Переводчики»
Вы поняли как трудно общаться с иностранцами, если не знаешь их языка.По подсчетам ученых, в мире насчитывается более 3000 языков, и только 7 из них- мировые, в том числе и русский язык. Русский язык наряду с удмуртским является государственным языком нашей республики. Население нашего села в основном русскоговорящее. А насколько хорошо мы знаем удмуртский ? Установите соответствие.
Слова для II команды
Белка кыр парсь Волк чушьял Ёж луд кеч Заяц коньы Кабан кион Лиса гондыр Лось комак Медведь зичи Мышь койык Бобр шыр Хорек вучайы Крыса скал Корова вал Собака мувыр чайы Лошадь пуны
Слова для I команды
Воробей куака Галка курег Голубь сьод куака Ворона чана Грач ваёбыж Гусь шушы Кукушка дыдык Курица зольгыри Ласточка зязег Синица кикы Снегирь пислэг Соловей чож Сорока кочо Утка сьод юбер Скворец учы
V этап- «Шоп-тур»
Вы решили побродить по улицам города, осмотреть местные достопримечательности . На пути попался магазин. Войдя в него, вы растерялись: что купить? Прежде чем совершить покупку, долго размышляете. Покажите, как вы можете размышлять и что вы можете здесь купить.
Прочитайте загадку и отгадайте её.
Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела да не снег,
Сладка да не мед,
От рогатого берут
И живульками дают. (Корова)
1.ЧИСТА
живулькам
не снег
не смола












5.От
4.Сладка,
да
не мед,
и
рогатого
не вода,
да
да
3. Бела,
да
Берут
берутт
дают
2.Клейка
А что можно приготовить из молока?( Команды отвечают и за каждый ответ получают жетон)
VI этап – « Сафари –парк»
Вы попали в сафари-парк, где собраны разные животные. Наша задача- сохранить животный мир.
Покажите как вы любите животных, знаете различные виды. Вам надо дорисовать предложенную линию, чтобы получить изображение какого-либо животного, птицы или рыбы. Расскажите об этом животном.

VII этап – «Уик-энд»
Наше путешествие подходит к концу. Остался последний день отдыха. Чем вы любите заниматься во время летних каникул в свободное время?(Рыбачить)
Проводится конкурс рыбаков. При помощи магнитной удочки вылавливаются рыбки, на обратной стороне которых написаны морфемы. Из морфем надо сложить пословицу: Ум- хорошо, а два- лучше.
VIII этап- Брехляндия- Завирандия.
Пока считаются полученные жетоны и подводятся итоги, туристов ждет Брехляндия- Завирандия. В каждой пословице или поговорке в каком-то слове изменена всего лишь одна буква. Вам нужно восстановить пословицу.
I команда
Два сапога- тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Голод не щетка.
Один в золе не воин.
Трус и лени своей боится.
Жди у горя погоды.
Толочь в ступе соду.
Трус кормит, а лень портит.
Полк в овечьей шкуре.
Лучшее-враг хорошего.
Нашла коза на камень.
Рожденный ползать метать не может.
Терпение и пруд все перетрут.
Не зная броду, не суйся в моду.
II команда
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра добра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак- рыба.
Яйца куницу не учат.
Делать из мухи сова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Лось человека не красит.
Правда глаза полет.
Купить кита в мешке.
Подведение итогов.
Путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой. Последний зигзаг, и там, за крутым виражом, дорожный знак , а на нем – буква П. Что бы это значило? ( Приз)
Награждение команд.