Игра-«Скорая помощь»
для ребёнка младшего школьного возраста при обучении математики.
То, что игра между делом и учит, -в этом, видимо, мог убедиться каждый человек. Включим игры в выполнение учебных заданий, которые ребёнок должен усвоить. Опыт показывает, ту же учебную работу(сосчитать, просчитать, запомнить), которую ребёнок только что отказывался выполнять, он радостно и с удовольствием выполняет в игре.
А так как играть в такую игру ребёнок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. Меняя материал в зависимости от того, что именно вызывает трудности, мы помогаем малышу вырваться из «заколдованного круга».
Простое заучивание числительных по порядку с детьми дошкольного возраста пустая трата времени, так как мышление у детей этого возраста наглядно-образное. Учить считать дошкольников нужно на конкретных предметах, которые можно увидеть и потрогать. Только ближе к школьному возрасту можно отойти от этого принципа. В школе малышу придется уже подключать абстрактное мышление и мы должны его к этому подготовить. Учим считать детей 4-5 лет В этом возрасте учат считать детей в пределах 10. Можно и дальше, если ребенку это интересно, но вот проделывать различные математические действия лучше в пределах первого десятка. А уметь он должен вот что :
- Пересчитывать предметы и называть общее их количество (один, два, три - всего три куклы);
- Сравнивать предметы по количеству и уравнивать их (больших кубиков пять, а маленьких четыре. Больших кубиков больше, потому что пять больше ,чем четыре. Чтобы кубиков стало поровну нужно убрать один большой кубик или добавить один маленький кубик).
Разница между количеством предметов в этом возрасте должна быть не более 3-4 предметов. Называть последующее и предыдущее числительное в порядковом счете (ребенок должен отвечать на вопрос какое число идет после 1, 2…. или какое число стоит перед 2, 3 и так далее). Изменять порядковые числительные по родам(одна матрешка, одно облако, один карандаш) Можно предлагать ребенку соотносить цифру с количеством предметов, но это уже зависит от способностей и интересов ребенка. Учить всему выше перечисленному нужно только во время игры. Не нужно организовывать ни каких специальных занятий, сажать ребенка за стол и во что бы то ни стало вбивать все эти знания в голову ребенка. Все дети развиваются индивидуально и имеют разные интересы. Вот на этих интересах и нужно построить обучение детей счету. Тем более, что наступает возраст "почемучек", когда ребенку все интересно. Учим ребенка считать во время игры Для того, чтобы успешно научить ребенка считать, нам нужно как можно больше играть вместе с ним. Логически вплести счет можно практически в любую игровую деятельность. Ребенок легче запоминает ту информацию, которую можно использовать в повседневной деятельности или в игре. Другая информация для дошкольника - пустые слова и чаще всего не усваивается их мышлением. Предположим , ребёнок играет с машинами. Можно посчитать, сколько больших машинок, сколько маленьких. Сравните их по количеству.
-Сравните машины!
- Расставьте в линию большие машинки, под ними - маленькие.
- Сколько больших машинок? (пересчитайте вместе с ним ,указывая на каждую пальчиком (одна, две, три, четыре, всего четыре больших машин).
- А теперь посчитайте маленькие.
- Каких машинок больше?
- Что нужно сделать, чтобы машинок стало поровну? (Добавить одну маленькую машинку или убрать одну большую машинку). Теперь их стало поровну - по четыре. Учим ребенка считать и сравнивать.
Предложите построить для каждой машинки отдельный гараж.
- Сколько нужно построить гаражей, чтобы всем машинам хватило?
А чтобы построить гараж, достаточно к стене приложить бруски из строительного материала и загнать машинку в гараж.
Игра «Стройка»
- Придумайте, что будете строить и какой строительный материал вам понадобиться, а главное -сколько.? Мы закрепим и цвета, и форму .
Ребенок обычно очень охотно играет вместе со взрослыми. Как правило, девочки очень любят играть в кукла и различные мягкие игрушки. В качестве игровой ситуации можно предложить напоить их чаем. Сколько игрушек пришло в гости? Сколько нам понадобиться тарелочек? Чашек? Ложечек? Если ребенок ошибается и берет меньше или больше посуды, предложите сравнить игрушки и посуду по выше приведенному методу. Девочки обычно очень любят рисовать. Можно предложить нарисовать полянку с цветами. Синих должно быть три цветочка, красных два и желтых тоже два. Считать можно что угодно и где угодно. На улице можно собирать и считать листочки, желуди, считать этажи домов. Предложите посчитать сколько девочек в песочнице, а сколько мальчиков. Поднимаясь или спускаясь считайте ступеньки. Практически все, чем заинтересовался ваш ребенок можно пересчитать. Читаем и считаем Даже если вы читаете книгу не со считалками, все равно можно считать персонажей на картинке. К тому же сказок с количеством очень много: "Волк и семеро козлят", "Три медведя" и другие. В сказке "Колобок", "Теремок", "Репка" можно закрепить порядковый счет. После прочтения книги задавайте ребенку вопросы: кто пришел первый, кто второй; сколько всего? Если ребенку нравиться читать и отвечать на вопросы, вы можете предложить ему самому задать вопросы вам. Вы можете нарочно отвечать не правильно (конечно, если это не злит вашего ребенка) и вместе находить правильный ответ. Так вы будете и математикой заниматься и развивать речь своего малыша. Настольные игры для обучения счету В магазинах можно найти большое количество игр на развитие математических представлений и обучению счету. Самые любимые детьми это детское домино с картинками и игры-ходилки с кубиками. Особенно детям нравятся игры-ходилки по популярным мультфильмам. Такие игры могут вместо фишек содержать фигурки с любимыми героями, чем еще больше привлекают детей. Знакомство с цифрами В возрасте до пяти лет знакомить ребенка с цифрами совершенно не обязательно. Но я все таки советую уже более серьезно подойти к вопросу изучения цифр. Работая в детском саду я, вместе со своей сменщицей, уже со средней группы (от четырех до пяти лет) начинала изучать на занятиях с детьми цифры (не смотря на то, что программой для детских
Как научить дошкольника решать задачи?»
После того как ваш ребенок научился измерять, считать, понимать зависимость части и целого, можно поговорить о том, как научить его составлять и решать простые арифметические задачи. Заметим сразу, что целесообразно ограничиться задачами на сложение и вычитание в одно действие.
Прежде всего, пусть ребенок сам примет участие в создании задачи. Дайте ему сначала 2 флажка, потом еще 1. Попросите его рассказать о том, что вы сделали. Потом пусть он скажет, что можно об этом спросить. Важно научить ребенка ставить вопрос задачи, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условия данной задачи. В нашем примере ребенок должен сказать: «Сколько стало флажков?»
Другой пример. Дайте ребенку 5 шариков, пусть он их держит в руках, потом возьмите у него 1 шарик и помогите сформулировать вопрос задачи: «Сколько шариков осталось?» Спросите: больше стало или меньше? После этого объясните ребенку, как решать задачу: от 5 шариков отнять 1 шарик — получится 4 шарика.
Разобрав таким образом 3—4 задачи подобного типа, покажите, как можно записать решение с помощью цифровых карточек и знаков, объяснив ребенку предварительно, что обозначают знаки +, —, =.
Вот, например, задача: «У тебя в руках 6 цветков (ребенок держит цветы), ты дал 1 цветок мне. Сколько у тебя осталось цветов?»
— Пять, — отвечает ребенок.
— Как ты решил?
— От 6 цветков отнять 1 цветок — получится 5 цветков.
— Стало больше или меньше?
— Меньше.
— Значит, какой знак надо поставить: плюс или минус?
— Минус.
— Посмотри, как это можно записать.
В дальнейшем подобную операцию ребенок будет производить сам.
Постарайтесь шире использовать и задачи-иллюстрации. Например, положите на стол зеленый лист бумаги — это аэродром. Поставьте на аэродром 8 игрушечных небольших самолетиков, пусть ребенок пересчитает и запомнит, сколько самолетиков стоит на аэродроме. Но вот 1 самолетик взлетел. Попросите ребенка составить задачу, выясните, какой вопрос к этой задаче надо поставить, больше или меньше стало самолетов. Пусть ребенок решит задачу, скажет ответ и запишет решение с помощью карточек с цифрами и знаками.
После того как ребенок научится легко решать задачи-иллюстрации, можно переходить к устным задачам, к задачам, которые опираются на личный опыт ребенка и не иллюстрируются наглядным материалом. «В вазе лежало 8 груш, — говорит ребенок (а на столе при этом нет ни груш, ни вазы). — Потом мама положила туда еще 2 груши. Сколько груш теперь лежит в вазе?»
Решение устных задач также записывается в виде числового примера.
Можно предложить ребенку составить задачу по примеру, выложенному из цифр. Ребенок должен придумать задачу и решить ее.
Предлагаю Вашему вниманию математические задачи в стихах.
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Среди причин возникновения трудностей при обучении грамоте в школе выделяются и такие, как:
1. Функциональное несовершенство руки ребёнка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
2. Несформированность навыка работы с пишущим предметом.
3. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
4. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно – моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Большую группу детей, испытывающих трудности в овладении умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы.
Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость – позволяют занятия кружка по математике «Учим дошкольников решать задачи», проводимые в игровой форме, с применением сказочных сюжетов.
От занятия к занятию дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.
Постепенное освоение разнородных графических движений позволит правильно сформировать графические навыки, развить зрительно – моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Цель программы:
Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, графические навыки, развить логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
Необходимое оборудование:
Тетради в клетку и ручки по количеству детей, Д/и «Танграм», Д/и «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»; Лабиринты: «Помоги Красной Шапочке найти дом бабушки», «Мышка и сыр», « Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Чей щенок?»; Кроссворды: «Емеля», «Репка»; Планы: «Помоги Машеньке найти дорогу домой», «Помоги Колобку убежать от лисы домой», «Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук».
Список литературы, используемый при составлении программы, разработке конспектов:
Белоусова Л.Е. Ура я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2004.
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И.учёба и игра: МАТЕМАТИКА. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.- СПб.: «Детство-Пресс», 2003.