ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЗАКОН?
Люди существуют друг для друга.
Марк Аврелий
Цели.
Подвести учащихся к осознанию регулятивной, предупредительной и карательной функций правовых норм.
Способствовать правовому просвещению детей.
Задачи.
Способствовать формированию знаний о необходимости законов для общества.
Формирование осознанного поведения и правовой культуры.
Выработка навыков работы в группе в процессе деловой игры.
Форма проведения. Правовая игра.
Оборудование. Ватманы, маркеры, конверты с заданиями.
Участники. Учащиеся 9 – 11 классов.
Ход занятия.
Вводная беседа.
Ведущий. Законы затрагивают интересы всех людей в обществе, они связаны со всеми сторонами реальной повседневной жизни. Ежедневно, не задумываясь об этом, мы вступаем в отношения с законом. Закон регулирует жизнь и взрослых, и детей на каждом шагу.
- Как должен поступать человек, чтобы закон не стал его врагом?
На дороге ________________________________________________
В школе _________________________________________________
В магазине _______________________________________________
В театре _________________________________________________
В транспорте _____________________________________________
Игра «Робот-полицейский».
Ведущий. У писателя Айзека Азимова есть фантастическое произведение о роботе-полицейском, которого звали Даниэл Оливе. Он был участником сложных расследований, не раз спасал в переделках своих коллег – людей
Но вот теперь действительно создан вооруженный робот. Его зовут Робогардом. Создали его в технологическом институте имени короля Монгуста в Бангкоке. Он представляет собой комбинацию компьютера, видеокамеры и пистолета, смонтированного на металлической ручке.
Достаточно ввести программу и робот будет выполнять то, что необходимо.
Разбейтесь на 4 группы.
Каждая группа должна составить свою программу для Робогарда из 2 – 3 пунктов.
1 группа представляет интересы тех, кто не хочет работать.
2 группа представляет интересы тех, кто владеет банками, заводами и т.д.
3 группа представляет интересы тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья не может работать.
4 группа представляет интересы тех, кто может и хочет работать, но имеет возможности (нет профессии, нет поддержки…).
Каждая группа разрабатывает 2 – 3 предложения, которые нужно ввести в программу Робогарда.
Обсудите все предложения и сделайте вывод: может ли Робогард угодить всем.
Вывод: для того чтобы защитить интересы всех граждан, существует государство, которое издает законы.
Ведущий. Большинство людей предпочитает просмотр видеофильма дома посещению кинотеатра. Видеокассеты можно приобрести свободно в специализированных магазинах.
Чтобы избежать разорения, американские владельцы кинотеатров создали для зрителей условия влиять на ход событий, происходящих на экране. Для этого зрителю достаточно нажать кнопку, выбрав из нескольких вариантов наиболее подходящий и интересный.
Игра «Посещение кинотеатра».
Ведущий. Представьте себе, что мы все находимся в зрительном зале нового кинотеатра. Гаснет свет, и на экране происходит следующее действие: Миша и Петя после уроков зашли в магазин. До закрытия оставалось несколько минут. Один из приятелей увидел DVD-диск с любимым боевиком в самом дальнем углу отдела. Денег у ребят не было. Миша предложил украсть диск. Магазин закрывается, и продавцам не до них …
Ребята незаметно взяли диск и непринужденно направились к выходу. Но здесь их неожиданно остановили …
Итак, мальчики задержаны. Что же будет с ними?
Задание 1. образуйте группы по 4 человека. 3 – 4 человека образуют жюри. На каждую группу выдаются 4 карточки разных цветов. Играющие должны решить:
Что делать дальше Мише и Пете?
Каждый выбирает одну карточку:
красная – ребята все будут отрицать;
желтая – тут же признаются;
белая – будут требовать, чтобы позвали родителей;
синяя – ничего не будут говорить.
Объединитесь в новые группы по цвету карточек. Образуются 4 новых
группы. Группам необходимо выбрать актеров и за 2-3 минуты дать
инсценированный ответ на вопрос.
Жюри получает карточку оценки групп, где выставляются плюсы по
следующим критериям:
правдивость;
артистичность;
убедительность;
организованность.
Группы по очереди в течение 2 минут разыгрывают сценки. Выигрывает группа, получившая наибольшее количество плюсов.
Задание 2. Займите позицию: Как должны наказать мальчиков?
На доске вы видите 4 небольших плаката с кружками разных цветов:
красный – наказать мальчиков;
желтый – наказать родителей;
белый – никого не наказывать;
синий – наказать мальчиков и родителей.
(Вы можете предложить свои варианты наказания.)
Представьте, что перед вами пульт управления и на нем 4 кнопки, соответствующие кружкам на плакатах. Подумайте и нажмите ту кнопку, которая соответствует выбранному вами наказанию. Теперь поднимите руки те, кто нажал красную кнопку, аргументируйте свою позицию (и так по очереди).
Из этого примера видно, что нарушен закон. Закон обязателен для всех. За нарушение закона обязательно следует наказание! Какие бывают нарушения закона, и какие наказания за эти нарушения предъявляются, мы узнаем на следующих уроках.
Задание 3. Выполните упражнение «Дружелюбное требование». По очереди, начиная с учителя, глядя друг другу в глаза, дружелюбно выскажите свое требование к однокласснику, начиная со слов: «Я не хочу…», «Я хочу…», «Мне нужно…», (например: «Коля, я не хочу, чтобы мы с тобой дрались…»)
Вывод. Мы высказали свои требования ясно и дружелюбно, чтобы не обидеть, не оскорбить и не задеть чувства другого человека. Закон – тоже разумное требование, которое надо выполнять. Законы создаются людьми и для людей.
Рефлексия.
Почему нельзя нарушать законы?
Как вы понимаете слова римского философа Марка Аврелия:
«Люди существуют друг для друга»?