СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-урок "Россия в период раздробленности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра-урок "Россия в период раздробленности"»

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Игра проводится с учащимися 6-х классов.

Домашнее задание командам: выбрать капитана; придумать название команды.

Жюри выставляет оценки за каждый конкурс. Обычно используется пятибалльная система оценок.

Игра начинается с представления команд, капитана и жюри.

1. Конкурс. “Объясните событие?”

Каждая правильно названная дата – один балл. Строится по принципу обычных дидактических игр. На игровом поле расчерчены клетки. Для игры необходимо сделать кубик, на котором цифры:1, 2, 3. Команда кидает кубики выставляет фишку на клетку, соответствующую выпавшей цифре. По дате, обозначенной на клетке, ученики называют историческое событие.

1. 988

2. 1242

7. 1223

9. 1206

5. 882

10. 1132

8. 1237

4. 1236-1242

6. 1097

11. 1236-1480

12.1072

13. 1136

14. 12в.-15в.

15. 1191

16. 1202

3. 1240

Ответы:

  1. 988 – крещение Руси

  2. 1242 – Ледовое побоище

  3. 1240 – Невская битва

  4. 1236-1242 – Батыево нашествие

  5. 882 – образование Древнерусского государства

  6. 1097 – съезд князей в Любиче

  7. 1223 – битва на Калке

  8. 1237 – Нашествие Батыя на Русь

  9. 1206 – возникновение Монгольской империи

  10. 1132 – разорение Рязанского княжества

  11. 1236-1480 – монголо-татарское иго

  12. 1072 – составление “Русской правды” Ярославичей

  13. 1136 – установление вечевого строя в Новгороде

  14. 12в.-15в.- период раздробленности

  15. 1191- создание Тевтонского ордена

  16. 1202- создание ордена меченосцев




Конкурс. Ребусы.

На слайдах (или распечатанные) появляются ребусы, команды должны их прочитать, побеждает та команда, которая быстрее всех разгадала ребусы.

1. НЕВСКАЯ БИТВА

2. СВЯТОСЛАВ

3. ЕРМАК

III. Конкурс. “Угадайте событие!”

Учащимся предлагается отрывок текста, который содержит описание какого-то исторического события. От учащихся требуется указать это событие, а затем, используя отдельные места текста в качестве аргументов, доказать свое предположение.

  1. “…оба войска сошлись на льду. Летописи отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца. Тяжеловооруженная, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение “свиньей…”. (Ледовое побоище, 1242 г.)

  2. “Большой шведский флот летом вошел в устье реки. Об этом стало известно в Новгороде. Молодой князь со своей дружиной незамедлительно отправился в поход, надеясь нанести противнику стремительный упреждающий удар. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным для шведов. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины. Шведы в замешательстве стали отступать к реке… Новгородцы торжественно встретили победителей” (Невская битва, 1240 г.)

  3. “В степях недалеко от Азовского моря грянуло сражение. Русские войска действовали разрозненно, никто из князей не видел общего хода боя, не почиталось за нужное прийти на помощь соседям в трудную минуту, предупредить об опасности. Напротив, татарские полководцы воевали расчетливо и согласованно. Обращенная в бегство половецкая конница накатилась на позиции неготового к бою русского лагеря. Воцарилась невообразимая сумятица. С большими потерями русские ратники оставили поле боя, преследуемые татарами…”. (Битва на р. Калке, 1223 г.)

  4. “На обратном пути в степи Батый решил захватить еще один город. В 7-недельных боях за город Батый потерял до 4 тыс. человек, полегло несколько знатных татарских военачальников. Жители города не только оборонялись, но и вышли в поле на открытый бой. По приказу Батыя оставшихся в жителей истребили поголовно, а город прозвали…” (“Злым городом”, 1238 г.)

IV. Конкурс. “Восстановите историю!”

Команды должны определить последовательность событий, жюри учитывает время и правильность выполнения задания.

  1. Ледовое побоище

  2. Монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь.

  3. Невская битва.

  4. Наивысший уровень раздробленности.

  5. Правление Александра Невского – великого князя владимирского.

Ответы: 2, 3, 1, 5, 4.

  1. Монголо-татарское нашествие.

  2. Междоусобица среди сыновей Всеволода Большое Гнездо.

  3. Правление Андрея Боголюбского.

  4. Правление Всеволода Большое Гнездо.

  5. Правление Юрия Долгорукого.

Ответы: 5, 3, 4, 2, 1.

V. Конкурс. “Объясните понятие”.

Выбирается по одному представителю от каждой команды. Перед каждым представителем (по очереди) появляется табличка с понятием, которое он должен угадать с помощью своей команды. Команда должна дать формулировку понятия на табличке.

  1. Баскак

  2. Иго

  3. Дань

  4. Ярлык.

  5. Тысяцкий

  6. Вече.

VI. Конкурс. “Восстановите изображение!”

Как известно, время не щадит предметов прошлого и поэтому то, что мы можем увидеть в музеях – это результат кропотливой работы историков, археологов, реставраторов. В этом конкурсе командам необходимо собрать из кусочков какое-либо изображение и назвать его, например:

“Софийский собор в Киеве”

“Софийский собор в Новгороде”.

“Ледовое побоище” и т. д.

VII. Конкурс. “Знаете ли вы их имена?”

  1. “Был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал главой улуса Джучи. Участвовал во всех главных военных походах монголо-татар. В 1236-1243 годах возглавил поход монголо-татар в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов.
    По возвращении в 1243 году из европейского похода осел на Нижней Волге, где возникло государство Золотая Орда и была основана его столица – город Сарай-Бату”. (Батый).

  2. “Легендарный русский богатырь, рязанский боярин.(даты жизни неизвестны).В 1237 году возглавил отряд в 1700 человек противмонголо-татар. В бою он был убит. "Повесть о разорении Рязани Батыем" рассказывает о подвигах..” (Евпатия Коловрата).

  3. “Известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "РусскаяПравда". Поднялся престиж Русской православной церкви. Его слава приобрела международный размах. Правители европейских государств считали за честь быть его союзниками и родственниками. За свою деятельность прозван Мудрым”. (Ярослав Мудрый).

  4. “Последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-ападных границ Руси и примирения с татарами. Ещебудучи князем Новгородским на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями. Противоположную политику вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар”. (Александр Невский).