СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра: «Путешествие в страну речевого этикета!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра: «Путешествие в страну речевого этикета!»»

Цели: 

  • Познакомить учащихся с правилами этикета, нравственными ценностями  и нормами поведения,  правилами  хорошего тона. 

  • Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию.

  • Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Задачи:

1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.




Игра: «Путешествие в страну речевого этикета!»


Цели:

  • Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета

  • Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета

  • Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

  • Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации

  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику

  • Воспитание культурной личности


Задачи:

1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона

Методы и приемы воспитание:

Методы формирования сознания личности (беседа, анализ ситуаций); методы организации жизне-деятельности и поведения воспитанников (создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование);методы самовоспитания (Рефлексия)

Приемы, направленные на изменения взаимоотношений воспитанника с педагогом и окружающими: «Ролевая маска», «Импровизация на заданную тему».

Средство воспитание: игра-путешествие

Оборудование: компьютер, презентация, ребус для каждой команды; ромашка из бумаги; таблички с названиями сказочных персонажей; распечатки заданий; два телефона.



Сценарий мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!» Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Наше путешествие сегодня будет посвящено очень важной и полезной теме. О чём именно мы будем говорить, вам предстоит догадаться самим. Но для начала давайте разделимся на четыре команды, для этого предлагаю всем подойти ко мне и вытянуть по одному цветочку. (Цветы 4х цветов). Каждый вытянул цветочек своего цвета. Посмотрите на столы и сядьте за те, на которых лежит цветок, цвет которого совпадает с цветом вашего цветочка.


Станция № 1: «Размышляй-ка»

У каждой команды на столе лежат листок с ребусами, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.

Ответы:( до свидания, прощай, добрый день, привет, доброе утро, приятного аппетита)

Учитель: кто-нибудь догадался о чем мы сегодня будем говорить?

Ученик: о речевом этикете

Учитель: Сегодня мы отправимся в страшу речевого этикета. А кто мне скажет, что такое речевой этике?

Ученик: правила речевого поведения

Учитель: Если это правила, то кто их устанавливает и кто должен соблюдать?

Ученик: Эти правила были установлены дивным давно людьми. Их должны соблюдать все. Взрослые и дети.

Учитель: Совершенно верно. Теперь вам необходимо выбрать командира вашей команды и название.

Нашем сегодняшним жюри будет Наталья Алексеевна. Она будет внимательно следить за вами и выставлять честные и справедливые баллы за каждое задание

Давайте отправимся в путешествие и первой остановкой у нас будет станция: «Культура поведения».

Станция № 2: «Культура поведения»

(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает — 1 балл).


Вопрос №1: Приведите примеры слов вежливости, которые произносят в начале разговора. (5 слов):

-Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные?

Вопрос №2: Вы звоните по телефону своему другу, но отвечает мама. Как вы попросите позвать друга к телефону?

Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?

Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

Вопрос №. 7: Как можно вежливо отблагодарить человека?

Вопрос №8: Как вежливо сказать человеку, что он неправ. Например, в споре.


Учитель: Вы все молодцы. Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в путь. (Звучит звуки поезда). Мы прибыли на станцию « Цветок вежливости»


Станция №3: «Цветок вежливости»

Выносится ромашки. Каждая команда берёт по ромашки и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» (каждый пункт расписывается на отдельной ромашке) . Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов).

    1. Приветствие

    2. Прощание

    3. Просьба

    4. Благодарность.

Станция № 4: «А вы могли бы?»

Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:

1.грусть, плохое настроение.

2.сомнение.

3.растерянность, нерешительность.

4.восторг, восхищение.

Команды готовятся и показывают свою пантомиму другой команде, если та угадала, то ставится одна балла.

Станция № 5: «Пантомима»

Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по ситуации.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Ситуация 3.

За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Ситуация 4.

«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?

Команда, справившаяся с заданием лучше всех, получает 3 балла.

Станция №6: «Капитаны, капитаны…»

Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе  и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».

Станция №7: «Инсценировка»

Сейчас от каждой команды мне нужно по два добровольца. Вам предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5.

1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.

2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

3. парикмахер тебя плохо постриг

4. Твой друг уронил тебе на ногу камень

Пока ребята продумывают своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды.

Вопросы:

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда).

2.позеленеть от …(злости).

3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия).

5.потемнеть от …(горя).

2.Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов.

1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

2) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он… (настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев).

3) Если человек трогает или потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

4) Если человек расхаживает взад и вперёд, то он… (видимо, озабочен, нервничает).


Станция №8: «Комплименты любят все»

На слайде появляются различные сказочные персонажы. Это могут быть как добрые, так и злые персонажи ( Золушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей горыныч .). Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя. За каждый комплимент команда получает 1 балл.

Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. БАБА -ЯГА

Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка очень мудрый. КОЩЕЙ

Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. Золушка.


Станция №: 10 «У меня зазвонил телефон»

Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете? За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

Сценка

* Два мальчика сидят у телефона.

Первый: Алло! Алло!

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.

Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.

Сценка №2.

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?

Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?

Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

Ответ:

Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

Подведение итогов жюри.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю и вам подвести небольшие итоги сегодняшнего мероприятия.

На столах лежат листочки с вопросами. Возьмите каждый по этому листочку и ответьте на вопросы.

  • Зачем мы сегодня собрались?

  • Для чего необходимо соблюдать правила речевого этикета?

  • Нужны ли вообще данные правила?

  • Что вам больше всего запомнилась?


Объявление результатов, награждение команд.

Учитель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри.




















Приложение







Трафарет ромашки: