СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-соревнование по теме "Химические свойства металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок- обобщение по теме "Металлы"

Просмотр содержимого документа
«Игра-соревнование по теме "Химические свойства металлов"»

Игра - соревнования по теме «Химические свойства металлов».

План:

  1. Самостоятельное определение цели.

  2. План игры.

  1. 1 –тур Викторина (за каждый ответ команда получает 3 балла)

  2. 2-тур Решение экспериментальной задачи ( команда обсуждает правила техники безопасности опыта, варианты решения задачи). За решение задачи командам даётся от 3-5 баллов ( оцениваются: правила техники безопасности, проведение реакции, написание уравнений реакций)

  3. 3-тур Кто быстрее. Командам даны цепочки химических превращений. Нужно определить поочерёдность кто за кем будет писать уравнение реакции. Команда, оказавшаяся первой, получает дополнительно 1 балл за скорость. (за каждое правильное из пяти уравнений реакций команда получает 1 балл).

3.Подведение итогов. Обучающиеся оценивают свою работу в группах, и результат вносят в таблицу.







Напишите мини-сочинение на тему: « Что мне дал этот урок»



Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

-самостоятельное определение познавательной цели;

-  использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- умения и навыки проведения эксперимента;

-делать выводы и умозаключения;

- контролировать и оценивать результаты деятельности

Игра - соревнования по теме «Химические свойства металлов».

Цель : повторить и обобщить знания о химических свойствах металлов.

Цель для учителя: повторить и обобщить химические свойства металлов, развивать логическое мышление, воспитывать положительную мотивацию, правильную самооценку при формирование у обучающихся познавательных ууд.



Оборудование: Перманганат калия, Йод кр., Алюминий ( порошок), раствор хлорида меди, раствор нитрата меди, натрий, вода, фенолфталеин, спички, лучинка, пробирки, кристаллизатор.

  1. Самостоятельное определение цели.

  2. План игры.

  1. Стадия вызова. Викторина (за каждый ответ команда получает 3 балла)

  2. Усвоение знаний. Решение экспериментальной задачи ( команда обсуждает правила техники безопасности опыта, варианты решения задачи). За решение задачи командам даётся от 3-5 баллов ( оцениваются: правила техники безопасности, проведение реакции, написание уравнений реакций)

  3. Рефлексия . Кто быстрее. Командам даны цепочки химических превращений. Нужно определить поочерёдность кто за кем будет писать уравнение реакции. Команда, оказавшаяся первой, получает дополнительно 1 балл за скорость. (за каждое правильное из пяти уравнений реакций команда получает 1 балл).

3.Подведение итогов. Обучающиеся оценивают свою работу в группах, и результат вносят в таблицу.

Ход игры.

  1. Викторина.

  2. Экспериментальные задачи для команд.

  1. Команда: Взаимодействие алюминия с растворами солей меди.

В демонстрационную пробирку наливаем раствор нитрата меди(II).Признаки реакции отсутствуют. В другую пробирку наливают такой же объём хлорида меди и вносят алюминий. Наблюдается образование меди. Почему алюминий не взаимодействует с нитратом меди, но активно реагирует с хлоридом меди? Как объяснить результаты эксперимента? ( Нитрат меди не обладает способностью разрушать оксидную плёнку на поверхности алюминия).

  1. Команда: Взаимодействие алюминия с кислородом. Показывать эксперимент в вытяжном шкафу. После яркой вспышки необходимо сосредоточиться на чтении текста с мелким шрифтом. Работать с малым количеством реактивов.

В фарфоровую чашку насыпают смесь порошков алюминия и перманганата калия (горкой). Сверху помещают спичечную головку, к которой затем прикасаются тлеющей лучинкой. Объясните, что происходит в результате опыта. Почему алюминий мгновенно сгорает яркой вспышкой? Почему горение алюминия происходит лишь спустя некоторое время? ( В результате разложения перманганата калия образуется кислород, поэтому алюминий мгновенно сгорает яркой вспышкой с образованием оксида алюминия.)

3-я Команда: Взаимодействие алюминия с йодом.

Работать с небольшим количеством реактивов с чистой посудой, не путать крышки. Необходимо соблюдать осторожность и работать в вытяжном шкафу. Так как можно получить ожёг слизистых оболочек при возгонке йода.

Смесь порошка алюминия с йодом помещают в фарфоровую чашку, тщательно растирают. Высыпают горкой на асбестовую сетку, в середину капают несколько капель воды. Идёт экзотермическая реакция. Смесь раскаляется, а йодид алюминия от теплоты реакции тут же разлагается , йод улетучивается ( фиолетовые пары). Металл же сгорает (пламя), взаимодействуя с кислородом воздуха, превращаясь в оксид.

4-я Команда: Взаимодействие натрия с водой. Натрий - щелочной металл. Очень активно взаимодействует с водой. Поэтому его нельзя трогать руками. Работать с малым количеством металла. Необходимо соблюдать осторожность. Почему после добавления фенолфталеина раствор становится малиновым?

Раствор становится малиновым, так как добавленный фенолфталеин является индикатором на щелочь.

Баллы за решение задачи вносятся в бланк.

  1. Кто быстрее.



Химическая викторина

по теме «Металлы

Цель: Закрепить и углубить знания учащихся по химии; используя вопросы, выходящие за рамки школьной программы, привлечь внимание и заставить прорабатывать дополнительную литературу; вызвать повышенный интерес к отдельным вопросам химии и к предмету в целом

  1. Из фольги какого металла изготовлена одежда пожарных?(Алюминий)

  2. Металл с высокой коррозионной стойкостью.(алюминий)

  3. Металлы, разлагающие воду при комнатной температуре.( Щелочные)

  4. Металлы, ни при каких условиях не разлагающие воду.(Благородные)

  5. Металл с самой высокой электропроводностью.(Серебро)

  6. Металл, имеющий самую низкую температуру плавления. (Галлий 29,76 градусов)

  7. Металл, тонкие пластины которого могут заменить некоторые кости черепа.(тантал)

  8. Элемент, откладывающийся в мышцах.(кальций откладывается при нехватке витамина Е)

  9. Какой металл самый твердый?(хром)

  10. Какой из металлов сможет вытеснить медь из раствора соли меди ртуть или свинец? (Свинец)

  11. Вещество, которое образуется при взаимодействии натрия с кислородом? (Пероксид натрия)

  12. В каком виде железо взаимодействует с водой) (В раскаленном)

За каждый правильный ответ 3 балла. Баллы записываются командам.







Задание 3

Выполнить цепочку химических превращений.

1-я команда

CuCl2→Cu→CuO→CuSO4→Cu(OH)2→X1





2-я команда t

Fe → FeCl3→Fe(OH)3→ X1

FeCl2 →Fe3(PO4)2

3-команда



+NaOH

Al→Al2O3→AlCl3→ X→ Al2O3

AlI3

4-команда

t

+HCl

Na→Na2O2→Na2O→NaOH→X1

NaOH

























Оценочная карта обучающихся (работа в группах)



№ п\п

группы


Фамилия, Имя обучающегося




Средняя оценка

Как ты сам оцениваешь свою работу на уроке

(Самооценка)

Оценка работы членами группы

1

Уч-ся

2

Уч-ся

3

Уч-ся

4

Уч-ся