Игра-путешествие «Весёлые туристы»
Цель: проверить и расширить знания о природе, развивать коммуникативные способности, учить коллективно действовать, думать, побеждать, расширить знания и практические навыки туризма. Развивать волю, находчивость, творчество.
Задачи:
- Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,
- Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, автомобильный и т. д.;
- Воспитывать интерес к туризму и здоровому образу жизни.
Материал: Картинки с изображением туристов, лекарственных растений, животных.
Солнце светит ярким светом
Любо, зелено в лесах!
Почему же
Люди летом
Прокисают в городах?
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, мы сегодня с вами будем знакомиться с туризмом и кто такие туристы.
Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто такие туристы? (Ответы детей)
Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы. Туристы - сильные, выносливые, неунывающие, не боятся трудностей. Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры, закаляться.
Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать: должен уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.
Воспитатель: А для чего туристы путешествуют и ходят в походы?
Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы.
Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный); на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный); на лыжах (лыжный); на конях (конный); на автомобилях, автобусах (автотуризм); на мотоциклах (мототуризм); на поездах (железнодорожный), в горах (горный туризм) и др.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы отправимся с вами в игру-путешествие по станциям.
Станция 1 «Соберись в туристический поход»
- Как вы думаете, что у туристов весит за плечами? (ответы детей) Молодцы, большие мешки называются рюкзаками. Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?
Дети перечисляют состав вещей: сменная одежда, резиновые сапоги, тёплые вещи (если зима), спальный мешок, мыло, зубная щётка и паста, полотенце, туалетная бумага, спички, фонарик, котелок, компас, соль, удочка, нож, топор, палатка, продукты, фляжка.
- Да, верно, ведь туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу, в горах. Давайте с вами вспомним правильный сбор туристического рюкзака для удобного передвижения и ответим на вопросы.
Верен ли следующий вывод: чем дальше отодвинут от спины груз в рюкзаке, тем труднее нести рюкзак? (ДА)
Какие вещи лучше всего класть на дно рюкзака? (Мягкие вещи: одеяло, теплая одежда, полотенце и т.д.)
Где в рюкзаке должны находиться самые тяжелые вещи? (Под лямками в самом верху)
Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперед)
Почему в рюкзаке для хлеба определяется место сверху? (Чтобы хлеб не крошился)
Определите в рюкзаке место расположения сыпучих продуктов? (сыпучие продукты укладываются в середине рюкзака)
Молодцы, вот мы с вами и собрались в поход и отправимся к следующей станции.
Станция 2 «Загадки»
Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками. (Рюкзак)
И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет
А как спать в ней сладко
Что это? (Палатка)
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой (Компас)
Он в походе очень нужен,
он с кострами очень дружен
Можно в нём уху варить
Чай душистый кипятить (Котелок)
Над рекой она склонилась,
Ловко-ловко исхитрилась:
Обменяла червяка
На большого окунька. (Удочка)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Но с собой не понесешь. (Костер)
Станция 3 «Отдых у костра»
-Ребята, а где собираются туристы во время отдыха? (у костра).
- А умеете ли вы разжигать костёр? Что для этого нужно? Какие правила безопасности нужно соблюдать?
- А теперь мы немного отдохнём, прослушав песню «Походная».
https://youtu.be/FshvN4A3soM
Учитель: А зачем люди ходят в походы? (ответы детей). Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми. В походах туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т. д.
Турист должен быть наблюдательным, внимательным и мудрым.
Станция 4 «Продолжи поговорку…».
Наблюдательность и мудрость народа, касаемо природных явлений, находит отражение в пословицах и поговорках. Предлагаю продолжить пословицу или поговорку.
-Январь – году начало, а … (зиме середина).
-Год декабрём кончается, а … (зима – начинается).
-Солнце – на лето, … (зима - на мороз).
-Вьюги да метели … (под февраль полетели).
-В зимний холод - … (всякий молод).
-Мороз не велик, … (да стоять не велит).
-Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием.
Станция 5 «Звуки природы»
- В нашем крае много птиц, животных насекомых. Как же их распознать, помогите? Кто как поёт?
голубь – воркует; кукушка- кукует
глухарь – токует; волк - воет
лиса – лает сорока - стрекочет
медведь – ревёт; ворона - каркает
утка – крякает;
филин – ухает;
коза – блеет;
гусь – гогочет;
свинья – хрюкает.
Станция 6 «Зелёная аптека»
- Какая разнообразная природа встречается нам по пути: травы, кустарники, деревья. Какие лекарственные травы нашего края вы знаете?
подорожник;
мать –и- мачеха;
ромашка;
одуванчик;
цикорий, крапива;
шиповник.
-В чём ценность этих травянистых растений?
- Во время туристического путешествия приходится преодолевать неожиданные препятствия в передвижении. Это связано с погодными условиями.
Чаще всего, идя в поход, туристы не берут с собой радиоприемник. Поэтому им приходится определять погоду по народным приметам. Знание этих примет определяется на данной станции.
Станция 7 «Метеорологическая»
Как по народным приметам определить погоду на ближайшее время.
Утром сильная роса и туман. (К хорошей погоде)
Серый вечер и красная утренняя заря. (К дождю)
С черешков листьев клена и конского каштана стекают слезы. (Вскоре наступит ненастье)
Лягушки «турчат» (Будет дождь), молчат (Установится хорошая погода), громко кричат (К вёдру).
Высокая и крутая радуга (к хорошей погоде), низкая и пологая (к плохой).
Глухой гром (к тихому дождю), гулкий (к ливню).
Птицы хохлятся (к непогоде).
Воробьи дружно чирикают (к теплу).
Бледное солнце с утра (быть дождю к вечеру).
Если ночью и утром тихо (сохранится хорошая погода).
Если дым костра клубится, ест глаза, стелется по земле, угли в костре тлеют ярко (погода переменится).
Луна в кругу (к пасмурной погоде).
Солнце за тучи зашло вечером (быть ненастью).
Если дождь идет при солнце (скоро прекратится).
Сегодняшняя игра-путешествие подходит к концу. Мы с вами преодолели много трудностей на пути, узнали много интересного и познавательного о туристических походах. Я уверена, что вы готовы к новым туристическим путешествиям и открытиям.