Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Легенда педагогического кейса: Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для городской школы, находящейся в малом городе N по тематике «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» для учащихся 3 класса, в котором учатся 30 детей. Особенностями класса является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера, есть дети с ОВЗ, много детей занимается спортом, в том числе параолимпийскими видами |
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | |
Городская школа | Обучающиеся отличаются бОльшим кругозором практической направленности в рамках финансовой грамотности, т.к. имеют возможность вместе с родителями совершать покупки в разных магазинах. Знают о приобретении вещей через Интернет магазины. Многие дети имеют пластиковые карты для оплаты проезда в автобусах, посещения игровых центров. Дети знают о наличии в городе центров по оплате электроэнергии, коммунальных услуг, что позволяет формировать понятия о доходах, расходах семейного бюджета. Т.к. многие занимаются спортом, есть вероятность, что кружки платные, поэтому знания об этой статье расхода есть. Являются соучастниками по планированию семейного бюджета. | Меньшая информированность у детей с ОВЗ. (в зависимости от заболевания) | |
3 класс | Возможно применять задания в работе с коллективом высокой сложности т.к. дети имеют платформу знаний по темам в рамках ФГ за период обучения в 1-2 классах. Учитывая, что дети дисциплинированные, ответственные, следовательно программу школьную усваивают, имеют неплохой багаж знаний. А для обучающихся с ОВЗ создана комфортная психологическая среда. | Риск упустить детей с ОВЗ, т.к. большинство детей из-за своей активности заполняют внимание учителя. | |
30 человек, из них 3 ч. с ОВЗ (заболевания, связанные с задержкой психического развития, речевыми или поведенческими отклонениями) | Возможно применение разных форм обучения, в том числе деление на группы. связанные с задержкой психического развития, речевыми или поведенческими отклонениями | | |
Психолого-педагогическая характеристика класса | В целом учащиеся из благополучных семей. Родители проявляют интерес к обучению и воспитанию детей. Класс очень подвижный, энергичный. Ребята без уважительных причин занятия не пропускают. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях. Умеют радоваться успехам друг друга. Все активно принимают участие в жизни класса. Отношение к трудовой и спортивной деятельности хорошее. Все дети с удовольствием занимаются физкультурой, любят петь, танцевать, очень хорошо рисуют, класс побеждает в школьных мероприятиях и соревнованиях, что доказывает, что класс активный, дружный и сплоченный. Поэтому групповые формы работы приемлемы. Динамичность, движение соответствуют требованиям класса. | Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в постоянной опеке, консультантах. Одноклассники в силу возрастных особенностей не всегда могут выступать в этой роли. Следует предусмотреть памятки, «узелки» на память для детей с ОВЗ | |
Тема «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» | У детей имеется определённая база знаний т.к. предметы начальной школы формируют компетенции для развития функциональной грамотности. | В силу возраста имеют не полное представление о всех статьях бюджета, к примеру налог, страхование, ипотека. | |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения |
Понятия: Бюджет; Семейный бюджет; Финансы; Финансовый год; Расходы; Доходы; Домашнее хозяйство; План. | Понимание необходимости планирования семейного бюджета; Понимание соотношения между доходами и расходами; Понимание важности посильной работы (вклад) каждого члена семьи при ведении домашнего хозяйства. | Планировать семейный бюджет с учётом ведения домашнего хозяйства на будущий финансовый год; Анализировать семейный бюджет; Сравнивать бюджеты разных лет; Прогнозировать непредвиденные расходы; Учитывать интересы, потребности каждого члена семьи и семьи, в целом, при планировании бюджета; Распределять обязанности при ведении домашнего хозяйства между членами семьи; Совершенствование математических знаний. |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) Раздаточный дидактический материал (название, № приложения) | 1. Функциональная грамотность, тренажёр для школьников 3 класс. Издательство Планета. Автор М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Тема: «Семейный бюджет» (занятие 20) C:\Users\александр\OneDrive\Рабочий стол\Работа\1 класс\РП ФГОС3 1 класс\Функц. грамотность (3 класс).pdf 2. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video 3. Раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, игровые купюры, импровизированные кошельки. Песочные час. Макеты продуктов, ценники для игры «магазин». 4. Интерактивное. Задание из коллекции библиотеки learningapps. https://learningapps.org/24966339 5. Презентация, серия сюжетных картинок для разбора ситуаций на родительском собрании по теме «Семейный бюджет» 6.Памятка для родителей «Финансовая грамотность начинается в семье» |
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) | Образовательная технология: игровая: движение по станциям. Педагогические приёмы и методы обучения: воображаемые ситуации, введение элементов соревнования, викторина, дискуссия, мозговой штурм, творческое задание, сюжетно-ролевая игра. |
Место занятия во внеурочной деятельности А) курс по финансовой грамотности Б) курс по функциональной грамотности | Курс по функциональной грамотности. Раздел «Финансовая грамотность». Тема: «Семейный бюджет» (занятие 20) с.64 |
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Мультиинтегративное задание: Игра по станциям «Семейный бюджет». Задание: Начинаем выполнять интерактивное задание мультфильма «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video Семья собралась по одному важному делу – планирование семейного бюджета. Но бобренок зовет всех наряжать елку. Без елки Новый год не наступит! Папа напомнил, что без бюджета не наступит финансовый год. И позвал бобренка помочь. Что же это такое бюджет и как его планировать? Папа-бобер напомнил, что такое бюджет. И спросил нужно ли планировать расходы? Обучающие отвечают, что расходы нужно не только планировать, но и экономить. Как рассчитать все так, чтобы заработанных средств хватило на все что понадобится в течение года. Учитель предлагает отправиться в путешествие по станциям «Семейный бюджет». |
Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Экономия». (1 станция) Задание: постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя чистку зубов? Проводят мини-эксперимент. |
Что проверяет: 1. Критическое мышление: дети должны задаться вопросом о возможности экономии семейного бюджета через выполнение такого ежедневного действия, как чистка зубов. Они должны быть способны анализировать свои повседневные привычки и определить, как они могут повлиять на семейные финансы. 2. Навыки наблюдения и обобщения: дети должны провести мини-эксперимент, скорее всего состоящий из наблюдений за своими действиями и результатами, чтобы определить, можно ли сэкономить на семейном бюджете через чистку зубов. Они должны быть способны обобщить свои наблюдения и сделать выводы. Знания: понимание, почему важно чистить зубы регулярно. Умения: готовность и мотивация участников эксперимента к изменению своих привычек и принятию новых, основанных на знаниях и умениях, для улучшения своего здоровья и экономии семейного бюджета. Установки: 1. Убеждение в важности заботы о своем здоровье и понимание того, что чистка зубов является неотъемлемой частью этой заботы. 2. Убеждение в том, что правильное выполнение профилактических мероприятий, таких как чистка зубов, может сэкономить финансовые ресурсы на будущее. Ответ: В ходе выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что экономить семейный бюджет можно, выполняя чистку зубов правильно и эффективно. Объяснение ответа: Правильная чистка зубов регулярно с использованием качественной зубной пасты и зубной щетки способствует предотвращению кариеса, заболеваний десен и других проблем полости рта. Это в свою очередь может уменьшить потребность в зубных процедурах и лечении у стоматолога, что приведет к экономии семейных средств. |
| Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет: продуктовый магазин» (2 станция) Задание: Участники игры попадают с супермаркет. На продуктах стоят цены. Их цель – приобрести товары, которые необходимы для повседневной жизни, при этом избегая ненужных покупок. Можно ли правильно выполняя покупки экономить семейный бюджет? |
| Что проверяет: 1. Знание основных продуктов и их цен - дети должны знать необходимые продукты для повседневной жизни и их примерные цены, чтобы правильно выбирать товары. 2. Умение составлять список продуктов и придерживаться бюджета 3. Готовность подстраивать свой выбор под текущие обстоятельства - участники должны учитывать возможные акции, скидки и другие факторы, влияющие на выбор продуктов. Знания: 1. Понимание ценовой политики и основы экономики, умение оценивать стоимость товаров. 2. Знание основных продуктов первой необходимости и их полезных свойств. 3. Понимание важности сбалансированного питания и выбора здоровой пищи. Умения: 1.Навыки составления списка покупок и планирования покупок. 2. Умение принимать рациональные решения при выборе товаров. Установки: 1. Осознание важности правильного выбора продуктов для здоровья и благополучия. 2. Умение экономить и распределять средства для покупок в рамках бюджета. 3. Развитие ответственного отношения к своим решениям и покупкам. Ответ: в ходе задание обучающиеся приходят к выводу, что приобретая только необходимые товары в супермаркете, участники могут значительно сэкономить семейный бюджет. Избегание ненужных покупок и планирование покупок на основе реальных потребностей позволяет оптимизировать расходы и избежать излишних трат. Объяснение ответа: При совершении покупок в супермаркете с ценниками на продуктах, важно иметь четкий список необходимых товаров и сдерживаться от соблазна приобрести что-то лишнее. Планирование покупок на основе приоритетов и акцентирование на продуктах первой необходимости позволяет сделать более обоснованный выбор и избежать ситуации, когда вы покупаете лишнее или ненужное. При сокращении ненужных расходов и контроле над покупками, семейный бюджет не только сохраняется, но и может быть использован более эффективно. Экономия на покупках позволяет выделить средства на более важные цели, создавать финансовый запас или инвестировать в будущее, что способствует общей финансовой устойчивости и благополучию семьи. |
| Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Обязательные расходы» (3 станция) Задание: Прочитайте задачу и выполните необходимые вычисления. При решении пользуйтесь календарем. Рома 2 раза в неделю во вторник и четверг занимается с репетитором по английскому языку. Цена занятия 20 рублей. Какова стоимость занятий за февраль? Как умение рассчитать стоимость занятий влияет на планирование семейного бюджета? |
| Что проверяет: 1. Математические навыки. 3. Решение задачи с использованием календаря. Знания: понимание того, что обязательные расходы - это те, которые нужно оплачивать регулярно и которые нельзя избежать. Умение: планировать расходы и управлять собственным бюджетом. Установки: осознание необходимости планирования расходов и контроля за финансовыми обязательствами. Ответ: В ходе выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что умение рассчитывать стоимость занятий позволяет родителям более точно планировать бюджет, учитывая дополнительные затраты на образование ребенка. Объяснение ответа: Это помогает контролировать расходы, избегать неожиданных затрат и оптимизировать финансовое планирование семьи. Также это позволяет выделить необходимые ресурсы для образования и развития ребенка, так как финансовая стабильность и соответствующее планирование помогают принимать обоснованные решения о потреблении семейного бюджета. |
| Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Расходы и доходы». (4 станция) Задание: используя коллекцию библиотеки learningapps распредели, что в семье является доходами, а что расходами. Как умения распределять статьи бюджета влияет на семейный бюджет? |
| Что проверяет: 1. Понимание концепций "доходы" и "расходы" и способность определять их в семейном бюджете. 2. Навык анализа информации и классификации различных финансовых позиций. 3. Умение проводить логические выводы и принимать обоснованные решения по распределению средств в рамках бюджета Знания: 1. Понимание понятий "доходы" и "расходы" в контексте семейного бюджета. 2. Знание основных категорий расходов семьи (питание, жилье, транспорт, образование и т. д.). Умения: классифицировать различные элементы бюджета в соответствии с их природой (доходы или расходы) Установки: 1. Развитие финансовой грамотности и умения эффективно управлять личными финансами. 2. Развитие умения сотрудничать, обсуждать проблемы и искать совместные решения по финансовым вопросам в семье. Ответ: В ходе выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что умение эффективно распределять статьи бюджета влияет на семейный бюджет. Правильное распределение доходов и расходов позволяет семье управлять своими финансами, планировать и контролировать свои расходы, обеспечивать финансовую устойчивость и достижение поставленных целей. Объяснение ответа: Умение распределять статьи бюджета помогает семье лучше понять свои финансовые потребности, избегать излишних трат, находить баланс между текущими затратами и будущими накоплениями, и обеспечивать финансовое благополучие. |
| Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Безналичные расходы». (5 станция) Задание: прочитай жизненную ситуацию. Ваня играл на мамином телефоне в игру. Ему пришло сообщение о получении промо-кода на игру. Для этого его попросили предоставить номер телефона и сообщить код который пришел по СМС. Мальчишка выполнил все действия ради заветного промо-кода и у мамы списалось с карты 900 рублей. Как предотвратить ситуацию, в которую попал Ваня? Составьте памятку «Советы безопасного поведения в интернете». Как неправильное поведение в интернете может отразиться на семейном бюджете? |
| Что проверяет: навык критического мышления и способность анализировать информацию. Умение: принимать осознанные решения и оценивать последствия своих действий. Знания: основ безопасности в интернете и правил обращения с личными данными. Установки: 1. Развитие ответственного отношения к собственным действиям в интернете и осознанности в обращении с личной информацией. 2. Формирование предосторожности и бдительности при взаимодействии с незнакомыми источниками в интернете. 3. Поддержание доверия к родителям и умение обращаться за помощью и советом при необходимости. Ответ: Выполняя задание обучающиеся приходят к выводу: неправильное поведение в интернете, как в случае с Ваней, может привести к серьезным финансовым последствиям, включая потерю денег с кредитной карты или банковского счета семьи. Объяснение ответа: Недобросовестные действия злоумышленников или невнимательность при обращении с личной информацией могут привести к финансовым потерям и нарушению семейного бюджета. Правильное поведение в интернете, осторожность и осведомленность помогут избежать таких неприятностей и обезопасят семейные финансы. Главное правило - всегда быть бдительным, не доверять личные данные и не совершать финансовые операции без размышления и проверки. Памятка "Советы безопасного поведения в интернете": 1. Никогда не предоставляйте свои личные данные (номер телефона, адрес, данные кредитных карт и др.) на ненадежных сайтах или в сообщениях, которые приходят из неизвестных источников. 2. Будьте осмотрительны при переходе по ссылкам и просятся предоставить личные данные или совершить денежные транзакции. 3. Если что-то кажется подозрительным, проверьте информацию на официальных сайтах или обратитесь за советом к родителям или опекунам. 4. Всегда будьте внимательны, следите за своими финансовыми операциями и уведомляйте родителей о любых подозрительных транзакциях. |
| Ответ: Продолжаем выполнять интерактивное задание: Смотрим сюжет о необходимости планировать бюджет, о профиците и дефиците. Вывод: Планировать бюджет нужно. Мы же должны быть уверенны, что не потратили больше, чем заработали. Таким образом, игра помогает осознать важность финансовой грамотности и умения управлять своими деньгами, планировать и экономить семейный бюджет. Пояснения: При проведении данной игры можно интегрировать такие предметы, как биология (изучение питательных веществ и их роли для организма), экономика (планирование бюджета и расходов), математика (подсчет баллов и сравнение цен продуктов), психология (понимание влияния рекламы на выбор товаров). Эта игра также способствует интеграции между предметами математики и экономики. Дети используют математические навыки для распределения средств между доходами и расходами, а также понимают, какие финансовые решения будут наилучшими для семьи в целом.. Финансовая и математическая грамотность: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Обязательные расходы». Финансовая и читательская грамотность: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Обязательные расходы», «Семейный бюджет. Расходы и доходы», «Семейный бюджет. Безналичные расходы». Финансовая грамотность и глобальные компетенции: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Обязательные расходы», «Семейный бюджет. Расходы и доходы», «Семейный бюджет. Безналичные расходы». Финансовая грамотность и креативное мышление: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Безналичные расходы». Финансовая и цифровая грамотность: Семейный бюджет. Расходы и доходы», «Семейный бюджет. Безналичные расходы». |
План проведения образовательных активностей
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность. Игра по станциям «Семейный бюджет» |
Этап 1 Мотивационный (10 мин.) |
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
| Приветствие. Чтоб в дальнейшем жить без бед, Запланируй свой бюджет! Хоть семья, хоть государство - Не транжирь деньги напрасно! Экскурс в историю. Князя Ивана Даниловича в городе звали Иван Калита. Такое прозвище у него появилось из-за того, что его всегда видели с кошельком на поясе, в котором он носил с собой деньги. Эти деньги он раздавал нищим. Вот этот кошелёк имел своё название тюркского происхождения "Калита". Отсюда и такое прозвище. Деление на команды. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video | Получают импровизированные кошельки. Распределение на команды. Получают маршрутные листы. Знакомятся с критериями оценивания их деятельности. Смотрят первую часть мультфильма и отвечают на вопрос «Принять участие в планирование бюджета?» «Нужно ли нам планировать расходы?» | Повышение уровня социализация через работу в команде, включение духа соревнования, кто больше сэкономит, кто больше заработает |
Этап 2. Операционно – действенный (25 мин.) |
| 5 станций: | Двигаются по станциям согласно маршрутному листу. Получают игровые купюры. Регламент нахождения на станции - 5 минут. Получают игровые деньги, в соответствии с критериями, озвученными в начале орг. момента. | Погружение в игру. |
1. «Семейный бюджет. Экономия» (Приложение 1) - Учитель в совместной деятельности с обучающимися работает над заданием. - Постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя чистку зубов? - Учитель выставляет песочные часы, открывает кран, вода течёт со средней скоростью, наполняя ёмкость. При чистке зубов в течение 3 минут человек расходует примерно _(10)___ литров. Если учесть, что зубы следует чистить 2 раза в день, то расход за день составляет (20) литров. За месяц (30 дней) на чистку зубов на одного члена семьи расходуется (600) литров. А вот, если полоскать рот из стакана, в котором примерно 250 мл воды, то в день расходуется (_500)_мл., а за месяц _(15) литров. Во сколько раз меньше расходуется воды, если при чистке зубов пользоваться стаканом, закрывая при этом кран? - Вывод: экономия воды позволяет сохранить (нужное подчеркнуть) природные ресурсы, воду для охлаждения бутылок с газированной водой под холодной струёй, семейный бюджет. - Творческое задание, которое можно, выполнив дома, принести на следующее занятие. Посоветуйся с родителями и предложи свои варианты экономии воды в быту. 2. Доход семьи 3. Обязательные расходы 4. Финансовая подушка 5. Помню. Знаю. Применяю. | Читают текст. Заполняют пробелы в тексте по мере проведения эксперимента. Озвучивают вывод. Оговаривают творческое задание. | 1.Выработка модели поведения в быту, связанной с финансами. 2. Развития умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения. 3.Формирование читательской грамотности, осложнённой процедурой включения, выбора. 4.Применение математических навыков при решении практической жизненной ситуации. |
| 2. «Семейный бюджет: продуктовый магазин». - Озвучивает задание станции: Участники игры попадают с супермаркет. На продуктах стоят цены. Их цель – приобрести товары, которые необходимы для повседневной жизни, при этом избегая ненужных покупок. Примеры продуктов, которые могут быть включены в игру: необходимые продукты: овощи, фрукты, цельнозерновые крупы, мясо, рыба, молочные продукты, орехи, семена; ненужные продукты: сладости, газированные напитки, фасфуд, чипсы, сосиски, полуфабрикаты. За каждый купленный нужный товар игроки получают 1 балл. Если в корзине ненужный продукт – теряет 1 балл. | Каждая команда получает определенную сумму виртуальных денег, которую она может потратить и список покупок, который включает как нужные, так и ненужные товары. По мере прохождения игры команды получают бонусы за правильные решения (дополнительные баллы или купоны). Если команда совершает ненужную покупку, то теряет часть своих средств или баллов. Считают общую стоимость покупки, рассчитывают, хватит ли им денег. | 1. Понимание необходимости планировать семейные расходы на питание. 2. Выработка модели поведения в быту, связанной со здоровыми пищевыми привычками. 3. Умение отличать необходимые продукты от ненужных товаров в продуктовой корзине. 4. Развития умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения. 5. Применение математических навыков при решении практической жизненной ситуации. 6. Социализация. |
| 3. «Обязательные расходы» (Приложение 3) Учитель предлагает учащимся решить задачу. -Прочитайте задачу и выполните необходимые вычисления. При решении пользуйтесь календарем. Рома 2 раза в неделю во вторник и четверг занимается с репетитором по английскому языку. Цена занятия 20 рублей. Какова стоимость занятий за февраль? - Проверьте решение задачи. (на доске эталон) | Учащиеся читают текст задачи и выполняют необходимые вычисления. Дети сверяют с эталоном, если ответ правильный получают игровые деньги, в соответствии с критериями, озвученными в начале орг. момента. | 1. Продумывать и планировать свои расходы в т. ч. И на занятия с репетитором. 2. Расчеты по стоимости занятий за месяц помогут им понять, какие затраты могут возникнуть в течение месяца и как следить за своими расходами. 3. Учиться ценить работу других людей, так как понимают, что занятия репетитора стоят деньги и требуется финансовая подготовка для оплаты. 4. Понимать, что регулярные финансовые обязательства, такие как занятия с репетитором, требуют внимательного отношения к собственным ресурсам и умения планировать расходы. |
| 4. «Семейный бюджет. Расходы и доходы». Учитель дает задание, используя коллекцию библиотеки learningapps. Задание: Распредели, что в семье является доходами, а что расходами. https://learningapps.org/24966339 | Ребята читают задание, выбирают правильный, по их мнению, ответ. Результат подводит система приложения. | 1. Развитие навыков принятия решений и планирования. 2. Умение анализировать свои доходы и расходы. 3. Умение делать выборы, как распределять средства, и осознавать последствия своих финансовых действий. 4. Понимание ценности денег и значимость разумного управления финансами. 5. Навыки управления своими финансами и принятия осознанных финансовых решений. |
| 5. «Семейный бюджет. Безналичные расходы». Предлагает жизненную ситуацию: Ваня играл на мамином телефоне в игру. Ему пришло сообщение о получении промо-кода на игру. Для этого его попросили предоставить номер телефона и сообщить код который пришел по СМС. Мальчишка выполнил все действия ради заветного промо-кода и у мамы списалось с карты 900 рублей. Как предотвратить ситуацию, в которую попал Ваня? Составьте памятку «Советы безопасного поведения в интернете». Как неправильное поведение в интернете может отразиться на семейном бюджете? | Читают ситуацию. Обсуждают, что и почему случилось. Составляют памятку. | 1. Умение быть осторожными в интернете, предотвращать мошеннические схемы и защищать свои личные данные. 2. Понимание важности всегда консультироваться со взрослыми в случае сомнений или подозрений. 3. Знание о сохранении конфиденциальной информации и избегания ненужных расходов. 4. Креативное мышление. |
Этап 3. Рефлексия (10 мин.) |
| Оценочный этап: Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video | Досматривают вторую часть: «Да, нужно считать расход!». Составляют Синквейн «Бюджет» | 1. Научились ценить и учитывать каждую статью расходов и доходов в семейном бюджете. 2. Узнали о важности планирования и контроля финансовых ресурсов, о том, как правильное распределение средств способствует финансовой стабильности и достижению целей семьи. 3. Осознали, что умение эффективно управлять семейным бюджетом позволяет избежать лишних трат, находить баланс между потребностями и возможностями, а также обеспечивать финансовое благополучие семьи. |
| Рефлексивный этап: | Подсчитывают свой доход и подводят итог. «Покупают призы». | Этот опыт научил участников финансовой грамотности, ответственности и важности принятия информированных финансовых решений для достижения финансовой устойчивости семьи. |
План мероприятия в рамках программы воспитания
Форма проведения активности: Программа воспитания. Родительское собрание. Тема ФГ «Семейный бюджет» Форма проведения, дискуссия – круглый стол. |
Этап 1. Мотивационный |
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность родителей | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
| Приветствие. Ведение в тему собрания. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». (обращение к презентации) -Из анкет, предложенных детям, видно, что вы много вопросов воспитания в семье поднимаете. Говорите и о культуре поведения в общественных местах, вопросах личной безопасности, прививаете гигиенические навыки, рассматриваете вопросы нравственности и морали, но недостаточно говорите о вопросах финансовой грамотности. Как вы думаете, с чем это связано? | Включение в дискуссию. | Формируется представление о значимости данной темы; взрослые узнают больше друг о друге и о своих детях, что способствует сплоченности членов семьи в решении финансовых вопросов. Осознаётся важность формирования финансового сознания и поведения обучающихся. |
Этап 2. Операционно – действенный |
| «Нужна ли детям финансовая грамотность?» Учитель подводит в беседе к мысли о том, что финансовое просвещение и воспитание детей младшего школьного возраста - это новое направление. Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими представлениями, пока еще на начальном уровне. Рассмотрим 6 шагов финансовой грамотности, помогающие вам включить своего ребёнка в планирование бюджета 1.«Планируем вместе». Посвящаем ребенка в семейный бюджет 2. «Ребёнок просит – не ругаем, чётко, ясно объясняем». Контролируем собственную реакцию на финансовые просьбы ребенка 3. «В магазин шагаем-вместе выбираем» Обучаем осознанному выбору покупок. 4. «Тебе деньги выделяем – очень сильно доверяем». Приучаем к карманным деньгам.» 5. С детьми играем-финансам обучаем». 6. «Творим добро». Вовлекаем ребёнка в традицию благотворительности. | Выполняют задание, раскрывающее содержание 1 шага. Участвуют в дискуссии Продолжить предложение. - Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то … Предлагается просмотр сюжетных картинок, раскрывающих содержание 2 шага. Участвуют в дискуссии. Продолжить предложение. Такая ситуация возникает в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…… Участвуют в играх, которые можно проводить вместе с детьми «Груша-яблоко», «Размен», «Доход – расход» | Осознание того, что детям следует донести мысль - деньги достаются трудом. Не бояться объяснить, какие обязательные статьи расходов есть, что происходит с оставшейся частью денег. Выработка модели собственного поведения, реакции на просьбы детей купить ту или иную вещь. Пополнение знаний по ознакомлению детей в рамках финансовой грамотности через семейные игры. |
Этап 3. Рефлексия |
| Памятка. (Приложение) | | |
Приложение 1
КАК ЭКОНОМИТЬ ВОДУ?
При чистке зубов в течение 3 минут человек расходует примерно ____ литров. Если учесть, что зубы следует чистить 2 раза в день, то расход за день составляет _____________ литров. За месяц (30 дней) на чистку зубов на одного члена семьи расходуется __________ литров. А вот, если полоскать рот из стакана, в котором примерно 250 мл воды, то в день расходуется __________мл., а за месяц _____ литров. Во сколько раз меньше расходуется воды, если при чистке зубов пользоваться стаканом, закрывая при этом кран?
Расходуется в _40 раз меньше!
Вывод: экономия воды позволяет сохранить (нужное подчеркнуть) природные ресурсы, воду для охлаждения бутылок с газированной водой под холодной струёй, семейный бюджет.
ПОДУМАЙ!
Посоветуйся с родителями и предложи свои варианты экономии воды в быту.
____________________________________________________________
Приложение 2
Список покупок: Игрок 1: - Молоко (2 л) - Шоколадный батончик - Овсянка (1 кг) - Жевательная резинка - Яблоки (1 кг) Игрок 2: - Макароны (0.5 кг) - Мясо (0.5 кг) - Пирожное - Картофель (1 кг) - Кола (1 л) | Правильный ответ: Игрок 1: - Молоко (2 л) – нужная покупка - Шоколадный батончик – ненужная покупка - Овсянка (1 кг) – нужная покупка - Жевательная резинка – ненужная покупка - Яблоки (1 кг) – нужная покупка Игрок 2: - Макароны (0.5 кг) – нужная покупка - Мясо (0.5 кг) – нужная покупка - Пирожное – ненужная покупка - Картофель (1 кг) – нужная покупка - Кола (1 л) – ненужная покупка |
Приложение 3
Задача
Рома 2 раза в неделю во вторник и четверг занимается с репетитором по английскому языку. Цена занятия 20 рублей. Какова стоимость занятий за февраль?
Эталон
4*20+5*20=180 (руб.)- стоимость занятий за февраль
Ответ: 180 рублей.
Приложение 4
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Финансовая грамотность начинается в семье».
Что нельзя и что можно делать, когда учите ребенка финансовой грамотности? Не пытайтесь сразу научить ребенка всему, что сами знаете о деньгах. Давайте информацию порциями, от одного понятия к другому. Узнали, что такое деньги? Учитесь различать настоящие и фальшивые. Научились? Можно начать разбирать их по номиналу. Разобрались? Идите в магазин – покупать продукты и проверять сдачу. И так далее. Пошаговое финансовое воспитание ребенка более понятно и удобно. Как не вырастить жадину? Ребенок растет, и у него появляются любимые игрушки, любимые вкусняшки. Как научить ребенка различать грань между здравым смыслом и жадностью?
Вот несколько правил: 1. Подавайте пример. Не отказывайте в помощи тем, кому она нужна. И не бойтесь делиться добром.
2. Помогайте вместе с ребенком официальным благотворительным фондам,которые заботятся о людях, животных, окружающей среде.
3. Объясните ребенку, что поделиться с голодным человеком едой – это правильно. А отдавать все деньги малознакомому человеку, который пытается вас разжалобить, и самому сидеть на голодном пайке – неправильно.
4. Делайте своими руками игрушки, поделки и дарите их родным и друзьям.
5. Заботьтесь об окружающих людях: не жадничайте уступить место в транспорте людям с детьми или в возрасте. Как научить ребенка экономить деньги? Дети понимают, что деньги — это то, чем мы платим за покупки. А значит, уже в этом возрасте им можно рассказать простейшие правила экономии.
Вот эти правила: 1. Всегда ходи в магазин со списком. Список — хорошее лекарство от спонтанных покупок.
2. Идешь в магазин — проверь, сколько денег в кошельке. Уверен, что их хватит на все продукты из списка?
Если да – хорошо. Если нет – список нужно переписать.
3. Потратил меньше денег, чем планировал? Отложи остаток в копилку. Когда в ней накопится много денег, можно ку4. Не попадайся на крючки рекламы — бери только то, что запланировал по списку. Финансовая грамотность воспитывается постепенно, поэтому если ребенок будет ошибаться – не ругайте его. Вместе разбирайте проблемные ситуации и придумывайте, как их решить и как не наступить на те же грабли в будущем. Как не протранжирить карманные деньги? Боитесь, что ребенок растранжирит карманные деньги в первом же ларьке? Обсудите с ним несколько правил грамотного обращения с деньгами:
1. Планируй бюджет. Предупредите ребенка, что карманные деньги он получил не на день, а на неделю. И если потратит все сегодня и завтра прибежит за новой порцией карманных, ничего не получит – придется ждать. Поэтому пусть распланирует траты: например, сегодня купит шоколадку, завтра сходит в кино, а послезавтра – в игровой зал.
2. Покупай качественное. Это знание приходит к нам с возрастом. Детям и подросткам хочется вкусного и яркого. Поэтому они пакетами скупают вещи в недорогих молодежных масс-маркетах и постоянно зависают в кафе и фастфуде. Вот только недорогая вещь прослужит недолго – придется покупать другую. А значит, ребенок заплатит дважды. То же и с едой в фастфуде – после нее хочется кушать уже через час-два.
3. Дисконтные карты и купоны – это круто. Не нужно стесняться дисконтных карт и спецпредложений. Если в магазине, кинотеатре или кафе можно оформить скидочную карточку или получить купончик – берите. В будущем это даст скидку, а значит, сэкономит деньги. 4. Копи. Чем раньше ребенок начнет экономить – тем больше накопит. Копить можно на что-то большое – например, на велосипед или учебу. А можно и на более мелкие, но дорогостоящие радости – например, гаджеты.
Хотите стимулировать ребенка больше помогать, лучше учиться? Хвалите его. Ребенок увидит, что его труд признают и одобряют, и это его воодушевит. Не ругайте за неудачи — любая набитая «шишка» дарит бесценный опыт. И не связывайте карманные деньги, которые наверняка даете ребенку, с работой по дому или хорошими оценками. Выводы: Как стимулировать ребенка лучше учиться и помогать по дому? - Чаще хвалите за успехи - Не ругайте за неудачи - Не связывайте учебу, помощь по дому и карманные деньги!