СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игра в ансамбле учит и воспитывает"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Игра в ансамбле учит и воспитывает"»


Работа с ансамблем народных инструментов

или

Игра в ансамбле учит и воспитывает



«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает  лучшим будущее»


Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки белорусской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для белорусской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношении к культуре своего народа.

Народные музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на окружающий мир ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и трепетное отношение к истории, традициям своего края и народа. Постепенно ребенок подготавливается к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей. Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности. Ребенок идет по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию.


Такая форма работы как ансамблевое музицирование очень плодотворна для развития креативного мышления. Через игру на народных инструментах осуществляется музыкально-творческое развитие детей, также способствует обучению с раннего возраста эстетическому восприятию явлений окружающей среды, обогощает духовную культуру.

Ансамбль – это совместное исполнение пьесы несколькими участниками. Выражение «хороший ансамбль» означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле инструментов.

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей пьесы; активизирует фантазию и творческое начало, заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества!

В ансамбле народных инструментов должна активно использоваться игра на народных инструментах, очень различных по своим звуковым характеристикам. Звонкие коробочки, трескучие рубели, эффективные трещотки, красочно расписанные веселые ложки, свирели, мельница, хлопушка, кугиклы, бубен являются ярким художественно-выразительным средством на начальном этапе музыкального восприятия учащихся, а так же подготавливают их к освоению более сложных народных инструментов, таких как цимбалы, гармошка.

В ансамбль принимаются все желающие дети. В процессе обучения учитываются особенности личности каждого ребенка, осуществляется индивидуальный подход. В зависимости от возможностей ребенка, уровня его развития к нему применяются различные требования в обучении. Это учитывается при посадке ребенка в народный ансамбль, при выборе инструмента.

Целью обучения и воспитания в ансамбле является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

Участие в ансамбле народных инструментов - это творчество неповторимое по эмоциональному состоянию, дающее человеку радость общения с народным инструментом. В этом одна из составляющих успеха.

Занятия в ансамбле ведутся дифференцированно и в три этапа:

- освоение инструмента на индивидуальных занятиях, подготовка к игре в ансамбле (занятия с концертмейстером, игра в ансамбле);

- групповые занятия;

- игра в основном составе ансамбля.

Задачи, которые стоят перед ансамблем:

  • возрождение народной культуры и духовности;

  • пропаганда народной музыки;

  • воспитание в ребенке любви к прекрасному;

  • формирование художественного вкуса, эстетического отношения к музыке в целом.

Образовательная деятельность в ансамбле включает элементы образования, обучения и воспитания и реализуется в учебно-воспитательном процессе, который состоит из:

  • индивидуальных занятий;

  • самоподготовки;

  • групповых занятий.

Приступая к работе над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии. В начале с каждым участником ансамбля нужно пройти его партии.

Для начинающих участников ансамбля проводятся занятия в игровой форме, где они все вместе должны выполнять задания, затем ритмические упражнения, например, проговаривая слова песни, прохлопать ритм;

Прошагать: шагать и хлопать ритм.

Такие задания можно варьировать: кто-то шагает, кто- то прохлопывает слова и т.д.

Научившимся извлекать звуки, предлагаются задания-игры в унисон и т.д., что может придумать педагог для интересного и увлекательного занятия. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, творческой активности, вовремя и правильно развивать музыкальные задатки ребенка.

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают ансамбль увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

На занятиях отрабатываются ансамблевые партии, уделяется внимание расстановке аппликатуры, выбору позиций, отработке штрихов и динамики. Кроме того, все педагоги играют в ансамбле, исполняя ведущие партии. Это помогает детям быстрее вникнуть в текст произведения, чувствовать себя спокойнее и комфортнее как на репетициях, так и на концертах, а также повышает авторитет педагога в глазах ребенка.

Важным звеном в учебном процессе являются групповые занятия. Они ведутся как по партиям, так и по группам инструментов, в зависимости от того, какую задачу на данном занятии ставит руководитель.

Любой детский коллектив является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими ценностями и задачами. У учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Итогом проделанной работы могут быть выступления в школьном концерте, участие в конкурсах, фестивалях. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть не сцене детям с разными музыкальными данными, делающих более уверенными в своих силах.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.