СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра – путешествие «История возникновения посуды» с использованием музейной педагогики для детей подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание данного занятия:

  • Познакомить детей с историей посуды, процессом ее преобразования человеком.
  • Научить понимать, что человек создает посуду для облегчения своей жизнедеятельности.
  • Закрепить умение узнавать посуду из глины, дерева, стекла, пластмассы, металла и их признаки.
  • Развивать воображение, внимание, тактильное восприятие.
  • Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, желание беречь их.

Просмотр содержимого документа
«Игра – путешествие «История возникновения посуды» с использованием музейной педагогики для детей подготовительной группы»

Игра – путешествие

«История возникновения посуды» с использованием музейной педагогики

для детей подготовительной группы


Составила: Стрельникова Анжелика Сергеевна

воспитатель I квалификационной категории

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей посуды, процессом ее преобразования человеком.

  • Научить понимать, что человек создает посуду для облегчения своей жизнедеятельности.

  • Закрепить умение узнавать посуду из глины, дерева, стекла, пластмассы, металла и их признаки.

  • Развивать воображение, внимание, тактильное восприятие.

  • Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, желание беречь их.

Материал:

  • Выставка посуды из глины, дерева, стекла, пластмассы, металла (народно – прикладное творчество).

  • Деревянные лопатки на каждого ребенка, гуашь, кисти

Предварительная работа: чтение произведений Чуковского «Федорино горе», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», наблюдение за использованием посуды дома и в детском саду. Анализ ситуации (Почему посуда разбилась, почему испачкалась, закоптилась, почему чайная чашка внутри покрывается коричневым налетом, почему на печку нельзя ставить стеклянную или деревянную посуду, почему стакан может лопнуть, если в него налить кипяток). Рассматривание картинок с изображением посуды разного вида; знакомство со свойствами глины, дерева, стекла; рисование посуды, лепка посуды из глины; загадки. Знакомство с правилами обращения с посудой, дежурство, правила поведения в общественных местах.


Ход ООД

Дети в мини - музее, где оформлена выставка посуды.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами находимся в чудесном мире предметов, без которых наша жизнь не возможна. Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чём мы будем говорить? Дети смотрят на выставленную посуду. (О посуде)

Воспитатель: Отгадайте загадки про посуду.


  1. И шипит, и кряхтит
    Воду быстро кипятит,
    Он наелся угольков,
    Вот для нас и чай готов.
    Кран на брюхе открывает,
    Кипяточек разливает. (Самовар)

  2. Носит воду
    Хозяину в угоду.
    При нем живет.
    Пока не упадет. (Чашка)

  3. Неприступная на вид.
    Подбоченившись стоит.
    А внутри-то, посмотри
    Угощение внутри! (Сахарница)

  4. Если я пуста бываю,

Про себя не забываю.
Но когда несу еду.
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

  1. Она бывает глубока.
    Она бывает мелка.
    Однако, это не река. (Тарелка)

  2. Чайника подружка
    Имеет два ушка, варит кашу, варит суп.
    Скажите, как её зовут… (Кастрюля)

  3. Если хорошо заточен,

все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

  1. Среди ложек я полковник.
    И зовут меня… (Половник)

Воспитатель: Назовите, одним словом, все эти предметы. (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Это все посуда. В нашем музее будет несколько экспозиций. Мы будем делать остановки у каждой из них. Скажите, для чего нужна посуда?

(Для приготовления пищи, чтобы из нее есть, пить, аккуратно кушать).

Воспитатель: Знаете ли вы пословицы и поговорки о посуде?

Дети.

  • В дырявой посуде вода не держится.

  • Если за едой не наелся, не наешься, облизывая посуду.

  • Сухая ложка рот дерёт.

  • Без ножа хлеба не разрежешь.

  • Решетом воду мерить - потерять время.

  • Ложкой море не вычерпнешь.

  • Какую чашу другу налил, такую и самому пить.

  • Пока не поешь каши из одной чаши - так и человека не узнаешь.

Воспитатель: Что служило посудой древним людям? (Палочки, ракушки, листья, камни). Да, все правильно. До появления посуды люди пили прямо из водоемов, брали пищу руками. Первой посудой древним людям служили плоские камни, раковины, скорлупа плодов, веточки, листья. Постепенно человек научился делать посуду из материалов, который находил в природе. – Дерева, камня, глины.

Воспитатель: Из какого материала сделана эта посуда? (Из глины). Назовите, какую посуду из глины вы здесь видите? (Горшки, кувшины, сковороды, тарелки, чашки, вазы).

Глиняная посуда издавна служила людям. Ее делают из глины – почвы, которая во влажном состоянии становится вязкой, как тесто. Глиняную посуду можно ставить на огонь, но она тяжелая и хрупкая. Второе название посуды из глины – керамическая. А сейчас вы увидите, как гончар на гончарном круге из глины лепит кувшин. (Видео).

Одним из древних материалов для изготовления посуды было дерево. В нашей стране до сих пор пользуются деревянной посудой изготовленной в Хохломе и расписанной хохломскими мастерами.

  • Какую посуду вы видите на стенде? (Показ – ложки, миски и т.д.)

Воспитатель: Дети, я взяла из детского сада деревянные лопатки, которые мы с вами покрыли золотистой краской, но не раскрасили. Давайте это сделаем сейчас. Распишем лопатки хохломской росписью. Но сначала давайте поиграем в игру.

Игра «Назовите, какая это посуда»

  • если она изготовлена из дерева – деревянная;

  • из стекла – стеклянная;

  • из стали – стальная;

  • из чугуна – чугунная;

  • из глины – глиняная;

  • из керамики – керамическая:

  • из фарфора – фарфоровая;

  • из пластмассы – пластмассовая.

Воспитатель: Молодцы! Давайте раскрасим наши лопатки.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с большого.) И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши.)

Физминутка «Капитан – краб «Делай – так!»

Воспитатель: Переходим к следующему столу. Какая здесь посуда? (Стеклянная). Какую посуду из стекла вы здесь видите? (Банка, стаканы, бокал, бутылка). В стеклянной посуде прекрасно видно ее содержимое. Какие недостатки у стеклянной посуды? (Она хрупкая, при ударе может разбиться). Но люди научились изготавливать огнеупорное стекло. Посуду, из очень прочного стекла можно ставить на огонь.

Воспитатель: Как готовили стекло? (Его варили в глиняных горшках, а затем мастер-стеклодув выдувал стеклянные изделия на подобие мыльных пузырей). Труд мастера был очень тяжёлый. Как в наше время готовят стекло? Сегодня на стеклянных заводах стоят мощные и умные машины, которыми человек только управляет, а всю тяжелую работу они делают сами.

Какая посуда на этом стенде? (Пластмассовая). Из чего изготавливают пластмассовую посуду? (Из пластмассы). Она может быть матовой и прозрачной.

Какую посуду из пластмассы вы видите на стенде? (Ведро, банка, хлебница, солонка, тарелка, стакан, салфетница). Можно ли готовить в пластмассовой посуде? (Нет, горячие продукты наливать и класть в пластмассовую посуду нельзя, т.к. она может расплавиться или начнет выделять ядовитые вещества).

А вот и последний стенд. Какая посуда на нем? (Бумажная). Из чего сделана бумажная посуда? (Она сделана из специального картона, который не пропускает влагу). Какая бумажная посуда находится на стенде? (Стаканчики для сока, чая, мороженного, одноразовые тарелки). В бумажных тарелках с прокладкой из фольги выпускают молоко, кефир, йогурты.



Воспитатель: А сейчас закройте глаза, а когда откроете, то здесь в музее появится посуда, которая расскажет вам о себе. (Музыка).

Дети в шапочках посуды:
Ложка:
Вы меня узнали сразу,
Ложкой все зовут меня.
Если вы за стол идете
Не забудьте про меня.
Вилка: Вы не узнали? Это я.
Вилкой все зовут меня.
С ножиком часто дружу я.
Нож: Мой папа острым камнем был,

Он резал все подряд.
И очень верным другом был,
Помочь всегда был рад.
Чайник: То в стороне стою молчком
Задрав носишко вверх.
То угощаю всех чайком.
И для вас я приготовил
Вкусный чай у вас в группе.
Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия.
В каком музее мы были? Что запомнилось? Возвращаемся в детский сад.