Подготовила и провела
учитель начальных классов: Г.И.Насонова
Игра-путешествие по творчеству К.И. Чуковского
«В гости к Корнею Чуковскому» Слайд 1
(внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов)
Цель: развитие интереса к творчеству К. И. Чуковского.
Задачи: - продолжить знакомство детей с жизнью и творчеством К. Чуковского;
- помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского;
- показать детям удивительный мир сказок К. Чуковского, их мудрость и красоту.
- пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим;
- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;
Оборудование:
1. На доске запись «Сказки дедушки Корнея».
2. Выставка книг К. Чуковского.
4. Рисунки детей.
5. Реквизит для инсценировки сказки «Телефон».
Место проведения: кабинет начальных классов
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный день.
- Ребята, а вы верите в чудеса? (Да!)
Учитель: - Вы хотите увидеть настоящее чудо? (Да!)
Учитель: - Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте. Слайд 2(на слайде книга)
- А теперь открывайте глаза и смотрите. Это Королева – книга.
- Ах, какая она красивая! Она, вам нравится? (Да). Давайте заглянем на первую страницу. Что же на первой странице?
«Правила обращения с книгой» Слайд 3 Мы видим правила обращения с книгой. Давайте их вспомним.
Ученики читают хором:
1. Книги брать чистыми руками.
2. Книги нельзя рвать.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Нельзя загибать углы.
Учитель: - Ребята, а вы правильно обращаетесь с книгой. (Да)
- Молодцы!
Учитель: - Но Королева книг нам подсказывает ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину», Слайд 4
поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, если хотите что-то сказать или ответить, то поднимайте руку. Все, запомнили это правило? (Да!)
Учитель: - Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там? Кто это, ребята? Корней Иванович Чуковский Слайд 5
- Сегодня Королева книг приглашает нас в гости к вашему любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.
Ученик: В гости дедушка Корней, Слайд 6
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад,
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки,
Или любит их читать.
Учитель:
А сейчас познакомимся с жизнью и творчеством этого замечательного писателя. Слушаем.
Видео-презентация о жизни писателя Слайд 7
Ведущий: Слайд 8
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2022 г., ему исполнилось 140 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году. Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык.
Ведущий: Слайд 9
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Ведущий: У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого, случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые..
Слайд 10 Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
Ведущий: Корней Иванович Чуковский - это чудесный писатель, сказочник, юморист и весельчак.
Ведущий: Он был истинным другом детей: любил их, общался, для каждого ребенка находил своё заветное, волшебное слово, свою шутку, смешную присказку. Недаром дети тянулись к нему и ласково называли «Дядей Чукошей».
Учитель: Давайте произнесем чистоговорку на нашу тему. Слайд 11
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
А для разминки вам загадки К.И. Чуковского
1. Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы.)
2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
3. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная. (Коньки, каток)
4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска.)
5. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)
6. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
7. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка)
Ведущий:
К.И.Чуковский писал не только загадки, сказки, но очень интересные, смешные, необычные стихи. В одном стихотворении у К.И.Чуковского встречаются непонятные слова - это стихотворение называется "Котауси и Мауси"
Посмотрим Инсценировку стихотворения "Котауси и Мауси" 1, 3 класс
Чтец: Жила - была мышка Мауси (выбегает мышка)
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси, и злые - презлые зубауси (кошка показываетсвои когти, встает, подкрадывается к мышке)
Подбежал Котауси к Мауси и замахал хвостауси:
Котауси: Ах, Мауси, Мауси, Мауси.
Подойди ко мне , милая, Мауси,
Я спою тебе песенку. Мауси, чудесную песенку, Мауси!
Чтец: Но ответила умная Мауси:
Мауси: Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси и злые - презлые зубауси!
Чтец: Так ответила умная Мауси. и скорее бегом от Катауси! (убегает от кошки).
Физкультминутка
Танец маленьких утят» Слайд 12
Итак, мы начинаем нашу игру-путешествие по произведениям К.И. Чуковского. Слайд 13
I тур. «Вспомни сказку». Слайды 14, 15, 16
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. (Дети по одному выходят и читают отрывки из сказок)
Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара) «Муха – Цокотуха» | Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… (ворону) «Телефон» | И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей» |
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) «Айболит» | Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей) «Тараканище» | А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… (не могу). «Федорино горе» |
А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… (чудовище). «Крокодил» | Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце». | Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) «Путаница» |
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто». Слайд 17
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков». Слайд 18
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион. Слайд 19. 20
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». Черный ящик слайд 21-22
- В корзинке (ящике) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. (По одному достают и выкладывают на стол)
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Однажды работая над важной статьей, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам, стыд и срам.
Ребята как называется эта сказка? (Мойдодыр)
Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр» - умывальников начальник и мочалок командир, не любил он грязнуль.
- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде. (Отрывок из мультфильма «Мойдодыр»)
Инсценировка стихотворения «Телефон» 2, 4 кл.
V тур. «Музыкальная страничка» (по времени) слайд 23
Бармалей
Муха –Цокотуха
Крокодил
Айболит
Федорино горе
Мойдодыр
Тараканище
Телефон
- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев». Слайд 24
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок» слайд 25
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | Зажгли море. |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка | Съел таракана. |
Лисички | Вылечил зверей. |
VIII тур «Найди связь» слайд 26
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу.
Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Познакомитесь с Чуковским – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения барона Мюнхгаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльбери Финна”, “Принца и нищего”, “Рикки – Тики – Тави” и многие другие.
Богомолова Карина Слайд 27
Он был писатель, переводчик,
Критик, литературовед.
Родился он в Санкт-Петербурге,
В Одессе жил он 20 лет.
С Житковым в классе он учился,
Английский – просто обожал,
Вообще способным был ребёнком,
Друзей ценил и уважал.
Писать для нас он рано начал,
Когда в гимназию ходил,
Нам с вами клад большой оставил–
Стихи и сказки подарил.
Дружны теперь мы с Мойдодыром,
С Федорой, Мухой, Крокодилом.
И с Айболитом, и с слоном,
Что шоколада просит в дом.
Зайчатами, мартышками,
С газелями и КНИЖКАМИ!
Спасибо Чуковскому мы говорим,
За сказки его мы благодарим.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо, что вы знаете сказки этого замечательного автора.
Мы сказки Чуковского любим и знаем.
С удовольствием сказки эти читаем.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал их все… дедушка КОРНЕЙ.
Учитель: А скажите
1.чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.
2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
3. «Тараканище» - быть смелыми.
4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.
Подведение итогов
Слово «СЕВ» произнесем быстро несколько раз. ВСЕ хорошо знаете творчество Чуковского, и на память о нашем мероприятии я подарю атрибут-предмет из одной сказки писателя. Отгадайте загадку о нем
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (воздушный шарик)
СПАСИБО всем участие и внимание.
Тур «Центон» если останется время
Определите, из каких двух произведений взяты строки:
1. Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Лимпопо, Лимпопо!»
(«Тараканище» + «Айболит».)
2. Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
(«Федорино горе» + «Путаница».)
3. А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Вы в канаву упадете,
Вы утонете в болоте!
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
(«Мойдодыр» + «Федорино горе».)
4. Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне б заснуть,
Отдохнуть...
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
(«Телефон» + «Муха-Цокотуха».)
5. Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу –
Проглочу, проглочу, не помилую!
(«Бармалей» + «Тараканище».)
6. Он по Африке идет,
На всю Африку поет:
«Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
(«Бармалей» + «Котауси и Мауси».)