СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Шагай-наадан" (этническая игра Республики Бурятия)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - изучить игру «Шагай наадан» в рамках этноспорта Бурятии.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Шагай-наадан" (этническая игра Республики Бурятия)»










Развитие этноспорта в Бурятии

ШАГАЙ НААДАН

Исследование по краеведению




Автор: Дамбиев Цыбен,

5 класс,


Руководитель: Богомоева Елизавета Бадмаевна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «СОШ № 49»,

город Улан- Удэ





















  1. Почему я выбрал эту тему

Каждое лето, когда я приезжаю к бабушке и дедушке, вместе с племянниками, внуками, соседскими друзьями, играем в «Шагай наадан» (Игра с бараньими лодыжками). Дедушка бережно достает из шелкового мешочка с бурятскими узорами блестящие костяшки, которые хранятся на видном месте. Раскладывая эти косточки, сначала я думал, что ими не поиграешь, разве что кидать вверх костяшки да учиться считать.

Дедушка нам рассказывал, что эти шагай-косточки имеют особое магическое значение в период нового года по лунному календарю, который мы называем – Сагаалган. Новый год у бурят, монголов, тувинцев, китайцев и калмыков длится целый месяц. На второй-третий день праздника игра приобретает особый смысл, она приносит в текущем году благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство в каждую семью.

  1. Цели и задачи

Цель работы - изучить игру «Шагай наадан» в рамках этноспорта Бурятии.

Задачи:

  • собрать материал об игре и изучить разновидности Шагай наадан;

  • проанализировать полученную информацию;

  • исследовать популярность игры в моей школе.


  1. Главная идея, проблема работы

Изучение литературы и обобщение полученной информации привело меня к тому выводу, который я и предполагал. Шагай наадан остается достаточно популярной игрой в Бурятии, но преимущественно среди старшего поколения.

  1. План работы

  1. Из истории игры «Шагай наадан»

  2. Разновидности игры

  3. Исследование (опрос и обработка результатов)


  1. Описание хода работы и ее результатов

  1. Из истории игры «Шагай наадан»

«Шагай наадан» раньше означал символ скотоводства. В те древние времена каждая семья имела «табан хушуун мал» (традиционные пять видов скота): хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд). В игре можно использовать кости всех этих животных, даже диких, но преимущество имеют бараньи кости. Я полагаю, предпочитают бараньи лодыжки потому, что они легкие, да и кости были доступны, поскольку почти в каждой семье держали отару. Когда кто-то отправлялся в дальний путь, то в дорогу с напутствиями хорошей дороги дарили шагай всегда выпуклой стороной вверх. Это означало пожелание успеха во всем.

Игра бараньими лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии более 30 столетий назад. В нее играли не только дети, но и взрослые. Эти игры развивают ловкость, быстроту мышления, терпение, смекалку, сообразительность, способствуют формированию стратегии, умение работать в команде. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Я видел маленькие мешочки, в которых лежат несколько косточек для игры, но я был искренне удивлен, когда я увидел коллекцию из разукрашенных в разные цвета косточек. В мешочке находились около ста лодыжек! Можно достойно проводить соревнования одновременно с несколькими игроками. Вы спросите, как же окрашивать косточки? Когда косточки кипятят в луковой шелухе или в коре лиственницы, они становятся темно-красными, коричневыми, золотисто-желтыми в зависимости от времени варки. Когда косточки оставляют надолго на солнышке, они становятся белоснежными. Вареные косточки легче по весу, в сыром виде они тяжелее, но для игры желательно использовать все-таки вареные.

Игра в косточки существует не только среди бурят, но и у других народов. В Хакассии игра в лодыжки называется Хазых, у русских – Бабки, у грузин – Кочики, у калмыков – Шагалцан, в Республике Коми – Шег, в Тыве – Кажык, а в Монголии косточки имеют то же название, что и у нас в Бурятии – Шагай. Игры немного отличаются друг от друга, но суть остается та же. Существуют разные варианты игр в зависимости от количества игроков: личное первенство и командная игра. Общими являются такие правила: участвует несколько игроков, очередность броска между игроками определяется жеребьевкой (игроки по ходу солнца кидают определенное количество косточек, и по количеству выпавших косточек в одинаковом положении (хонин - баран) устанавливают очередность).

Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиций (Рисунок 1):

Морин (конь) – положение косточки на боку ровной стороной;

Тэмээн (верблюд) – вертикальное положение косточки, острыми концами вверх;

Ёро – вертикальное положение косточки, острыми концами вниз. Старожилы говорят, что редко встречается в игре, так как почти невозможно подбросить косточку в таком положении. Я такого, например, не встречал.

Х

Рисунок 1. Шесть позиций косточек

онин (баран) – косточка, лежащая выпуклой стороной вверх;

Ямаан (коза) – косточка, лежащая вогнутой стороной вверх;

Ухэр (корова) – косточка, лежащая на боку вогнутой стороной.

  1. Разновидности игры

Шагай настолько интересна и разнообразна, что дедушка рассказывал, как они в детстве собирались и играли допоздна и зимой, и летом. Разновидностей игры на лодыжках огромное количество, я сначала познакомился с Табаршаалга – Игра с 5-ю косточками. Играет столько человек, сколько хватит костей, из расчёта пять косточек на одного человека.

Каждый играющий должен сыграть 4 кона до перехода игры к следующему игроку. Игра состоит из нескольких кругов, в каждом из которых игроки играют по 4 кона. Игра длится до тех пор, пока не определится один победитель. Игрок, не справившийся с задачей, покидает игру.

В первом коне игрок подбрасывает косточку вверх. Пока косточка летит вверх, играющий должен выхватить одну косточку со стола и после этого успеть поймать подброшенную. Так продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной косточки. Непойманные кости отодвигаются в сторону. Во втором коне нужно успеть выхватить со стола сразу по две косточки и поймать подброшенную. На третьем коне нужно выхватить три косточки и поймать к ним подброшенную. Далее, опять подкинув косточку, успеть выхватить оставшуюся одну кость. В четвертом коне будет лишь одно подбрасывание, нужно будет выхватить со стола сразу четыре косточки и успеть поймать подброшенную. Первый круг игры заканчивается, когда четыре кона отыграют все игроки.

Во втором круге игры каждый игрок вновь проходит все четыре кона. Отличается второй круг игры тем, что к выхватыванию косточек прибавляются различные движения рукой. В первом коне, подкинув косточку, нужно успеть выхватить одну косточку и сделать «молнию – волнообразное движение рукой. Во втором коне – движение «гром»: постучать 2-3 раза выхваченной косточкой по столу, затем поймать подброшенную косточку. В третьем коне - прием «дождь»: две косточки подбросить, одну косточку подобрать, три косточки подбросить, одну подобрать, четыре косточки подбросить, подобрать. Это пошёл «мелкий дождь». Четвертый кон – 5 косточек подбросить вверх и поймать тыльной стороной кистей обеих рук, сдвинутых вместе. Упавшие косточки игрок должен собрать, осторожно опуская руки, чтобы не упали косточки на тыльной стороне кистей.Мне, как новичку, было очень сложно. Чтобы дойти до второго круга, я долго учился, тренировался, слушал, что говорят старшие, смотрел их игру. У меня сперва ничего не получалось, я раскидывал костяшки по всей комнате, мне приходилось подбирать их под столом, стулом, под кроватью.

С

Рисунок 2. Игра "Хитарсаа"

ледующая игра, которому я научился - это ХитарсааПарашют (рис. 2). Играют 1-3 человека, берут по 10 косточек и по одной косточке «пуля». По очереди подбрасывают 10 косточек вверх и ловят тыльной стороной ладони. Если игрок поймал четное количество шагай, то подбрасывает свою пулю, собирает со стола по 2 косточки, при этом каждый раз подбрасывая свою пулю. Если поймано нечетное количество косточек, то по одной. Если игрок допустил ошибку, ход передается следующему игроку. При удачном раскладе, если у него осталось 2 косточки, откладывает пулю. Подбрасывает одновременно две оставшиеся косточки, но ловит их по одной (жонглирует). Этот прием повторяет 3 раза, в четвертый раз косточки с лету забираются вместе.

Няhалалга - Щелкание косточки. Игроки определяют очередность хода, подбрасывая по три косточки. Игру начинает тот, у кого выпало больше косточек в положении «бухэ». Он собирает все косточки в горсть и раскидывает их на поверхности. Игрок смотрит одинаковое положение косточек. Затем щелчком пытается попасть одной косточкой в другую, лежащую в одинаковом положении с ней. При удачном попадании игрок забирает себе сбитую косточку и повторяет игру до тех пор, пока не промахнется или не заденет косточку, или пока на столе не останется ни одной косточки. Игрок не должен забирать выигранную косточку той рукой, которой щелкал. Это считается ошибкой. Следующий игрок собирает со стола все оставшиеся косточки и повторяет всё сначала. Для каждого следующего игрока остается меньше и меньше косточек. Когда остается 3 косточки, игрок бросает все 3 косточки. Если выпадают все косточки в одинаковом положении, тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадут 2 одинаковые кости, то игрок щелкает одинаковые кости как в начале игры. Если ему удается, то игра заканчивается. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество косточек.

Шагай шуурэлгэ - Подбрасывание цепочки. Каждый игрок подбрасывает косточку вверх: пока косточка-пуля летит, игрок должен успеть одной рукой отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать косточку- пулю. Подбросив косточку-пулю вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящую косточку-пулю - этой же рукой. Считается ошибкой, если косточка при падении задела грудь или стол, или была взята на грудь или на живот, или из взятой горсти костей какая-либо выпадает, или при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. Независимо от исхода попытки ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

М

Рисунок 3. Игра "Мори урилдаан"

ори урилдаан - Конные скачки (рис.3). Из 20 косточек строится шеренга лошадей (морин). Эти 20 лошадей составляют расстояние - дистанция. Каждая лошадка – это 1 километр. Каждый игрок выбирает своего коня и ставит рядом с первой лошадкой. По очереди кидают 3 косточки. Смотрят количество выпавших «морин» и делают столько же шагов вперед. Выпала «морин» 1 раз - делает 1 шаг вперед. Выпавший «морин» дает вам право сделать еще один ход. Если «морин» не выпал, то ход передается следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не появится победитель.

  1. Исследование (опрос и обработка результатов)

Чтобы выяснить, насколько хорошо знают мои одноклассники 5 «в» класса и ученики 6 «в» о такой интересной игре «шагай наадан», я провел среди них небольшой опрос. В анкетировании участвовало 60 детей. В ходе опроса были заданы 4 вопроса:

1. Какие виды традиционных и народных игр вы знаете?

2. Какие из выше перечисленных настольные?

3. Вы когда-нибудь играли в игру косточек «шагай наадан»?

4. Откуда вы узнали об этой интересной игре?

По результатам опроса выяснилось, что (приложение 1):

  • Больше половины опрошенных мало знает о традиционных играх. Наиболее часто указываемый ответ – это конные скачки.

  • Второй вопрос также указал на небольшой процент знающих о настольных играх.

  • Только десятая часть опрошенных из разных источников узнали об игре «шагай наадан», но только половина из них имеет опыт игры.

  • По четвертому вопросу ребята получали информации об игре «шагай наадан» в ходе проведения праздничных мероприятий, как «Белый Месяц», «Наадан-Сурхарбаан», и лишь несколько человек указали, что узнавали от членов семьи.

Итак, мы видим из опроса, что современное поколение не интересуется национальными играми. Большую роль играет здесь течение времени – большинство моих одноклассников, да и я порой сам на переменках и в свободное время предпочитаем пользоваться социальными сетями, интернетом. Старшее поколение тоже редко рассказывает своим детям об этой игре, что ведет к потере культурных традиций.

  1. Главные выводы работы, её назначение и применение

Можно сделать вывод, что такая удивительная и интересная игра «шагай наадан» мало распространена в школах. Но некоторые мои знакомые, друзья, которые учатся в национальных школах, чаще играют в эту игру. Хорошо знают об этой игре люди старшего поколения.

Рисунок 4. Игра с одноклассниками

Таким образом, надо проводить больше различных мероприятий по популяризации игры «шагай наадан». Хотя у нас и проводятся ежегодно летом празднование «Сурхарбан», где проводятся многие национальные игры: скачки, стрельба из лука, разламывание лопаточной кости и, конечно, «шагай наадан», я считаю, что эта игра может присутствовать и в нашей повседневной жизни, ведь она развивает ловкость, мышление, учит умению общаться с другими. Кое-какие положительные моменты я уже заметил. Так, в о дном из магазинов сети «Полином» я видел в продаже окрашенные кости для шагай наадан. Но это пластмассовые кости, они не экологичны и отличаются по весу от натуральных, поэтому я бы хотел и сам заниматься распространением и популяризацией этой игры.

Я часто приношу свой мешочек с бараньими лодыжками в школу, ребята уже не удивляются таким играм (рис.4). Каждый раз, когда меня знакомят с новыми вариантами игры, я, в свою очередь, знакомлю своих одноклассников, друзей. Поэтому на переменах в школе мы стараемся не сидеть в телефонах, а соревноваться в ловкости.

  1. Рефлексия (как выполнялась работа, что получилось успешно и почему, возникшие проблемы и трудности, как они решались, дальнейшие цели и планы).

Культуру своего народа нужно сохранять и беречь. Я постарался в своей работе показать эту интересную игру, привлечь к ней внимание своих одноклассников и друзей. Я думаю, мне это удалось. В дальнейших планах у меня популяризация и распространение этой игры в своей школе.

























Приложение 1.




Приложение 1